Культура речи педагога
консультация по логопедии

Кургузова Елена Васильевна

Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi_pedagoga.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар – практикум Культура речи педагога Учитель-логопед Кургузова Елена Васильевна МБДОУ МО г. Краснодар, «Детский сад комбинированного вида № 211»

Слайд 2

Цель: Повышение общей культуры, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка. Повышение компетентности в области культуры речевого общении в целом. Задачи: 1. Расширить представления о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. 2. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. 3. Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей дошкольного возраста. 4. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками. 5. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по теме.

Слайд 3

План проведения: 1. Культура речи педагога 2. Компоненты профессиональной речи педагога 3. Требования к речи воспитателя в дошкольном учреждении. 4.Игра – тренинг «Культура речи». 5. Памятка «Искусство говорить с детьми»

Слайд 4

1. Культура речи педагога. Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. По определению профессора Л.И. Скворцова «Культура речи владение нормами устного и письменного литературного языка ( правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и словоизменения и т. д.., а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». К речи педагога предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». От того насколько грамотно человек выражается, зависит его успех в повседневном общении и в профессиональной деятельности. Особенно актуально это утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, т. к. его речь является орудием педагогического воздействия и образцом для воспитанников.

Слайд 5

2. Компоненты профессиональной речи педагога Голос для педагога является основным средством труда. К нему предъявляются требования: голос не должен вызывать неприятных ощущений, обладать благозвучностью. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия действует усыпляюще . Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Она облегчает понимание речи педагога. Речь должна быть внятной, разборчивой.

Слайд 6

Орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться. Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями – справочниками. Выразительность – элемент профессиональности педагога. Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика. Интонационные средства выразительности: логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения голоса, изменения темпа), паузы ( с помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога), темп (норма – 120 слов за 1 минуту). Слишком быстрая речь – при ней детям трудно сосредоточиться на томя. Что говорит педагог, медленная речь – действует на детей усыпляюще .

Слайд 7

3. Требования к речи воспитателя Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт. Речь педагога ясельных, младших групп должна быть более эмоциональна, насыщена всякого рода потешками,прибаутками , песенками, стишками. Требования к речи: Точность (конкретность, немногословность при подаче инструкции ребенку). С детьми младшего возраста желательно говорить простыми, нераспространенными предложениями. Логичность – в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.

Слайд 8

Уместность – соответствие речи условиям общения. С детьми используется один стиль общения, с родителями и педагогами другой (деловой). Выразительность – является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности (интонация, темп речи, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы ( правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Чистота – устранение нелитературной лексики Решая данную задачу, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов – паразитов (ну, это, типа). Педагогу необходимо убрать из своей речи жаргонные и модные словечки, такие как «круто», « пипец », «прикол». Недопустимы в речи педагога, как бы он не был раздражен, оскорбительные слова.

Слайд 9

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы устной речи: орфоэпические(произношения), акцентологические (ударения), лексические (словоупотребления),словообразовательные (словообразования и словоизменения) и синтаксические , и стилистические. Предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. 4.Игра – тренинг: «Культура речи»

Слайд 12

5. Памятка «Искусство говорить с детьми» Раздача памяток

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...