Театрально-игровая деятельность
консультация по логопедии

Театрально-игровая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno-igrovaya_deyatelnost.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально – игровая деятельность

 в системе логопедической работы.

        Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Интегрированные логопедические занятия способствуют развитию творческих и речевых способностей детей.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.  Исходя из этого, можно проводить логопедическую работу, привлекая театральные средства, атрибуты и их элементы.

 Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театральная деятельность является средством всестороннего развития личности ребёнка-логопата, воспитания у него активности, коллективизма, уверенности в своих силах. Можно использовать следующие виды театральной деятельности:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

        Основным моментом творческой игры является выполнение роли.  В процессе игры ребёнок создаёт образ действием, словом, что даёт ему возможность активно развивать речевую деятельность.

Основные направления логопедической работы

 в театрально-игровой деятельности.

  • Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  • Развитие мелкой и общей моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирования правильной осанки.
  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Театрально-игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребёнка.  Одной из составляющих логопедического занятия, воспроизводящих и синтезирующих в себе театрально-игровую деятельность, является сопряжённая гимнастика, способствующая не только развитию мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

 Упражнения объединены простеньким сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчиков и языка.

Текст (произносит логопед)

Движения или статичная поза

1

2

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – мы идём грибы искать.

Поочерёдно показать пальцы, имитация ходьбы ими.

Языком двигать вверх-вниз.

Собираем грибы в корзинку.

Переплести пальцы «корзинкой».

Язык «чашечкой».

Нам весело в осеннем лесу.

Потянуть руки вверх.

Улыбнуться (губы сомкнуты, язык за зубами).

Посмотрите, как здесь много брусники. Попробуйте ягоды на вкус.

Положить левую ладонь на стол, а правой собирать ягоды.

Улыбнуться и кончиком языка облизать верхнюю губу от одного уголка рта до другого, затем нижнюю губу. Движения плавные.

Ветер северный подул и все листья с деревьев сдул.

Распрямить кисти рук и пошевелить пальцами.

Язычок положить на нижнюю губу, легко подуть на него (язык широкий).

Полетели, закружились и на землю опустились.

Двигать плавно руками, опустив на стол ладошками вверх.

Языком делать круговые движения (вверх, вниз, в стороны).

Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап».

Постучать пальцами по столу.

Язычком постучать по зубам.

На полянке толстячок – это гриб боровичок.

Сжать правую руку в кулак, накрыть ладонью левой руки правую.

Язык присосать к твёрдому нёбу (упражнение «Грибок»). Язык прогнуть «чашечкой».

А под ним, собрав пожитки, в домик прячутся улитки.

Оставить левую руку сверху, а правая рука «Улитка».

Рот открыть (язык спокойно лежит за зубами).

Шли-шли – к мишкиной берлоге подошли.

Соединить кончики пальцев в виде круга.

Рот широко открыть и показать, как зевает мишка (3-4 раза).

Зима

Мы во двор пошли гулять – раз, два, три, четыре, пять.

Загибать пальчики по одному.

Языком двигать вверх-вниз.

Бабу снежную лепили.

Имитировать лепку снежных комков.

Скруглённые края языка загнуть вверх «чашечкой».

Птичек крошками кормили.

Крошить хлеб всеми пальцами.

Язык сложить «чашечкой – кормушкой».

С горки мы потом катались.

Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой.

Рот открыть, язык опустить за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горкой».

И на саночках катались.

Положить на стол ладонь правой руки и вести по ней указательным пальцем левой руки.

Упражнение «Саночки» - рот открыть, улыбнуться. Языком двигать вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам, нижняя челюсть не должна выдвигаться.

А ещё в снегу валялись.

Положить ладони на стол, повернуть другой стороной.

Плавно двигать широким языком вперёд-назад.

Все в снегу пришли.

Отряхнуть ладони от снега.

Упражнение «Цоканье».

Съели суп и спать легли.

Проводить движения воображаемой ложкой.

Упражнение «Лодочки».

Весна

Каплями забулькала, плакала сосулька: «Кап-кап-кап!».

Стучат указательными и безымянными пальцами по столу.

Упражнение «Сосулька тает» - открыть рот, вытянуть острый язык.

А вот и долгожданное тепло к нам пришло.  На земле лужи.

Положить руки на колени ладонями вниз.

Рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и чуть-чуть двигать его сначала в левую, затем в правую сторону.

На реке трескается лёд, плывут льдины.

Ударять 3 раза кулачками друг о друга.

Двигать нижней челюстью вправо-влево.

На опушке берёза.  Вот её ствол.

Соединить локти, поднять вверх пальцы.

Язык высунуть и напряжённо тянуть к носу.

Лопаются почки на деревьях.

Вытянуть напряжённо пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга.

Широкий язык подвести под верхнюю губу и пощёлкать.

За зиму звери похудели.

Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево-вправо.

Щёки втянуть, затем вернуться в исходное положение.

Наши алые цветки раскрывают лепестки.

Раскрывать цветок (руки «чашечкой»).

Улыбнуться.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Закрывать цветок.

Язык «чашечкой».

И тихо спать легли.

Положить руки под щёчку.

Рот закрыть, язык спокойно лежит за нижними зубами.

Тихо засыпают, головками качают.

Качать кулачками вперёд-назад.

Язык двигать вверх-вниз, затем убирать за нижние зубы.

Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля.  Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое.  Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество и моделирование предметно-игровой среды в театрально-игровой деятельности детей

Организация педагогического процесса требует таких форм и методов работы, которые позволяют вовлечь в активную деятельность всех дошкольников. Одним из путей, содействующих решению этой сложной задачи...

«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».

Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...

" Развитие речи в театрально - игровой деятельности". Опыт работы по театрализованной деятельности по сказке " Рукавичка"

С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому я стараюсь создать в своей группе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Чтобы каждый смог максимально реализовать свои ...

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»

Программа по театрально-игровой деятельности детского театрального кружка «Из сказки в сказку»...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...

Журнал для родителей "Театральная копилка" развитие речи детей третьего года средствами театрально - игровой деятельности.

Предлагаемый материал предназначен для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Журнал  «Театральная копилка» становится постоянным проводником  в сотрудничестве педагога...