методическая разработка логопедического занятия с детьми дошкольного возрастав старшей группе с ОНР по теме: «Цветы»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Тришина Татьяна Григорьевна

Рекомендуемые игры по лексической теме "Цветы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры по лексической теме "цветы"18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка   логопедического занятия с детьми дошкольного возрастав старшей группе с ОНР по теме: «Цветы»                                                                                                  с использованием технологии дидактической игры.

Учитель – логопед ГБДОУ № 11 Тришина Т. Г.

1.Коррекционно-образовательные цели:

Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.
Закреплять в речи детей название полевых, луговых, садовых цветов.

2.Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать неречевые психические процессы (мышление, память)
  • Обогащение словаря за счет номинативной, предикативной и атрибутивной лексики;
  • Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.
  •  Согласование существительных с прилагательными в роде и числе;
  •  Употребление существительных   в косвенных падежах;
  •  Развитие словообразовательной функции речи;
  • Упражнять в подборе синонимов;
  • Формировать навыки фонематического анализа;
  • Развивать связную речь путем составления распространённых предложений.

3.Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать произвольное внимание на протяжении занятия;
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в коллективе.
  • Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;
  •  Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.

Оборудование: Картинки с изображениями полевых, садовых, лесных цветов, листы белого, василькового, синего, желтого, красного цвета,  мяч, части цветка.

Ход занятия:

Ребята, к нам пришло письмо, где сообщается, что злой волшебник решил избавиться от цветов и заколдовал их. Давайте отправимся в путешествие, чтобы расколдовать их. Поедем? А на чем вы поедете, узнаете, отгадав загадку: «Братцы в гости снарядились, друг за друга уцепились и умчались в путь -  далек, лишь оставили дымок»(поезд).Но чтобы сесть на поезд нужно отстучать стук колес.

Дидактическая игра: «Простучи, как я».  (Дети отстукивают ритмический рисунок по слуховому восприятию)

Занимаем места (ряд стульев), отправляемся.

Дидактическая игра: «Назови цветочную поляну».

- Посмотрите, какого цвета поле? (лист бумаги красного цвета).

- Какие цветы могли расти на этом поле? Какое это поле?

- Маки. Маковое поле.

- Посмотрите, какого цвета поле? (лист бумаги голубого –незабудки; белого – ромашки; желтого мать - мачеха, лютики; синего цвета –колокольчики; васильки ). Как называются цветы, растущие на поле? Ответы детей.

Дидактическая игра: «Сосчитай 2 и 5».  
Один лютик, два лютика, пять лютиков ( незабудка, ромашка , василек,  колокольчик, мак и т. д.)

Вот мы и расколдовали полевые цветы. Выходим из поезда помогать расколдовывать другие цветы.

Дидактическая игра: « Отгадай слово».

На фланелеграфе выложен звуковой анализ слова пион.

- Какое название цветка здесь  зашифровано.  Дети отгадывают слово, анализируя фонематический анализ, по вопросам логопеда (количество слогов, гласных и согласных звуков по твердости и мягкости).

Где растет этот цветок? Какие еще садовые цветы вы знаете?

Дидактическая игра: « Послушай, запомни, повтори, дополни». 

Ребёнок   называет название садового цветка, следующий ребёнок повторяет предыдущий ответ называет другой садовый цветок и т.д.

 Пальчиковая  гимнастика:  «Наши  алые  цветки».

Наши алые цветки (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальцы медленно раскрываются)

Ветерок чуть дышит (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки (пальцы медленно закрываются)

Тихо засыпают, головой качают (производятся покачивания головой цветка).

- Ребята, вспомните, что делали цветы. (Дети называют действия цветов из текста)

-Что еще могут делать цветы?

(Дети называют, что еще могут делать цветы)

Дидактическая игра: « Четвертый лишний»

-Цветок, цветочек, подсветка, цветочница.

Сад, садовник, садовод, сосед.

Лопата, лейка, ножницы, метла.

-Как называют людей, которые ухаживают за цветами? (садовниками)

Дидактическая игра: « Что, делают садовники?»

Дети называют, что делают садовники, полным предложением.

(Например: Садовники высаживают рассаду цветов. Садовники удобряют почву, чтобы цветы росли крупными и красивыми).

Дидактическая игра: «Как сказать иначе?» (игра с мячом)

Красивые -  привлекательные, яркие, чудесные, пестрые, привлекательные, милые.

Пахучие – душистые, ароматные. Нежные – хрупкие.

Крупные – большие; Маленькие – мелкие, изящные, миниатюрные.

 Мы и расколдовали и садовые цветы. Вот еще одно задание надо выполнить, чтобы расколдовывать цветы.

Дидактическая игра:   «Соедини по точкам» . Развитие графомоторных навыков

Дети соединяют по точкам части растений.

- Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей

Дидактическая игра: «Назови части цветка» .

- А сейчас мы  будем собирать цветок.  (Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям по словесной инструкции детей) - Назовите самую главную часть цветка? (Корни).– Где мы их расположим? (внизу доски) - Что идет после корня? (Стебель) -Где мы его расположим? (От корней вверх)- У цветка есть?… (Листья.) – Где мы их расположим?           ( Справа и слева от стебля)  Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) -Где мы его расположим? (На верхней части стебля)  И остались?… (Лепестки) -Где мы его расположим?(На верхней части стебля) -  Какой цветок у нас получился?  (Подснежник)

Где растет этот цветок?

Дидактическая игра: «Почемучка»

- Почему так назвали цветы – «первоцветы»?

- Почему цветок получил название «подснежник»?

- Какие ещё лесные цветы вы знаете?  (ландыш , фиалка, ветреница, медуница, иван-чай )

- Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? ( И хорошо, и плохо)

 - В чем вы видите хорошее? (  Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом.  Дарит радость.)

 - В чем вы видите плохое? (Если цветок сорвали просто так , а потом бросили.)

Вот мы и расколдовали лесные цветы. Теперь Чародей    навсегда покинул страну цветов. Пора отправляться домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, старшая группа - театральная речевая мастерская - "Волшебная книга"

Цель: использование театральной деятельности для формирования основ речевой и языковой культуры, совершенствования разных сторон речи ребёнка.Задачи:- разнообразить содержание, методы и приёмы работы ...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы по теме «Осенние посиделки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки»...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с нарушением зрения " Поход в осенний лес"

Развитие лексико - грамматическогостроя речи на материале темы " Дикие животные".Использование различных здоровьесберегающих приёмов....

Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"

Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"...

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ФНР на тему «Осенняя ярмарка»

Автоматизация звука [Л] в словах и предложенияхЦель: коррекция речевых нарушений путем развития познавательной, двигательной,  и эмоциональной сферы.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточн...