Методическая разработка по теме: "Развитие фонетико-фонематической стороны речи с опорой на лексические темы" (сокращённая версия)
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

С полной весрией можно ознакомиться здесь 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа по развитию фонетика –фонематической стороны речи с опорой на лексические темы . ( В РАБОТЕ СДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) Учитель-логопед БГДОУ № 70 Досина Лилия Захаровна

Слайд 2

Актуальность темы. На современном этапе развития логопедии, рассматривая вопросы формирования фонетика-фонематических процессов у детей особое внимание уделяют обогащению и развитию лексики.

Слайд 3

Лексика (от греческого — «относящийся к слову», «слово», «оборот речи») —она является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких-либо объектах, явлениях. Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - слова, которые ребенок понимает. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит.

Слайд 4

Для совершенствования пассивного и активного словарного запаса детей , необходимый речевой материал подается в игровой форме. Так у ребёнка появлялся мотив , а следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. В такой ситуации дети чувствуют себя почти наравне со взрослыми. Поэтому в нашей работе использовались различные игры для развития лексической стороны речи по темам. В процессе коррекционной работы мы использовали следующие варианты игр : ТЕМА: « ОВОЩИ И ФРУКТЫ» 1 . «Писатель» Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану: Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят ? 2 . «Вершки-корешки» Цель: Расширение знаний об особенностях различных овощей. До игры объясняли, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растёт в земле (корешки). Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидоры и т.д.), а другая приседать, когда логопед назовет «корешки» (картофель, лук, редис). Той команде, которая выиграет одевали маски овощей, или пели песенку .

Слайд 5

ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ » 1 . «Микрофон» Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках логопеда тоже микрофон. План вопросов: Что это? (Головной убор …). Из каких частей состоит? Какого цвета? В какое время года носят? Кто одевает? (мужчины, женщины, дети ). 2. «Магазин» Ребёнок описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. «Продавец» (логопед) отгадывает, о чём идет речь, и отдаёт «покупателю» картинку с изображением «покупки ». 3. «Кто во, что одет » Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. Например: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без». Потом мы «фотографировали» детей (из игрушечного фотоаппарата). Дети оставались довольными.

Слайд 6

ТЕМА: «ПОСУДА» «Столовая» На ребёнка одевается фартук, косынка и т.д. На столе расставлена игрушечная посуда, ребёнок сервирует стол к приходу гостей. (Приходит или кукла, игрушки или дети). Логопед задаёт вопросы: «Какую посуду нужно поставить для завтрака, ужина?»; «Какая посуда нужна, чтобы сварить суп, кашу …» и т.д. Дети помогают перечислять посуду, а ребёнок «официант» ставит на стол названные предметы . 2. «Писатель» План рассказа: Что это? (назначение: столовая посуда, кухонная посуда, чайная посуда, столовые приборы). Из каких частей состоит? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Из какого материала изготовлено? В какое время суток используют ?

Слайд 7

Этапы работы.

Слайд 8

Развитие неречевого слуха с опорой на лексику «Светофор» (распознание слов и предметов) Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания(лексическая тема фрукты-овощи) Упражнения включают задания на: распознание предметов , слов, звуков. распознание звучащих инструментов , звучащих предметов . (губная гармошка, свисток, дудочка, крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги) действий предметов ( хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта)

Слайд 9

Развитие речевого слуха. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру). Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо). Лает собака: АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п. Упражнения включают задания на : Различение одинаковых слов, фраз, звуко -комплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса Различение слов, близких по звуковому составу Дифференциация слогов Дифференциация фонем

Слайд 10

Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Игры для развития навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Цель: упражнять детей в делении на слоги. Предметные картинки, схемы для односложного, двухсложного, трёхсложного слов. Подобрать слову схему . Назови животных. В каких словах один слог, в каких два, в каких три? Как ты думаешь, кто из животных будет жить в одноэтажном доме, кто в двухэтажном, а кто в трёхэтажном? Определение количества слогов в словах разной сложности Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука Выделение из слога гласного, затем согласного звука Выделение первого и последнего звука в слове Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения Определение места, количества, последователь- ности звуков в слове Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками )

Слайд 11

Сколько слогов в названиях этих предметов? Соедини каждый предмет линией с подходящей схемой. Раздели слова на слоги Нарисуй под каждой картинкой столько кружков, сколько звуков в слове .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ»

В методической разработке рассматриваются причины, формы, степени дизартрии.  Особенности состояния речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Представлена технология диагностическо...

Методическая разработка по теме" Развитие лексической стороны речи младших дошкольников в процессе ознакомления с материалами"

Данная методическая разработка представляет серию занятий для обогащения и активизации словаря младших дошкольников через ознакомление с различными материалами. Материал разработки может использоватьс...

Методическая разработка НОД по развитию фонетико-фонематических представлений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Методическая разработка адресована учителям-логопедам компенсирующих групп ДОУ...