Проект «Зимушка – зима по творчеству Г.Р. Граубина
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Злобина Анастасия Анатольевна

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течении двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мы расскажем вам стихи

Слайд 4

ЗИМА

Слайд 5

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗИМЫ

Слайд 6

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Слайд 7

СИБИРЬ - СНЕГ

Слайд 8

ЗИМА НА КОЛЁСАХ

Слайд 9

БЕЛЫЕ СТРОКИ

Слайд 10

ЁЛКИНА ПЕСНЯ

Слайд 11

НОВОГОДНЯЯ ГОРКА

Слайд 12

ЛЕДЕНЦЫ

Слайд 13

ЗИМНИЙ РАССВЕТ

Слайд 14

СУГРОБ

Слайд 15

ИЗЛОМ ЗИМЫ

Слайд 16

ЗАЯЦ_БЕЛЯК

Слайд 17

РУМЯНЕЦ

Слайд 18

ПЕЧЬ

Слайд 19

ЗАМАРАШКА

Слайд 20

ПЕЛЬМЕНИ

Слайд 21

ПОЛЮСА

Слайд 22

МОРОЗИЛЬНИК



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 пгт Кокуй Сретенского района

Методическая разработка

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ «Зимушка-зима», посвященная творчеству Г.Р. Граубина

Выполнил:

Воспитатель Грядунова М.Н.

Учитель-Логопед Злобина А.А.

Пгт Кокуй, 2019 г.

Тема: «Вот она, гостья – зима!»

Цель: формирование интереса и потребности в чтение книг у дошкольников.

Задачи: познакомить детей с поэзией Г.Р.Граубина –как одним из жанров литературы., развивать навыки выразительного, эмоционального чтения стихотворения, помогать почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово и картины о зиме, активизировать словарь по теме» ЗИМА» воспитание любви к книгам.

Коррекционно-образовательные задачи (для детей с ОВЗ): создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка, воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям, развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений, автоматизация поставленных звуков.

Предварительная работа; чтение и заучивание стихотворений Г.Р.Граубина, рассматривание иллюстраций к стихотворениям, выставка книг «Творчество Г.Р.Граубина»

        Ход.

Воспитатель: Добрый день, добрый час

Как я рада видеть вас.

Я приглашаю Вас в литературную гостиную, где мы сегодня будем выступать и стихи читать.

Стихи бывают разные

Хорошие, простые. Стихи бывают грустные. Бывают и смешные.

Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочную страну, где растут необычные деревья, на которых вместо листьев книги.

Ну, что готовы, тогда начинаем наше путешествие.

Жил был не в тридесятом царстве, а в нашем государстве.

Скажите, ребята, в каком крае мы живём? ( Мы живём  в Забайкальском крае).

- А, как называется центр Забайкальского края. ( г. Чита)

В нашем Забайкальском крае жил человек и было у него доброе сердце и умелые руки. Такие умелые, что он лечил паровозы. Но больше всего он любил детей.

-Про кого ребята я сейчас говорю. (Про Г. Граубина.)

-Ребята, кем он был. ( Он был писателем).

-Какие книжки писал? (Детские) Значит каким он был писателем? (Он был детским писателем)

Да, ребята, мы познакомились с Г.Р. Граубиным – нашим Забайкальским поэтом и писателем. Родился он 1929 году в селе Усть- Дая Сретенского района. Он наш земляк.

-Ребята, а кто такой земляк? (Это тот, который живет в Забайкальском крае). Мы с вами знакомились с его книгами и узнали, что Георгий Рудольфович очень много писал о животных, о природе Забайкальского края. Сегодня ребята приготовили  для нас стихи.

- С каждым днём всё холоднее, Греет солнце всё слабее. Всюду снег как бахрома. Значит к нам пришла… (зима).

Приглашаем _____________________ прочитать стихотворение «Зима»

Белые мухи во двор прилетели.

В поле обмёрзлом проснулись метели.

Зайцы     от страха трясутся под стогом.

Белые змеи ползут по дорогам.

Дятлы по соснам стучать перестали.

Рябчики в снег зарываться устали.

В землю ушли с головой тарбаганы.

Кашляют глухо в распадках гураны.

Лёд на реке с синеватым изломом.

В стужу стреляет он с пушечным громом.

Вечер в дома чуть не в полдень приходит.

Солнце за тучами отпуск проводит.

Но на ветвях обозначились  точки.

Зреют. Взорваться готовые почки.

Сонный подснежник глухими ночами.

В днище сугроба стучит кулачками.

«Строительство зимы» прочитает Ушаков Тимур.

Запечатывая лужи, на работу вышли стужи.

Землю обручем схватили до весны не разорвать.

Речки льдом заколотили, карасей загнали спать.

Муравьёв закрыли в кучи, до тепла не выходи.

На корню в лохматых тучах, заморозили дожди.

Штукатурят землю снегом, сыплют будто из ведра.

Не прикидывая, всем ли, хватит этого добра.

Пашни, рощи, буреломы завалили серебром.

В сутки белые хоромы возвели куда с добром.

В том, что зимние постройки, хорошо мороз сложил.

Расписались клювом сойки, заяц лапу приложил.

Воспитатель: Он всё время занят делом.

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым.

Всё, что видит на пути.  Что это? (Снег).

Расскажет стихотворение _____________________ о первом снеге.

Падают рябины, красные дробины.

Ивы раздеваются в воду встав по грудь.

Будто собираются в озеро нырнуть.

А под ними в яме прячась от зимы.

В тину штабелями, улеглись сомы.

Ночью будто молот над сомами бьёт.

То клепальщик холод склёпывает лёд.

Ткёт ткачиха осень, белые холсты.

Укрывая озимь, травы и кусты.

Ходит заяц грустный, он не грустит.

Как кочан капустный, первый снег хрустит.

Только вкус и запах горький у него.

Лес в еловых лапах ночью мял его.

Воспитатель: Ребята, а какой бывает снег?(белый, пушистый, рыхлый.)

- А каким снег не бывает никогда, расскажут ___________________.

Сибирь- снег.

Снега у нас в Сибири на всякий вкус и цвет.

Наверно в целом в мире снегов подобных нет.

Бывает снег колючим, бывает снег скрипучим.

А есть литой, крупчатый, как рожь ядрённый-

Хоть загребай лопатой и засыпай в сусек.

Бывает снег пушистым, бывает чёрствым снег.

И даже каменистым как высохший чурек.

А есть сталь упругий, спрессованный пургой.

Его не врезать плугом, ни распилить пилой.

Придёт неумолимо в мой край сибирский снег.

И в 23век он будет всяким: блёклым, блестящий как слюда.

С дорожной пылью в порах, сухим как в банке порох.

Таким сырым и мокрым, что липнет даже к стёклам.

Одним лишь тёплым не будет никогда.

-Зимой так быстро проходят дни, что иногда не успеваешь замечать изменения за окном.

Стихотворение «Зима на колёсах» расскажет ____________________

Мимо станции Зима, мимо города Усолье.

Едет в ледниках Зима, по зелёному раздолью.

Ели сохнут от жары, сосны живы еле –еле.

В Енисее осетры, от загара почернели.

Можно запросто блины, печь на крышах раскалённых.

А морозам хоть бы хны, едут в ледниках- вагонах.

На восток везёт зима, преогромные корзины.

В них лимоны и хурма, груши, яблоки, маслины.

Охраняют холода  апельсины с виноградом.

Ледяные поезда аппетитно пахнут садом.

А когда они потом возвращаются на запад.

Пахнут сайрой и кетой, источая рыбный запах.

Вот бы в ледниках на юг, утянули паровозы.

Хоть немного наших вьюг, наши зимние морозы.

Но трудяги поезда, мимо станций удивленных.

Возят только глыбы льда, в опечатанных вагонах.

-Ребята какой праздник нам дарит зима? (Новый год).

Про нашего зимнего волшебника нам расскажут _______________________

«Белые строки»

Там куда не залетит даже ястреб смелый.

Белый- белый дом стоит на опушке белой.

В белом доме- белый пол, белый стул и белый стол.

Белые дорожки, белый веник и клюка.

Шкаф белее молока, всё из крупки , куржака.

Инея порошки.

В пору летних тёплых гроз, в ледяной квартире.

Отдыхает Дед Мороз самый главный в мире.

В белый ворот прячет нос, носит белую доху,

Валенки, калоши, белый галстук и платок,

Свитер белый как творог, всё на снежном на меху.

Куржаке, пороше,

Дед на белые часы смотрит временами.

Гладит белые усы, белыми руками.

Да глядит в календаре. Что должно быть на дворе.

Мокрый снег или позёмка,

Наконец себе пора говорит он громко.

Быстро – быстро белый лёд колет для растопки.

Спичку белую кладёт в ледяную топку.

Пых и вот чадит лёд заледенелый.

И над крышей дым валит белый- белый- белый.

Дым уходит в высоту, стелется по елям.

И ложится на Читу, на Якутск, на Воркуту.

Одеялом белым.

Ну, а дед одежду с плеч белый хворост носит в печь.

Чтоб летело из трубы больше белой сажи.

На Саратов, на Торжок, на платаны, на дубы

И на пальмы тоже продолжает дед носить белые поленья.

Только тут я попросить должен извиненья.

За окном летит снежок на окошке иней.

И от этих белых строк стал я синий, синий.

Новый год чудесный праздник в центре внимания была ёлка, о некоторых подробностях из жизни ёлки мы узнаем из стихотворения «Ёлкина песня» _________________

Родились у старой ёлки, внучки: крохотные ёлочки-колючки.

Крохотные ёлочки –щетинки, тонкий стволик, хрупкие щетинки.

Бабушка их от ветра их спасала, бабушка им песни напевала.

Если от ветров не упадёте, вырастите в город попадёте.

Будут дети танцевать у ёлок, только у нарядных век не долог.

Лучше стать столом, скамейкой, умной книгой, справочником, картой.

А быть может скрипкой станет кто-то, петь со сцены тонкая работа.

А быть может, кто-то и в ракете улетит в неведомой планете.

Подружитесь, внучки с человеком и ваш век счастливым будет веком.

Без людей от вас не будет толка, вот вам и неграмотная ёлка.

-Катание с горок одно из самых любимых развлечений.

-Ребята, на чем можно кататься с горок.(на санках).

Даша Дорофеева расскажет нам стихотворение «Новогодняя горка»

Хоть день как в Антарктике льдины.

Холодный манит ребятишек каток новогодний.

Кто едет на санках, а кто на кукурках.

Но чаще всего на пальто да на тужурках.

В полночное время, приходят к катушке.

Немного стыдясь старики и старушки.

Кряхтением бодрым восторг выражают.

И с горки на месте сидячем съезжают.

Домой накатавшись уходят степенно.

И тут появляется новая смена.

Забыв про размолвки и вечные драки.

Восторженно с горки съезжают собаки.

Когда б не они из лесов втихомолку.

Пришли бы кататься медведи и волки.

Потом бы с добычей ушли в буераки.

Пускай уж катаются лучше собаки.

-Ребята, в следующий раз, когда пойдёте гулять на речку Шилка обратите внимания на красоту льда, как переливается и блестит. О таких леденцах прочитает стихотворение Артамонова Соня.

Как долго льды и льдинки, лежат на берегах.

Давно стоят былинки, на тоненьких ногах.

Гуляют в буреломах, ватаги медвежат.

Слетает цвет с черёмух, а льдинки всё лежат.

И реки, и речушки, и ручейки- юнцы.

Грызут как будто сушки сосут как леденцы.

В укромное местечко их прячут про запас.

Холодный лёд для речки, что эскимо для вас.

-А как красиво зимой в лесу. Куда не глянешь всё покрыто пушистым снегом. В лесу тихо- тихо и только снег поскрипывает снег.

Ермолина Яна «Зимний рассвет»

Ночью выпал снежок, он лежит на крылечке.

Словно взбитый белок, подрумяненный в печке.

Спят в снегу снегири, как на чистой простынке.

И у них от зари зарумянились спинки.

Нарумянен сугроб на деревьях румяна.

Как брусничный сироп, розовеет поляна.

Розовеет река, горы справа и слева.

То рассвет облака, распалил для согрева.

Луч прошёлся по ним словно чиркнул кресалом.

Заклубились как дым облака над увалом.

Зачадили и вдруг красным вспыхнули светом.

Всё окрасив вокруг тёплым розовым  цветом.

Оттого и снежок, что лежал на крылечке.

Стал как взбитый белок в подрумяненной печке.

_Яна, нам рассказала какие нарумяненные сугробы стоят в лесу, а долго ли простоит такой сугроб. Расскажет стихотворение ________________

«Сугроб»

Он до последних дней апреля, как белый зверь лежал в кустах.

Куржак набрасывал на ели, осинки за ноги держал.

А нынче солнце подложило в костёр весны своих лучей.

И снег в воронках закружило как старый храм снесло в ручей.

Сугроб лежал в поту и в пене, угрюмо землю леденя.

И солнце в тот костёр весенний ещё подкинуло огня.

И он обмяк, дымясь как вата расплылся лужей вкривь и вкось.

И к луже той пришли лосята, а вместе с ними старый лось.

Они ступили в эту лужу, а вряд ли кто подумать мог.

Что вчерашний сгусток стужи, лежал у их лосиных ног.

-Да, ребята зима уходить не хочет и какие преграды она устраивает всем животным и птицам. Нам расскажет стихотворение ______________ «Излом зимы»

Погода как хамелеон, встречаю март с большой опаской.

То засквозит со всех сторон, то опахнёт теплом и лаской.

Его коварству нет границ, то вдруг прикинется весною.

А та в снегу уснувших птиц покроет коркой ледяною.

Они как в погребе, в снегу, что ночью выпал по колено.

Я сам не раз ходил в тайгу, чтобы их вызволить из плена.

Не глухари, а снежный ком как бы живая дичь на блюдце.

Ручьями шумными потом зиме те слёзы отольются.

Она надломлена уже не холодит её дыханье.

В тайге на верхнем этаже слышно весёлое дыханье.

Сползает жёсткий панцирь с рек и хоть зима уйти не хочет.

Капель доклёвывает снег, а капля даже  камень точит.

А где же находят приют от холода и ветра заяц- беляк, ведь зимой шерсть у него  полностью белая и на снегу он практически незаметен.

«Заяц- беляк» ______________________.

Чёрным полем скачет заяц в шубе белой словно мел.

Что ты заяц-замерзает раньше срока побелел.

Ты теперь на чёрном фоне как на стрельбище мишень.

Крики. выстрелы, погони будут каждый божий день.

Жизнь свою беречь устанешь и потом в конце концов.

Ты добычей лёгкой станешь для заезжих молодцов.

Но ведь ты в родимом доме и покуда снега нет.

Прячься заяц в буреломе делай вид, что зайца нет.

Распластай себя в кювете уши спрячь и не дыши.

Никому на белом свете показаться не спеши.

И когда тебя пороша от враждебных спрячет глаз.

Ты поймёшь, что дядя Гоша очень верный дал наказ.

Дядя  Гоша это я, то есть выручка твоя.

-Какой бывает румянец нам расскажет _____________________

Пойду за румянцем ударил мороз.

Он быстро мне щёки раскрасит и нос.

Когда у зимы белоснежный наряд все щёки румянцем горят.

Румянец живёт и в горячей парной на верхней полке он такой озорной.

Едва окунёшься в белёсый туман, весь розовым  станешь от банных румян.

Ещё добываю в работе его тот самый заманчивый цвет у него.

Похож он на розу, на свежий тюльпан таких в магазине не купишь румян.

-Ребята отчего бывает румянец? (румянец бывает в парной, на печи, в работе).

-А зачем топят печь? Давайте послушаем стихотворение «печь» расскажет ____________________________

На даче печка у меня с большим секретом.

Отлично греет без огня зимой и летом.

Чтоб распалить в лесу костёр нужна сноровка.

А здесь колун или топор да плюс ножовка.

Раз пятьдесят от силы сто ударишь в чурку.

И снять захочется пальто, потом тужурку.

Я устаю, но становлюсь сильней при этом.

И скоро в майке остаюсь как жарким летом.

И вот в пару я, как в дыму стою над речкой.

Мне жарко так, что ни к чему возиться с печкой.

И ту поленницу свою без сожаленья тому обычно отдаю.

Кто болен мною, но при условии одном мои издержки.

Пусть возместит он мне бревно и без задержки.

-Ребята, а печь затапливают только согреться? Что делают на печи? (спят, варят). Как из теста тюлень, мясо полный живёт в кипяточке плывёт, вкусный, сочный (пельмень) __________________

Это блюдо-скороварка, что живёт уже в века.

Как бы фирменная марка едока- сибиряка.

На Аргуне и на Лене в избах всех сибирских сёл.

Прежде выставят пельмени, а потом уже хлеб- соль.

Лепят всей семьей пельмени наготовят целый воз.

И скорей выносят в сени в стылый воздух на мороз.

Занимают мало места хоть куда с собой бери.

Эти камешки из теста с колобком мясным внутри.

Если чей-то путь далёк он заходит в сени.

Нагребает в вещь мешок мёрзлые пельмени.

В лес ли едет он верхом в дровнях ли за сеном.

Путь далёкий нипочём этим камешкам – пельменям.

Будет пища в прок и в лесной сторожке.

Был бы только кипяток да большие ложки.

-А, знаете ли вы, ребята. кто прячется в печной трубе?

Нам расскажет ___________________

На дворе трещит мороз, тополь инеем оброс.

Воробей за эти дни стал чернее головни.

-Воробьишка, как живёшь? Что ты ешь и что ты пьёшь?

-Ничего себе живу, крошки хлебные жую.

-Кто приносит7- Детвора, из соседнего двора.

-Ане холодно тебе? -Я живу в печной трубе.

-Ты в трубе живёшь всегда? -Нет в большие холода.

-Темновато там? –Темно.

-Сажи много ли? –Полно?

-Ну, тогда понятно, Почему такой чумазый.

-А, где самые холодные места на планете? (Южный и Северный полюс)

Нам расскажет про полюса Богданова Василина.

Их никто не принёс на блюдце открывали их сами люди.

Кто же думал, что полюс Южный очень ветреный, очень вьюжный.

Кто же знал, что Северный полюс наметает снега по пояс.

Им планета уже не рада. Их закрыть поскорее надо.

Потому, что идут оттуда сквозняки и –ап –апчхи-простуда.

-А, всё-таки у нас тоже холодно. Морозы держаться целыми неделями, даже отменяются занятия в школе, автомобили вообще перестают ездить. О нашем морознике расскажет _______________________

Мы в морозильнике живём, мы так Сибирь свою зовём.

В ней никому не тесно в ней очень интересно.

Когда на улице мороз и сине всё как купорос.

В замёрзшие окошки мы смотрим на дорожки.

Они печальны и пусты молчат деревья и кусты.

Молчат под снегом речки, но мы –то человечки.

Не надо нам, как им, молчать нам надо  бегать и кричать.

И вот мы все топочем, всем садиком хохочем.

Чуть потеплеет и во двор выходим мы, а рядом двор.

Выходим мы, а рядом бор там зверь живёт рогатый.

По имени сохатый.

Весной сохатый озверел и целый день в лесу ревел.

За ним его соседи мохнатые медведи.

Но мы их не боялись наоборот смеялись.

Нам очень нравиться Сибирь такой простор такая ширь.

И детский садик наш хорош я по нему скучаю.

А на вопрос: Ну как живёшь? – ребятам отвечаю:

-Я в морозильнике живу и ничего, и не реву.

Нельзя реветь в морозы к глазам примёрзнут слёзы

И вообще нельзя реветь. Ревёт сохатый и медведь, ревёт белуга в речке.

А мы ведь человечки.

-Ребята, вы так сегодня порадовали. Так удивили нас ,а как вы выразительно читали стихи. Мы очень рады за ваши успехи и хотим вручить поощрительные призы.

И в конце исполнят песню озиме.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад

Методическая разработка

Проект «Зимушка – зима по творчеству Г.Р. Граубина

       

 Злобина Анастасия Анатольевна
учитель-логопед МДОУ д/с №4
Сретенского района пгт. Кокуй

Грядунова Марина Николаевна                                                                                              воспитатель МДОУ д/с №4
Сретенского района пгт. Кокуй

                                                                                           

                       

пгт. Кокуй 2018 г.

Актуальность:

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течении двух месяцев работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Новизна проекта: проект реализуется через творчество забайкальского поэта, Георгия Рудольфовича Граубина, задачи обучения и воспитания дошкольников - при активном участии самих воспитанников.

Тип проекта: среднесрочный, исследовательский, творческий.

        Масштаб проекта:

  Краткосрочный — с 12.12.18 по 12.02.19 г..

 Территориальный —  МДОУ детский сад № 4 пгт. Кокуй Сретенского района

Субъекты проекта:

  • - дети; родители
  • -  воспитатели; музыкальный руководитель, логопед
  • -  библиотекарь.

        Актуальность проекта. Актуальность проекта заключается в том, чтобы формировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Вызвать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. Содействовать гармонизации развития личности ребёнка, формировании его самостоятельности и уверенности в любой деятельности.  Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. А так как в нашей местности есть свои замечательные писатели, то представьте радость детей, когда они будут все картины и пейзажи сопоставлять с нашей природой, и как благотворно это будет влиять на развитие речи в целом.

         Цель: Расширение представлений детей о зиме. Формирование у детей представления о зимних природных явлениях, забавах, праздниках. Углубление представлений о творческой деятельности Г.Р. Граубина. Автоматизация поставленных звуков на материале произведений писателя.

Задачи проекта: 

Образовательные

- расширить представление детей о сезонных изменениях в природе (изменение погоды, растений зимой, поведение зверей и птиц).

        - формировать представления детей о безопасном поведении    

     зимой во время прогулки.

- автоматизация поставленных звуков.

Развивающие

- формировать умение заботиться о своем здоровье в зимнее время года;

- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

          - развивать речь, память, творческие способности дошкольников.

     Воспитательные

         - воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать

 красоту зимней природы;

  - воспитывать любознательность и эмоциональную отзывчивость.

 Практические

- развивать познавательный интерес;

          - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу; 

        - вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Деятельность

Ответственные

Формы работы

1 этап Подготовительный

Библиотекарь, воспитатель, логопед, музыкальный руководитель

Обсуждение темы проекта, разработать конспекты занятий, наблюдений; подобрать детскую художественную литературу; подобрать настольно – печатные и дидактические игры, подобрать дидактические пособия, иллюстрации, репродукции о зиме, приготовить материал для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.), беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Социализация

Воспитатель

Д/и: «Собери снеговика», «Наоборот», «Что зимой бывает», «Снежинки», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко».

Сюжетно-ролевая игра «Телевизионный репортаж о зиме в нашем поселке».

Игра «Следопыты».

Коммуникация.

Развитие речи.

Воспитатель

логопед

Беседы по теме « Почему к нам приходит зима?», «Как лесные звери проводят зиму», «Зимняя березка и рябина», «Зимовье птиц», «Если б не было зимы».

Общение: «Что нам дарит зима?»,  «За что я люблю зиму», «Пришла коляда- отворяй ворота», «Зима и дети. Зимние забавы».

Составление описательного рассказа на тему: «Зима».

Составление рассказа «Птицы тундры».

Вопросы к дочери писателя.

Поговорка «Покорми птиц зимой- послужат тебе весной».

Познание.

воспитатель

Наблюдения  во время прогулок.

Рассматривание картин: Н.Крылов «Зимний вечер», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Зима в лесу», К.Юон «Русская  зима», И.Грабарь «Февральская лазурь».

Загадывание загадок о зиме, животных, птицах.

Заучивание пословиц: «Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет», «Январю батюшке- морозы, февралю- метели».

Развивающая среда

воспитатель

Книжки – раскраски на тему «Зима».                                           Альбом для рассматривания  «Зима».

Открытки на тему: «Животные севера зимой».                           Трафареты  птиц, животных, деревьев. 

Чтение художественной литературы

воспитатель

Г.Р. Граубин «Куда спешат тропинки»: Морозильник (12), Печь (41), Ёлкина песня (66), Новогодняя горка (81), Первый снег (103), Пельмени (111), Заяц-беляк (116), Полюса (121). Строительство зимы (122), Белые строки (230), Зимний рассвет (231), Сибирь – снег (232)

Г.Р. Грубин «Нулевой меридиан»: Румянец (64), Зима (78), Излом зимы (90)

Г.Р. Граубин «Были. Небылицы. Весёлые страницы»: Леденцы (30), Сугроб (37)

Г.Р. Граубин «Небесный пешеход: Зима на колёсах (64)

Художественно- творческая деятельность

воспитатель

Рисование:  «Зимние узоры», «Новогодняя горка»  Аппликация: «Ёлка». «Дед Мороз»

Лепка: «Снежинки», «Пельмени»

Трудовая деятельность.

воспитатель

Уход  за комнатными растениями в уголке природы.

Уборка снега со скамейки во дворе садика.

Уборка снега со ступенек горки.

Уборка участка от снега. Сгребание снега в лунки молодых деревьев и кустарников.

Художественно- эстетическая деятельность

Воспитатель, музыкальный руководитель

Слушание музыки. П.И.Чайковский «Времена года. Январь».

Хоровод «Новогодний хоропляс».

Работа с родителями

воспитатель

Подготовка выставки снежинок.

Консультация на тему: «Как сделать зимнюю прогулку интересной»

3 этап. Итоговый

Воспитатель

логопед воспитатель

Организация выставки совместных работ взрослых и детей «Снежинки в воздухе кружатся».

«Литературная гостиная» Вечер стихов зимней тематики по творчеству Г.Р. Граубина.

Отчёт на родительском собрании.

Литература:

«Куда спешат тропинки» Г.Р. Граубин. Чита: Экспресс – издательство, 2009

«Нулевой меридиан» Г.Р. Граубин Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1985

«Замри и отомри» Г.Р. Граубин Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1972

«Были, небылицы, весёлые страницы» Г.Р. Граубин Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1969

«Небесный пешеход» Г.Р. Граубин Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1970

«Рожица» Г.Р. Граубин, Чита, 1994

«Боря, открыватель моря» Г.Р. Граубин, Чита, 1959

«Почему осенью листопад» Г.Р, Граубин Москва, 1990

«Причёски без расчёски» Г.Р. Граубин, Чита 1996

Приложение 1.

Дидактические игры по теме «Зима, зимние забавы».

1. «Собери снеговика».

Цели:

  • Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
  • Совершенствование фразовой речи.

У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу  или  по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают , каких деталей не хватает, описывают их.

2. «Наоборот».

Цели:

  • Развитие слухового внимания, логического внимания.
  • Активизация словаря- закрепление в речи слов- антонимов.

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

3.»Что зимой бывает».

Цели:

  • Развитие представление о приметах зимы.
  • Совершенствование связной речи.

Игра  проводится с использованием настольной игры «Времена года». дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

4 «Снежинки»

Цели:

  • Развитие сильного направленного выдоха.
  • Закрепление в речи предлога  На.

У каждого ребенка бумажная или пластмассовая снежинка. Детям предлагается подуть на снежинку так, чтобы она попала на заданный предмет на сюжетной картинке, подуть и рассказать, куда присела снежинка отдохнуть.

  1. «Что прячется за сугробом»

Цели:

  • Развитие зрительного внимания .
  • Активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

  1. «Когда это бывает».

Цели:

  • Учить детей называть времена года по их признакам.
  • Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года, загадки о временах года.

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети их отгадывают, находят соответствующие времена года на картинках и выставляют их на мольберт.

- Снег на полях,

Лед на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? ( Зимой)

- Сошли снега, шумит вода,

Земля уже цветами полна.

Растет травка молодая,

Все мертвое оживает,

Когда это бывает? (Весной).

- Солнце печет, липа цветет,

Вишня поспевает,

Когда это бывает? (Летом)

- Голые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

  1. «Отгадай  по описанию».

Цели:

  • Учить детей называть времена года по из признакам.
  • Развивать мышление, память, внимание.

Материал: картинки с временами года.

Воспитатель описывает времена года, а дети его отгадывают.

Воспитатель: В это время  года дети  любят кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки.

Дети отвечают или поднимают карточку с изображением зимы.

  1. «Подбери слово».

Ударили…. (морозы)

Хрустит…. (снег)

Бушует… (вьюга)

Замерзли… (реки)

Скрипит… (снег)

Метут… (метели)

Падает… (снег)

  1. «Доскажи словечко»

1.Тихо, тихо, как во снег               2.С неба все скользят  пушинки

Падает на землю…. (снег)                серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок                  4. Вот веселье для ребят

Все снижается…. (снежок)                Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки                 6. Словно в белый пуховик

Все хотят играть в ….. (снежки)        Нарядился….  (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка                8. На снегу- то посмотри

Это девочка…. (снегурка)                    С красной грудкой….. (снегири)

9.Словно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Приложение 2.

Стихи про лесных зверей.

  1. Белочка что заводная,

Скачет устали не зная.

По еловому стволу,

Как по ровному  столу.

С ветки на ветку

Торопится к деткам.

И несет не пирогов-

Связку белых грибов,

Горстку орешков,

Ягод сладкоежкам.

  1. Белый- белый,

Хрусткий- хрусткий

Дайте мне листок капустки.

Ведь, от волка натощак

Мне не убежать никак.

Закусив салат морковкой,

Поквитаюсь я с плутовкой:

От лисы ускача,

Дам по лесу стрекача.

Хорошо на природе

Лопать спаржу в огороде.

От охотника с ружьем

Будем сыты- удерем.

Белый- белый

Хрусткий- хрусткий

Я грызу листок капустки,

Ведь голодными, друзья,

Зайкам быть никак нельзя.

  1. Над дуплом медвежьим пар

Снег слегка оплавил

Будто мишка самовар

Кипятить поставил.

Будто он хотел чайку

Перед сном напиться,

Но прилег и на боку

Спит и не вертится.

  1. Медведь.

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мед

Да малину с веток рвет.

  1. Лиса

Знает лисонька - лиса:

В шубе вся ее краса.

Шубы нет в лесу рыжей,

Зверя нет в лесу хитрей.

  1. Волк.

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит- бродит волк молчком,

Уши серые- торчком.

  1. Еж.

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Хоть колюч молчун лесной-

Ежик добрый, а не злой.

  1. Белка.

Далеко еще зима,

Но не для потехи

Тащит белка в закрома

Ягоды, орехи…

Знает маленький зверек:

Запасаться надо в срок.

  1. Запасливая белка.

Рыжая белочка с рыжим хвостом

Маленький рыжик нашла под кустом.

Маленький рыжик она засолила.

В банку большую его положила.

Белке теперь не страшны холода:

Есть у нее на всю зиму еда.

Приложение 3.

Загадки про диких животных.

  1. На деревьях живет и орешки грызет. (Белка)

  1. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк).

  1. Рыжая, пушистая, хитрая, кур таскает. (Лиса).

  1. Он зимой в берлоге спит

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь.

Как зовут его? (Медведь)

  1. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого- то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это? (Волк)

  1. Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой? (Заяц).

  1. Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезет,

Орешек из руки у вас возьмет.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это-…. (Белка).

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень)

  1. Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не строит птица в них.

В ветвях краса и мощь моя,

 Скажите быстро- кто же я? (Олень)

  1. Дружбу водит он с лисой,

Для других ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый…. (Волк).

  1. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее…. (Лиса)

  1. Летом сер, зимой бел-

Чтоб никто его не съел. (Заяц)

  1. Припрятала орешки

И сушит сыроежки.

Зимой в ее дупле

Что хочешь на столе.   (Белка)

14.Этот зверь в берлоге спит,

     Лижет лапу и ворчит.     (Медведь).

Загадки про зимующих птиц.

Загадки про зимующих птиц (снегирь, синичка, воробей).

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)


Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)

От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь -
Раскрасавец красногрудый,
Житель севера … (снегирь)

На ветвях украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой.
Яблоки на яблоне
Весело снуют,
Гусениц мороженых
Яблоки клюют.
(Снегири)

Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? … (снегирь)

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда.
(Снегирь)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)

У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт?
(Клёст)


В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает.
(Воробей)

К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких …
Песню севера запели
Для детишек …
Вот крушина, вот калина,
А в деревне у овина
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели ...,
Заскрипели, засвистели,
Всё до ягодки поели.
(Свиристели)


А эта таёжная птица
Сидит на кедровой сосне.
Сидит плутовка, молчит,
Кедровые шишки лущит.
(Кедровка)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)

Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …
(Кормушка)

В зимний день
Среди ветвей
Стол накрыт
Для гостей.
(Кормушка)

Приложение 4.

Пословицы и поговорки о зиме.

  1. Зима без снега- не быть хлебу.
  2. Снег на полях – хлеб в закромах.
  3. Снега надует – хлеба прибудет.
  4. Солнце - на лето, зима- на мороз.
  5. Сугроб да вьюга – два друга.
  6. Мы в дом ель, а она с собой – метель.
  7. Снегирь – спутник зимы.
  8. Январь году начало, зиме- середина.
  9. Январь на порог – прибыло дня на куриный шаг.
  10. Новый год – к весне поворот.
  11. Не бойся зимы, бойся отзимка.
  12. Снег глубок- хлеб хорош.
  13. Январь – весне дедушка.
  14. Не пугай, зима, весна придет.
  15. Не  велик мороз. Да краснеет нос.
  16. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  17. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  18. Зимний денек – с воробьиный скок.
  19. В январе что ни ночь, то тьма короче.
  20. Месяц январь- зимы государь.
  21. Январь тулуп до пят одевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
  22. Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
  23. Январю –батюшке морозы, февралю- метелицы.
  24. Как зима ни злится, а весне покорится.
  25. Зима лето строит: зимнее тепло- летний холод.
  26. Зимой льдом не дорожат.
  27. Зима лодыря морозит.
  28. В зимний холод всякий молод.
  29. У зимы рот велик.
  30. Зима не лето, в шубу одета.
  31. Лето работает на зиму, а зима на лето.
  32. Зима снежная, лето дождливое.
  33. Зима морозная – лето жаркое.

Приложение 5.

БЕСЕДА  на тему  "Почему к нам приходит зима?

Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

  1. Чтение стихотворения «Зима».

- О каком времени года идет речь?

Сегодня ребята, я шла в садик очень рано. На березке, которая растет возле нашей группы, я увидела вот этот  странный конверт. На нем написан адрес «Детский сад. Без вас я не стала его вскрывать и читать письмо. Хотите, прочтем его вместе?

«Здравствуйте, дорогие девчонки и мальчишка!

Пишет вам Лесовичок. Мы встречались в осеннем лесу. Сейчас в лес пришла зима. Очень многое в нем изменилось. Я жду вас в гости, чтобы показать много интересного и чудесного, что есть в моем лесу.»

Воспитатель. Ну что ж, примем приглашение Лесовичка? Давайте вспомним, а что же изменилось в природе с приходом зимы?

- Почему  наступает зима?

- Почему зимой идет снег? (ответы детей)

Зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой- снег.

Приметы зимы:

- дни короткие, рано темнеет;

- на улице холодно, выпадает снег, стоят морозы, ветры;

- прекращается рост растений, деревья стоят голые, без листьев;

- у некоторых животных вырастает густой мех, чтобы им было теплее, а другие животные всю зиму спят.

А теперь мы будем собираться в гости к Лесовичку. Как мы будем  одеваться? А почему обязательно нужно брать варежки?

А сейчас мы с вами поиграем. Видите, на доске прикреплены самые разные рукавички. На столе тоже рукавички. Они немного перепутались. Я предлагаю каждому из вас подойти к доске и выбрать ту варежку, которая понравится. Затем на столе найдете пару к выбранной  рукавичке.

Дети находят на столе рукавички парные к прикрепленным на доске. (Рукавичек больше по количеству детей).

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель. А теперь к столу, на котором лежит синий круг, подойдут те дети, у которых варежки с синим узором. Ваша команда будет называться синей, и работать вы будете за этим столом. Стол с красным кругом предназначен для детей, у которых варежки с красным узором. Вы – красная команда. Аналогично образуются желтая и зеленая команды.

1 задание Лесовичка.

Отгадайте загадки.

  1. Он вошел никто не видел.

            Он сказал- никто не слышал.

             Дунул в окна и исчез.

            А на окнах вырос лес.    (Мороз)

  1. Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?    (Мороз)

  1. Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает- ковром устилает   (Снег)

2 задание Лесовичка.

Игра «Разрезные картинки». Для игры выбираются  фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Дети составляют картину.

Воспитатель. Нам очень понравилось у Лесовичка, но зимний день короткий и пора возвращаться домой. Поблагодарим Лесовичка за то, что он пригласил нас в гости. Но нас ждет наш детский садик.  

Беседа «Как лесные звери проводят зиму».

Цели: расширять знания детей о диких животных  нашего края, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособлении создала природа, чтобы они переносили зимние холода. Воспитывать интерес к изучению природы.

Предварительная работа.

- Чтение познавательной и художественной литературы.

- Рассматривание иллюстраций.

- Заучивание стихов.

Воспитатель. Сейчас мы сядем в сани и помчимся в лес. И так садимся поудобнее. Наши сани не простые, а волшебные. Мы оказались в лесу. Большие сугробы, на ветках  берез, елей и кедров снег. А кто это под елкой?  Да это Лесовичек.. Он рад нашему приезду. На снегу много золотистых чешуек и шишек, с ветки на ветку прыгает  маленький шустрый зверек. Он так быстро прыгнул что мы не успели разглядеть.

- Кого мы встретим в зимнем лесу? (Ответы детей).

А теперь скажите о ком пойдет речь?

  1.  Загадка.

 Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке -  летом.    (Белка)

- Как вы думаете, почему она меняет цвет шубки?  Она становится более теплой, чтобы легче прятаться от врагов.

А что готовит белочка на зиму?

- Как ее называют? (хлопотунья, труженица)

2. Расскажите стихи о белочке.( Приложение 2).

3. Веселая эстафета животных. Белочки.

С корзиной добежать до стула, взять орешек, положить в корзину, вернуться к команде, передать другому.

Воспитатель. А это кто там прячется за елочкой   в белой шубке? (Ответы детей)

- Зачем ему менять шубку?

-Чем он питается зимой? (Кора деревьев молодых, сено, сухая трава).

- А какие враги у зайца?

4.  Физминутка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит (делают руками уши и шевелят)

Вот так, вот так и ушами шевелят.

Зайке холодно сидеть, нужно лапки им погреть (хлопают руками)

Вот так, вот так нужно лапки им погреть.

Зайке холодно стоять, нужно зайке поскакать.

  1. Загадки Старичка- Лесовичка.

- Кто с высоких сосен в ребятишек шишку бросил? (Белка)

- Кто зимой холодной, ходит злой голодный? Волк).

_ Он хозяин леса строгий, а поспать любит в берлоге, страшно может реветь. Кто скажите он? (Медведь).

  1. Игра «Закончи предложение»

Лесовик предлагает поиграть в игру «Закончи предложение».

Дети становятся в круг, Лесовик проходит по кругу, к кому дотронется, тот отвечает.

Белка зимой серая, а летом…

Лиса живет в норе, а медведь в…

Заяц зимой белый, а летим…

У зайца хвост короткий, а уши…

Заяц пушистый, а еж…

Медведь неуклюжий, а белка…

Дети рассказывают стихи о лесных жителях.

Зимний день короткий,  нужно возвращаться в садик. Говорим зверям и Лесовику до свидания  и возвращаемся в группу.

Беседа на тему «Зимняя березка и рябина».

Задачи:

  • Сформировать представления детей о жизни березы и рябины, как живого существа.
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
  • Расширять, пополнять  словарный запас детей.

Оборудование. Картины о лесе, о березе и рябине, фотографии рябины и березы на участке детского сада в зимнее время.

Воспитатель. Послушайте дети музыку. Какая  звучит музыка? (спокойная, тихая, грустная). А если звучит такая музыка значит кому-то грустно? Кому грустно? (деревьям). А почему они грустят? (зимой им холодно).

Вот  стоит дерево: высокое, ствол белый с черными полосками. Узнали? Как называется это дерево?

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.
- Берёза очень высокое дерево. Ствол у неё белый с чёрными точками. Весной деревья сбрасывают верхний слой бересты, кора становится гладкой и шелковистой. На белой бересте чётко выделяются тёмные чёрточки и полоски, через которые берёза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки, жёлтые и зелёные (это семена). Берёза растёт в лесах, на полянках, лесных опушках. А как появились берёзы у нас на участке? Берёзы очень любят солнечный свет, простор, не боятся трескучих морозов. Звери и птицы с удовольствием пьют берёзовый сок. Дятел, пробив острым клювом кору, лакомится живительной влагой. Улетит дятел, слетятся к берёзе синицы, зяблики, малиновки. Сок у берёзы лечебный, его пьёт и человек, чтобы не болеть. Берёзовой корой и молодыми веточками любит лакомиться заяц.
Давным-давно из берёзовой бересты плели лапти, лукошки для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи. И даже писали письма. Вот видите, какое это полезное дерево.

– Берёзу сравнивали с русской красавицей, о ней писали не только стихи, но и сочиняли песни. Давайте встанем в хоровод и споём песню.

Хоровод «Берёзка»

Мы к тебе берёзонька идём,
Водим хоровод и поем.
Яркие платочки
Мы тебе несём.

Припев: Золотые листики золотом горят.

Кружатся с платочками хоровод ребят.( Кружатся на месте.)

Девочки к берёзке

Ближе подойдут. (Идут в центр круга и назад).

Яркими платочками

Весело взмахнут.

Разошлись ребятки

И пошли гулять.( Идут в разных направлениях, гуляют.)

Про берёзку песню

Нежно напевать.

Наша красавица берёзка может предсказывать погоду. Послушайте приметы:

Если из берёзы весной течёт много сока – к дождливому лету.

Если осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.

Смотрите какое нарядное дерево. Ствол коричневый, красные ягоды.

- Как  называется это дерево?

Отгадайте загадку:

В сенокос- горька,

А в мороз- сладка,

Что за ягодка? (рябина)

У рябины красивые красные ягоды и их очень любят птицы. Они любят лакомиться ими в суровую холодную и голодную зиму. Ягоды рябины помогают птицам пережить суровую зиму.

Чтение стихотворения.

Под окном растет рябина-

В красных ягодах вершина.

Прилетели свиристели-

Угощенье мигом съели.

Легенды, приметы о рябине.

О происхождении рябины  рассказывают: жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали ее Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшего сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нем не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку на совсем. Выросло на том месте приветливое кудрявое деревце, растет с тех пор по всей русской земле и назвали его люди ласково рябиной. Радует оно своей красотой, верностью, добротой.

Рябина  любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день "Петр-Павел рябинник", приходящийся на конец сентября - время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай был связан с представлениями о рябине как дереве, способном защищать человека от всяких бед. Рябиновыми ветками украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали рябиновые ветки. Использовали листья и ягоды рябины в свадебных обрядах.

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет  рясно  - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - много льна.

Поздний расцвет рябины к долгой осени.

Если уродилась рябин - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухой.

Сегодня мы узнали много интересного о березе и рябине. Берегите эти деревья, не ломайте веток, не губите деревья. Они нам приносят радость.

Наша русская природа

Придает нам силы,

Ах, рябина, ах, береза-

Символы России!

Беседа «Если б не было зимы».

Цель: расширить и закрепить знания детей о диких животных, побуждать высказывать свои мысли, суждения. Закреплять названия цветов, геометрических фигур. Развивать точность движений, совершенствовать двигательные навыки, упражнять в прыжках, ходьбе по гимнастической скамейке, повторить подвижные игры.

Оборудование: картина «Зимний лес»,  геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат), животные-игрушки (медведь, заяц, лиса, белка), конверт, обручи, гимнастическая скамейка, гимнастическая стена, магнитофон, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…»

Звучит песня «Кабы не было зимы».

Входит почтальон Печкин и приносит письмо.

Посмотрите, какой необычный конверт. Что на нем нарисовано? (деревья).

Сколько деревьев? (много)

Значит, откуда этот конверт? (из леса)

А животные нарисованы на этом конверте? (нет)

Как вы думаете, в этом лесу водятся животные? (да)

Как вы догадались? (на снегу видны следы).

Интересно, чьи это следы?

Где лесные жители? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.

 (достает из конверта письмо, читает): «В нашем лесу случилась беда: злая волшебница заколдовала лесных обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Пожалуйста, помогите их расколдовать. Если вы правильно угадаете, какое животное в какую фигуру превратилось, звери оживут. Сова».

Поможем животным? (да)

Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер»:

На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают, ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки, мы похлопаем в ладошки.

Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко.

Мы идем в зимний лес. Под ногами следы, посмотрим, куда они нас приведут (идут по следам, находят геометрическую фигуру белого цвета – круг).

Что это за фигура? Какого она цвета? Какое животное могла заколдовать злая волшебница? (зайца).

1.   Эстафета «Снежный ком»

Находят коричневый прямоугольник.

Косолапый и большой. Он в берлоге спит зимой. (медведь)

Что медведь должен делать зимой? (спать в берлоге)

Как можно назвать медведя, который зимой не спит? (Шатун).

Медведь-шатун очень опасен, он рассержен на то, что ему не дали спать. С таким зверем лучше не встречаться.

2.   Ходьба вперевалочку через гимнастическую скамейку.

Находят оранжевый  треугольник.

.Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее… (Лиса)

Почему злая колдунья превратила лису в геометрическую фигуру?

  1. Эстафета «Медведи».

Чье дупло полно орехов?

Шубка чья с красивым мехом?

Глубоко дупло не мелко.

Кто живет в нем? Это… (Белка)

Почему белке в лесу стало холодно и голодно? ( Лес поредел, дуплистых деревьев стало мало,  орехов на всех белок не хватит)

5.   Подвижная игра «Охотник и зайцы» (2-3 раза)

6.   Игра «Летает, прыгает, бегает». Дети стоят в кругу, воспитатель – в центре круга. Воспитатель кидает поочередно мяч каждому ребенку, называя один из глаголов, ребенок называет животное, которое совершает это действие. (летает -сорока, прыгает -заяц, бегает –волк.

Воспитатель: Дети! Птиц, зверей оберегайте, и всегда им помогайте!»

Беседа  «Зимующие птицы»

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на птиц, живущих рядом с нами.
  2. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
  3. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними.
  4. Учить детей доброте, отзывчивости, наблюдательности.

 Подготовительная работа:

изготовление кормушек для птиц,

 заготовка осенью ягод рябины,  семян березы, шишек.

 Оборудование:

запись голосов птиц, картина с изображением зимы, картинки с изображением зимующих птиц, фотографии,  воробей, снегирь; куропатка,  кормушки, корм для птиц.

Воспитатель.

- Хотите отправиться со мной в сказочное путешествие в природу?

- У меня есть волшебная палочка, сейчас вы закроете глаза, я ей взмахну, посчитаю до пяти  и мы окажемся… (звучит запись голосов птиц).

 II. Беседа по картине.

- Как вы думаете, где мы оказались? Да, верно, мы очутились в зимнем лесу,  где так чудесно поют птицы. Давайте рассмотрим нашу полянку (дети рассматривают картину с изображением зимы).

- Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

- Что вы  видите на картине? (На рябине сидят снегири).

- Расскажите, что вы знаете о снегирях, какие они?

- Да, снегири – это зимующие птицы, они живут у нас на севере, питаются ягодами рябины, семенами березы.

- А еще есть птицы, которые и летом и зимой живут с нами? ( воробей, ворона и др.). Какие это птицы? (зимующие) 

III. Физминутка

Вот на ветках, посмотри, (4 хлопка руками по бокам)

В красных майках снегири (4 наклона головы на сторону)

Распушили перышки,

Греются на солнышке. (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам)

 IV. Игра «Накорми птицу».

- Ребята, как вы думаете, легко ли живется птицам зимой? Почему?

- Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом. Как можно помочь птицам зимой?

- Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого мы с вами сделали кормушки, которые  на прогулке повесим на участке.

- Давайте покормим зимующих птиц.

- Что любит снегирь? (рябина)

- Чем угостим воробья? (семенами березы, семечками, крошками хлеба)

Дети насыпают корм для птиц в кормушки.

- Мы не будем забывать о птицах на нашем участке, будем подкармливать их зимой.

 V. Дидактическая игра  « Что прячется за сугробом».

Приложение

Отгадайте загадку .

В тундре холодно зимой,

Дует ветер ледяной.

Птица в снег зароется

И снежком укроется      (Куропатка)

 VI. Рассказ о куропатке.

- Белая куропатка гнездится почти по всей тундре. Гнездо располагается на земле, среди кустиков карликовой березки, ягодников, зарослях ивняка или просто между кочек, поросших редкой травой и лишайниками. Родители охраняют своих птенцов от холода и врагов. Куропатки смело атакуют поморников, чаек, даже песцов и собак. Иногда они нападают даже на человека. Пища куропаток летом- листья кустарников и травянистых растений, ягоды, семена. Зимний корм- почки и тонкие побеги ив, если высокие снега, птицы питаются почками, сережками и побегами берез. Очень своеобразно чередование сезонных нарядов белых куропаток. Зимой они чисто белые, за исключением темных точек глаз и клюва. В студеную зиму они зарываются глубоко в снег, так спасаются от лютых северных морозов.  Голос – своеобразный треск. Вот такие они куропатки.

Послушайте стихотворение.

Куропатка, куропатка

Ты зачем зарылась в снег?

- Объясню я вам, ребятки,

Согревает снег, как мех.

Дует ветер ошалелый

Слышен вой его и свет.

Глубже в снег зароюсь белый

Он и мягок и пушист.

VII. Итог.

- Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете помогать им.

Приложение 7.

Консультация для родителей.

«Как сделать зимнюю прогулку интересной?»

Побеседуйте с ребенком о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой. Как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Прогулки детям необходимы: они способствуют укреплению здоровья ребенка, физическому закаливанию детского организма, приспособлению к резким изменениям температуры. Морозная русская зима – замечательное время для укрепления здоровья! Прохладный ветер, легкий мороз, движение на воздухе – хорошая закалка. Выпал снег – стало светло и нарядно!

Нам не стать привыкать,-

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

        При регулярных прогулках организм ребенка становится более стойким. Увлекательные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Что же нужно для того, чтобы дети активно и длительно гуляли в зимнее время?

         Разнообразные забавы, игры со снегом обогащают содержание прогулок, увлекают детей, что позволяет увеличить продолжительность прогулок даже при низких температурах.

Зимой на прогулке можно проводить почти все игры, только нужно организовать их так, чтобы дети не стояли долго на одном месте, а постоянно двигались. Игры-забавы всегда привлекают детей: катание с горки, катание на санках, игры со снегом, сооружение построек. Обычно лепят снеговика, но можно придумать и множество других композиций, чтобы использовать их с пользой для здоровья. Для упражнений в метании можно слепить медведя с бочонком или лягушку, чтобы можно было попасть снежком в ее открытый рот. Для закрепления навыков равновесия можно слепить крокодила или удава . Поваляться в снегу любят все ребята!  Можно устроить соревнование – кто дальше прыгнет с лавочки? Активные физические упражнения способствуют укреплению здоровья и повышают настроение!

      А как дети любят рисовать на снегу! Взяв палочку, на снегу можно изобразить причудливые картины. Дети постарше способны самостоятельно придумывать сюжеты, а малышам нравится смотреть или дорисовывать недостающие детали(волны для рыбки, лучики для солнца). А если заранее принести из дома бутылочку с подкрашенной водой, то рисунки ваши будут яркими и красочными!    

 Можно оформить из снега  клумбу, украсить ее разноцветными ледяными фигурками. Для изготовления цветных фигурок-льдинок можно использовать песочные наборы. Цветные льдинки, вкрапленные в снег, в зимний солнечный день будут переливаться на солнце всеми цветами радуги… Красиво!

 Много радости может принести детям елка, вынесенная после новогоднего праздника во двор и украшенная разноцветными ледяными подвесками или игрушками-самоделками. Прогулка выполняет также обучающую функцию: дети знакомятся с окружающим миром, природными явлениями. Во время прогулки рассматривайте зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объясните ребенку почему хвойные деревья называют вечнозелеными.

  Зима – время не только развлечений и игр, но и работы по очистке от снега (дорожки, крыльца, машины). Вы можете привлечь своего малыша к труду, выдав ему лопатку соответствующего размера. Главное – показать пример и делать все с удовольствием и улыбкой на лице. Тогда в будущем ребенок с радостью будет вам помогать.

        Пожалуйста, уделите ребенку внимание и время для прогулки с ним, и вы доставите ему радость общения, веселье, а самое главное – ваш ребенок приобретет здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Зимушка - зима»

Проект формирует компетентность в сфере самостоятельной деятельности. Получаемые умения и знания основываются на приобретении и усвоении информации из различных источников. ...

Проект "Зимушка - зима" в подготовительной логопедической группе МАДОУДСКВ №10 "Берёзка." Воспитатель Капуста Л.Я.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.  Проектная идея: конкретизировать представления о зиме, как о времени года у детей подготовительной группы. Вы...

Проект ЗИМУШКА-ЗИМА, ЗИМА СНЕЖНАЯ БЫЛА

Методическая разработка...

Проект: «Зимушка – зима, зима снежная пришла»

Актуальность заключается в том, чтобы формировать у детей представление о признаках зимы, зимних забавах и о новогоднем празднике. При совместной работе педагогов, детей и их родителей, дать элементар...

Методическая разработка Конспект совместной образовательной деятельности по реализации проекта «Зимушка – зима» в старшей группе «Музыка зимы»

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности происходит значительно лучше в процессе совместных проектов по художественно-эстетическому воспитани...

Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас

Проект "Зимушка-зима"  в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...

1.Проект "ЗИмушка-зима" 2.Проект "Золотая осень"

1.Краткосрочный проект для закрепления  полученных знаний о признаках зимы, зимних явлениях2.Информационно-творческий проект"Золотая осень"...