Главные вкладки

    Конспект НОД для детей подготовительной к школе группе с ТНР "Путешествие в космос. Автоматизация звука [Р]".
    план-конспект занятия по логопедии

    Позднякова Оксана Анатольевна

    Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы. Цель занятия: автоматизация звука [Р ] на базе лексической темы "Космос"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx26.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9»

    Конспект НОД

       подготовительной к школе группы компенсирующей

    направленности «Путешествие в космос».

                                                        Разработан

                                                                        учителем-логопедом

                                                                     Поздняковой О.А.

    2016

    Цель: автоматизация звука [Р] в словах, предложениях, связной речи.

    Коррекционно-образовательные задачи:  совершенствование грамматического строя (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных в словах со звуком [Р], образование относительных прилагательных); формирование представлений о космосе, планетах солнечной системы; совершенствование навыка чтения слогов.

    Коррекционно-развивающие задачи:  развитие артикуляционной, общей и мелкой моторик,  направленной воздушной струи,  координации движений, зрительного восприятия и внимания, мышления, навыков речевого общения, связной речи; развивать навыки звукового анализа, фонематический слух.

    Коррекционно-воспитательные задачи: формирование навыка сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

    Предварительная работа:  постановка звука [ Р], автоматизация в словах,

    Формирование навыков фонематического слуха, работа над общими речевыми навыками.

       

    Материал и образовательные ресурсы:  интерактивная доска,  презентация,  картинки  для проведения  артикуляционной гимнастики, набор для игры «Рыбалка»,  массажные шарики для Су-Джок , мяч, набор бутылочек для игры «Еда космонавта» (с наклейками предмета посуды и продукта питания),  разрезные картинки, раскраски на тему «Космос», игрушки и предметы со звуком [Р], счетные палочки, 3 бумажных рюкзака с изображением места звука в словах, эмблемы космонавтов, индивидуальные пособия  «Ракеты» для развития воздушной струи, фасоль, макет ракеты и картинки планет.

                                       

                                Ход образовательной деятельности.

    1. Организационный момент.  Развитие навыков звукового анализа. Объявление  темы занятия.

        Логопед здоровается с детьми, обращает их внимание на присутствующих гостей и предлагает сесть на стульчики тех ребят, кто правильно назовет 1 звук в словах:    ракета, скафандр, Уран, Венера,  орбита,  ракетоноситель.

    Логопед. Какой звук повторяется во всех этих словах?

    Дети. Звук [Р].

    Логопед. Правильно. Мы сегодня с вами будем продолжать тренировать правильно произносить звук [Р] и для этого мы отправимся в небольшое  путешествие. Кто из вас догадался по словам, которые я произносила,  куда мы отправимся в путешествие?

    Дети. В космос.

    Логопед. Молодцы. У нас с  вами будут эмблемы, которые говорят о том, что мы с вами начинающие космонавты и отправляемся в космическое путешествие. (Раздать эмблемы)

    Логопед.  А сегодня у нас еще один гость. Отгадайте, кто это? Этот мальчик друг ребят, с ним каждый встрече будет рад. В его имени тоже есть звук  [Р]  (Буратино просит ребят научить его проговаривать тот звук, который стоит последним в слове скафандр ( звук [Р].  )

    Презентация. Слайд 2.

    II. Основная часть

    1. Характеристика звука по акустико-артикуляционным признакам. Формирование  темпо-ритмической стороны речи.

    Логопед. Давайте покажем Буратино, как вы умеете произносить звук  [Р] с определенным ритмом. Я буду отхлопывать ритм, а вы повторять звук  [Р] в таком же ритме.  ( //, ///, / //, // /, /// /, // //)

    Характеристика звука (согласный, звонкий, твердый, при произнесении кончик языка упирается в альвеолы и вибрирует)

    2.  Развитие артикуляционной, мелкой моторик. Работа над развитием дыхания.

    Логопед. Что нам нужно для того, чтобы отправиться в космос? (скафандр, ракета)  Для того  чтобы отправиться в путешествие, нам нужно настроить  мотор у нашей ракеты и навести на ней порядок и снаружи и внутри.

    1) Массаж лица:

    - поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам;

    - поглаживание от средней линии подбородка к ушным раковинам;

    - «пальцевый душ» вокруг рта (постукивание четырьмя пальцами)

    2) Артикуляционная гимнастика с показом картинок и выполнением упражнений руками (биоэнергопластика):

    - упражнения «Чистим зубки», «Маляр» (покрасим нашу ракету), «Качели»,   ( сотрем пыль и вверху и внизу ракеты),  «Барабан» (проверим как работает мотор» « Часики» - проверим наши часы перед полетом).  

    3)Массаж пальцев рук с помощью массажных мячей су-джок и проговариванием:

    Мы со звуком Р играем                           Катать мячик по ладоням

    И тихонько повторяем                            

    Ра-ра,-ра,                                                  Зажимать мячик по очереди большим

    Начинается игра.                                       и указательным, большим и средним

                                                                         пальчиками и т. д.

    Мы со звуком Р играем                            На правой руке.

    И тихонько повторяем

    Ру-ру-ру

    Я друзей с собой беру.

    Мы отправляемся на ракете в путешествие с нашей планеты Земля.

    4) Упражнение «Ракеты», направленное на развитие воздушной струи. Детям нужно сдуть  картинки ракет  с плоскостного изображения Земли.

    3. Игра  на планете «Меркурий». Развитие фонематического слуха,  Формирование представлений о солнечной системе. Психогимнастика.

      Логопед по очереди показывает картинки, вставляя их в макет ракеты,  и рассказывает о солнце и планетах.

    Логопед. Отгадайте загадку: «Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (солнце). Покажите, какое  у вас настроение, когда нет солнышка. А когда светит ласковое солнышко?  

    Наша система называется солнечной, потому что всё движется вокруг самой большой звезды – Солнца: спутники, кометы, астероиды, разные планеты и даже наша планета Земля. Солнце настолько большое, что притягивает к себе все объекты и не даёт им улететь в открытый космос, а планеты, пытаясь улететь, всё время движутся по кругу. Эти круги называются орбитами.

        Давайте посчитаем сколько у нас орбит, четко проговаривая звук [ Р]? (одна орбита, две орбиты и т.д.  Значит, сколько у нас планет?

        Мы прилетели на  планету Меркурий. Давайте произнесем правильно название этой планеты? Эта планета находится ближе всего к солнцу. Эту планету можно увидеть с земли ранним утром. Она светится очень ярко перед восходом солнца и люди называют её утренней звездой.

    Как вы думаете, можно ли жить на Меркурии? К сожалению, нет, ведь она так близка к солнцу и температура на поверхности планеты очень высокая. Всё, что не ней окажется – сразу сгорит.

    Сейчас  мы поиграем в игру  «Волшебная дорожка», на которой по всей видимости есть следы жителей  какой-то  планеты. Ваша задача,  аккуратно пройти по следам  и выбрать только те предметы или картинки, в названии которых есть звук  [Р].  Выбрать нужно 3 предмета.

    4. Игра «Разложи по рюкзакам» Совершенствование навыка звукового анализа.

    Логопед. Мы прилетели на  планету Юпитер. Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Вокруг этой планеты постоянно бушуют ураганы, звёздные пыльные вихри делают поверхность планеты очень красивой.

    Детям предлагается разложить выбранные предметы по рюкзакам,  в зависимости от места звука в словах.

    5. Игра с мячом на планете  Марс. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    Логопед. Сейчас мы с вами подлетели к  планете Марс. Повторите это слово. Космические корабли очень близко подлетали к Марсу и узнали, что на нём когда-то были озёра и реки, но со временем они испарились, оставив на поверхности красные следы. Её так и называют – Красная планета. Кстати, на Марсе все предметы становятся легче. Как вы думаете, если бы на этой планете жили бы жители, как бы мы их называли?

            Мы с вами поиграем на этой планете в игру «Назови ласково»

    Ракета-ракетка, рот-ротик (роза, Марс, корабль, мотор, краб и т.д.)

    6. Игры   «Чего нет?»  и «4 лишний» на планете  Уран.  Развитие логического мышления мышления, произвольного внимания, навыка правильного употребления существительных в родительном падеже.

    Игры с интерактивной доской.

    Логопед. Мы прилетели к  планете Уран, который  вращается в противоположную сторону от всех планет. Некоторые учёные считают, что поверхность этой планеты – огромный океан, а внутри у него каменное ядро. Кольца Урана состоят из звёздной пыли и слегка различимы.

    1) Детям предлагается закрывать глаза и угадывать какая картинка исчезла, ответив на вопрос: «Чего нет?» Слайд  3

    2) Ребятам предлагается определить,  какая картинка лишняя в зависимости от наличия звука [Р]   Слайды  4-8

    7. Игра «Звездная рыбалка» на планете  Нептун.  Определение количества слогов в словах. Развитие синтаксической стороны речи.

    Эта планета Нептун. Эту планету обнаружили всего 200 лет назад. Вокруг Нептуна постоянно движется белое облако. Оно является причиной сильных ветров на планете. Красивая голубая планета напоминает водяной шар.

    Логопед. На этой планете  мы поиграем в необыкновенную рыбалку . Вам нужно  поймать звездочку, назвать предмет, который на ней изображен  и положить в один  из космических контейнеров  в зависимости от количества слогов.

    Предлагается сесть на ковер, придумать с одним из слов предложения, выложить схему этого предложения из счетных  палочек.

    8. Динамическая пауза.

    А сейчас мы с вами дети                         Маршировать

    Летим дальше на   ракете                       Руки вверх, образуя ракету, маршируя.

    На носки поднимись.                               Подняться на носках.

    А потом руки вниз.                                   Опустить руки.

    Раз, два, потянись.                                     Тянуться вверх.

    Вот летит ракета ввысь.                            Прыгать на месте.

    9. Игра «Обед в космосе» на планете Венера.  Образование относительных прилагательных. Развитие синтаксической стороны речи.

    Логопед. Венера – самая загадочная планета, она вся затянута облаками. У Венеры есть атмосфера, но воздух такой тяжёлый, что человек не сможет его вдохнуть. Эту планету называют сестрой Земли потому, что на ней тоже есть вулканы, горы и песок.  Температуру Венеры можно сравнить с разогретой сковородой и жарить там яичницу.  Мы с вами так долго летим, давайте покушаем как настоящие космонавты. Вы же знаете, что из-за невесомости  вся еда у космонавтов упаковывается в специальные тюбики. Давайте выберем каждый по 2 тюбика и назовем, что вы сегодня ели на обед. ( На бутылочках нарисован один из видов  посуды и продукта питания).

    Игра проводится сидя на ковре.

    Ребенку нужно составить предложение с образованием относительных прилагательных. Например, если нарисована тарелка и рыба, то предложение может быть таким: «На обед я съел рыбный суп»

    10. Игра  «Буква Р» . Обучение элементам грамоты

    Логопед: Мы  у  планеты Сатурн.  Сатурн – планета чуть меньшего размера, чем Юпитер, на его поверхности все предметы становятся немного тяжелее, чем на Земле.

    Эту планету всегда можно узнать по красивым кольцам. Поверхность планеты напоминает желе или зефир, поэтому жить на такой планете нельзя.

       Логопед: Мы с вами говорили о звуке, а теперь поговорим о букве. Как выглядит буква Р помните? На что она похожа? Посмотрите, где ее можно увидеть.   Слайд 9

    Письмо буквы в воздухе. Выкладывание из фасоли.

    Появление сообщения от Буратино, что он научился произносить звук [Р  ] Слайд 10

    Чтение прямых и обратных слогов с буквой Р. Слайд  11

    11. Игра «Исправь ошибки Буратино».  Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи  с использованием мнемодорожек. Пересказ.

    Логопед: Мы с вами возвращаемся из нашего путешествия на нашу красавицу планету. Как она называется? Это единственная планета, на которой живут люди, растут деревья. Есть моря, горы, разные животные. Всё потому, что вокруг земли есть атмосфера – воздух, которым мы дышим. Учёные называют Землю космическим оазисом.

     Слайд  12

    Логопед: На нашей планете Буратино приготовил нам задание. Он придумал рассказ и написал его, но что-то в нем не так. Послушайте его.

    Я летал в космос на ракету.  Ракета была красную цвета.

    В космосе видел  Марс и Сатурион.  Я был очень рада.

        Исправляются ошибки в каждом предложении и появляются на слайде 13 мнемодорожки на каждое предложение.

    Пересказ полученного рассказа 2-3 детьми.

    III. Итог занятия.

    «Буратино благодарит» ребят, теперь он научился говорить правильно звук [Р] и дарит им раскраски о космосе. Слайд  14

    Подведение итогов занятия. Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на уроке, какие планеты существуют в солнечной системе, какой звук ребята проговаривали на занятии.  Оценка работы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе Тема: «Герои космоса»

    План-конспект непосредственно   образовательной деятельностис дошкольниками в подготовительной к школе  группеТема: «Герои космоса»...

    План-конспект НОД (познание,подготовительная к школе группа) Тема: «Путешествие в космос»

    Стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать....

    Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"

    Конспект подгруппового  занятия в подготовительной к школе группе на тему "Космос"...

    конспект ООД с детьми подготовительной к школе группы на тему"Космос" к проекту "Космос"

    Конспект занятия по ФЭМП на лексическую тему "Космос" с использованием ИКТ и интерактивной технологии MIMIO.  Занятие проводится в подготовительной к школе группе с детьми малой подгруппы для инд...

    Конспект образовательной ситуации в подготовительной к школе группе "Удивительный мир космоса"

    Образовательная ситуация знакомит дошкольников с таинственным миром космоса - звездами, созвездиями, планетами. Дети получат новые знания о первом космонавте, создадут коллективную композицию о космос...

    Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыТема «Путешествие в космос»

    Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыЦель: Содействовать развитию речи на музыкальном занятии, путешествуя в космос. Задачи...

    Конспект сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе "Путешествие в космос"

    Тема: «Путешествие в космос». Программные задачи:Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетном игры, используя атрибуты.Развивать способность совместно развертыв...