"Педагог года - 2019"
материал по логопедии

Алена Валерьевна Чегодаева

Снова 2019 год начался с конкурса. Впервые была объявлена номинация "Учитель-логопед года", где я с большим удовольствием принимала участие. Решила выйти с "Артикуляционной гимнастикой" и применением ИКТ, а точнее с программой от Мерсибо. Результатом осталась довольна, хотя не всё было легко.

    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

Разрешите представить Вам концептуальные методические подходы, основанные на опыте работы по теме «Игровая терапия как средство коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

        В юмористическом рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква» Аленка, Мишка и Дениска спорят о том, как правильно говорить: «сыски», «хыхки» или «фыфки»? Аленка говорит друзьям, что она хочет сказать «сыски», а у нее получается «сыски» из-за того, что зуб вывалился и «свистит». Мальчики же высмеивают её: «Девчонке, 5 лет, скоро замуж выходить, а она «сыски». Мишка поясняет, что у него уже целых три зуба «вывалилось», но он всё равно правильно говорит: «хыхки». И только Дениска, наблюдая за их диалогом, который закончился слезами, понимает, что они оба не правы, надо говорить коротко и ясно «фыфки»! Здесь Виктор Юзефович уже в 1957 г. видел  проблему неправильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. И в настоящее время процент дошкольников с речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Диалог детей с «заколдованной буквой» гласит о том, что Виктор Юзефович, как  родитель, в первую очередь обращает внимание именно на звукопроизношение. А неправильное произношение звуков чревато быть не понятым и еще хуже, высмеянным.

Как учитель-логопед, отмечу, что из-за дефектного звукопроизношения страдает в целом развитие всех компонентов речи.  Работая в разных направлениях речевого развития: обогащения лексики, усовершенствования грамматического строя речи и развития связной речи, я могу сделать вывод, что коррекционная работа над правильным звукопроизношением – это основная моя цель. Если будут «чистые» звуки, то и дальше ребенку легче развиваться. А вот поставить дефектный звук может только учитель-логопед.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Движения языком, губами, челюстью, являются первым этапом в развитии речи ребёнка.

        Часто у детей с нарушением речи подвижность языка и объем артикуляции ограничен. Для развития движений артикуляции необходимых для постановки звуков, учителя-логопеды подбирают специальные комплексы упражнений, называемые артикуляционной гимнастикой.

 Еще Татьяна Борисовна Филичева отмечала, что упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые, требуются для постановки каждого конкретного звука.

        Что такое «артикуляционная гимнастика» и её основную цель, Вы, можете увидеть на слайде.        

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференциальности движений органов, участвующих в речевом процессе.  

        Цель артикуляционных упражнений – выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.

        Гимнастика проводится эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название. Названия каждого упражнения условные, но очень важно, чтобы дети их запомнили. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес  к упражнению. Во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

В любом упражнении все движения органов артикукуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением.

Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. К каждому упражнению подобрано стихотворение, что является необходимым помощником в игровой терапии на коррекционных занятиях.

Повышая педагогическую компетенцию, я принимаю участие в вебинарах и мастер-классах  от Мерсибо, где была представлена новая флешка с программой «Лого Ассорти» и настолько моё внимание привлекла интерактивная игра «Где мой рык?» для постановки звука [Р], что я просто не могла не приобрести её. Программа от  «Мерсибо» стала находкой для меня, где среди большого количества интерактивных игр и упражнений, есть и «Артикуляционная гимнастика» с подбором упражнений для постановки нужной группы звуков. Артикуляционные упражнения представлены в виде картинок, дополненных стишками. Стихотворная речь – сама по себе игра, создающая особый эмоциональный заряд. В настройках можно подобрать для ребенка необходимый комплекс упражнений. Ребенок видит картинку на экране и выполняет упражнение под моим наблюдением. А какое удовольствие доставляет современным детям та самая игра «Где мой рык?» Раньше выполняя, вроде бы все те же постановочные упражнения, не всегда получалось быстро поставить звук [Р] и я, не понимала «ПОЧЕМУ?», все верно, Насте, Матвею, Семёну, Артёму и Алёше  поставила, а вот Кате и Диме не получается… Оказывается выполняя упражнение на дыхание вижу, что воздушная струя не идет вверх, как у тех детей.  Вот в чем проблема! Вот где мне пригодилось постановочное упражнение «Пухолёт» для звука [Р] и Катя уже издает грозный «рык», а вот с Димой еще нужно потренироваться.

Еще один мой помощник в работе над постановкой звуков у дошколят – это бегемот Жужа. В этой игрушке четко выделены артикуляционные органы: зубы, язык и челюсти. Надев игрушку на руку, можно «управлять» языком и нижней челюстью Жужи. И малыш смотрит с увлечением в зеркало, и пытается открывать широко рот и удерживать в таком положении:

«Словно добрый бегемот

Широко откроем рот.

Раз – два  – три – четыре – пять,

Что-то я хочу зевать».        

Шлёпать по язычку, как-будто он  месит «Тесто».

        «Пя-пя-пя – я тесто мну,

        Пя-пя-пя, пирог пеку.

Позову своих друзей.

Угощайтесь поскорей.

Качать язычок на «Качели» и тянуть его вверх или опускать вниз:

«На качели я сажусь

Вверх и вниз легко несусь».

Итак, терпеливо шаг за шагом, ступенька за ступенькой приближаю я своих «речевиков» к стране «Правильной речи». Этот путь долог и труден, но завершается успехом – полученным результатом.

Я не люблю стоять на месте. Я всегда в поиске. И ищу всегда самое эффективное. Год назад я представляла камешки марблс в логопедической работе, а сегодня программу от «Мерсибо». Но уже скоро я смогу поделиться новым и «поймать фишку» на логопедических занятиях!

         



Предварительный просмотр:

Технологическая карта

коррекционной образовательной деятельности с детьми

 Составитель: Кристя Алена Валерьевна, учитель-логопед Детского сада «Алёнушка», филиала Детского сада «Светлячок»

Тема: «Заколдованная буква»

Возрастная группа: подготовительная группа

Количество: 2 ребенка

Форма ООД: коррекционная образовательная деятельность

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)

Цель: Создание условий для автоматизации звука [Ш] изолированного, в слогах, словах, фразе. 

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- уточнять знания детей о аудиокнигах;

- формировать навык образования прилагательного от существительного;

  1. Коррекционно-развивающие:

- автоматизировать звук [Ш] изолированного, в слогах ,  словах и фразе;

- активизация словаря;

- формировать навыки фонематического анализа: определения места звука [ш] в слове;

- развитие внимания;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Методы: словесные (объяснение, вопросы к детям, словесная инструкция), практические (имитация с игрушкой-антистресс змейкой-тянучкой, самомассаж рук с шариками-ёжиками, работа с интерактивной игрой, выкладывание фишек на домике), наглядные (показ, использование наглядных пособий).

Средства: мультимедийное обеспечение, ноутбук, колонки, флеш-носитель «ЛогоАссорти», зеркала настольные – 2 шт., чистые бумажные салфетки, трубочки для коктейлей 3 шт., игра «Снежки», игрушка антистресс змейка-тянучка – 3  шт., массажные шарики  – 5 шт., предметные фишки – 6 шт., цветные фишки – 14 шт., карточка «Мишка с шариками» из д/пособия «Круг волшебник», игра «Посели звук [Ш] в домик»; сосновая шишка, еловая шишка, кедровая шишка.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Автоматизировать звук [Ш] изолированный, в слогах и словах и фразе.


Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 Вводно- организационный момент

Обращение внимания  ребенка на предстоящую  деятельность: эмоционально-психологический настрой,  прослушивание аудиокниги Виктора Драгунского «Друг детства».

 

- Добрый день, ребята!

Меня зовут Алена Валерьевна. Я рада знакомству с тобой, … и с тобой,  ….

- У вас дома есть детские книги?  

- Вам часто читают  книги?

- Я пришла сегодня к вам с книгой. Да, не с обычной книгой, а аудиокнигой, которая называется «Заколдованная буква».

-… Перед Новым годом во двор, где гуляли дети, въехал грузовик. И из него выгрузили большую ёлку.

- А  дальше…

Прослушивание фрагмента аудиокниги.

- Дети, вы поняли, что такое аудиокнига?

- Аудиокнига – это рассказ, сказка или стихотворение, записанное на диск или флеш-носитель (флешку).

- Ребята, какое же слово не могли сказать Аленка, Мишка и Дениска?

- Оказывается, чтобы правильно произносить слова и все звуки нужно, чтобы наш язычок стал сильными и ловкими.

- А что может сделать язычок сильным?

Непосредственное общение, введение  в детей в коррекционную образовательную деятельность.

Дети слушают аудиозапись на слайде иллюстрации к рассказу. Угадывают слово «шишка».

Проходят за стол для подгруппового занятия.

Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

  1. Артикуляционная гимнастика (по программе от Мерсибо «Лого Ассорти») для звуков Ш, Ж, Р, Рь.

  1. Упражнение по развитию речевого дыхания

  1. Автоматизация изолированного звука [ш].

  1. Автоматизация звука [ш] в слогах и развитие мелкой моторики рук с помощью массажного мячика.

  1. Автоматизация звука [ш] в словах, фразе (чистоговорках).

  1. Формирование лексико-грамматических категорий.

  1. Фонематический анализ.

  1.  Развитие психических процессов.

- Конечно, это артикуляционная гимнастика. Только делать эту гимнастику нужно сидя перед зеркалом. Занимайте свои места за столом. Ноги стоят вместе, спина прямая, руки лежат на столе.

1. Упражнения:  «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Качели»,  «Чистим зубы».

2. Упражнение «Снежки»

- Поиграем в снежки. У меня есть маленькие лёгкие снежки, трубочки и ворота.  Мы будем задувать снежок в ворота.

Правило: вдох носом, выдох  ртом.

- Наш рот  готов  к произношению «заколдованного звука».

- Какой звук  не умеют произносить Аленка, Мишка и Дениска?

- А что напоминает вам  длительное произношение звука: ш-ш-ш-ш…

- Прослушаем еще одну аудиозапись фрагмента песенки?

Аудиозапись фрагмента песни «Шипит змея»

3. Упражнение «Змейка»

- Как шипит змея? Берите змеек, проводим пальцем по всему хвосту змеи и «шипим», как змейка.

- Змейкам очень понравилась песенка. У змеек есть друзья ёжики, они тоже хотят поиграть с вами.

4. Упражнение «Ёж»

Гладь мои ладошки, ёж.

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить.

Я хочу с тобой поладить!

- Катаем шарики-ёжики по пальчикам и на каждый пальчик называем слог. От центра ладони к кончику пальцев: большой – «ША», указательный – «ШО», средний – «ШУ», безымянный – «ШИ», мизинец – «ШЕ».

Другая рука по подобию, слоги: АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ЕШ.

- Отправляемся с вами на выставку.

5. Игра «Таинственная картина»

- Озорники  испортили все картины какими-то странными наклейками.

- Послушай 3 слова, догадайся, о чем говорят, и назови слово.

Круглая, хоккейная, черная… (шайба);

Мягкая, перьевая, удобная… (подушка)

Новая, кирпичная, к знаниям зовущая…(школа) И т.д.

Корзинка слов: шляпа, парашют, шишка, шахматы, рубашка, чашка, сушки, шарф, шут.

Игра «Круг волшебник»

- Посмотрите, что мишка держит в лапах?

- Красивые шарики у мишки? Какие они? Чего на них на ваш взгляд не хватает?

Украсим шарики картинками - фишками, чтобы они стали красивее. Вот какие фишки у меня есть. На каждую фишку по очереди проговариваем чистоговорку и кладем её на шарик.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.

Шу-шу-шу – я шапку ношу.

Уш-уш-уш – я приму горячий душ.

Ыш-ыш-ыш – у воды шумит камыш.

Ышка-ышка-ышка – сосновая шишка.

-Ребята, я принесла вам  шишки.

6. Активизация словаря.

Словообразование.

- Они одинаковые?

- Чем отличаются?

- Как думаете, какая из этих шишек сосновая?

Шишка с сосны – сосновая.

Шишка с ели – еловая.

Шишка с кедра – кедровая.

7. Определение место звука [ш] в слове «шишка».

- Ребята, а звук [ш] – это согласный или гласный? Обозначать его будем каким цветом? Где в слове «шишка» слышится звук [ш]: в начале, середине или конце.

Ведем пальчиком по окнам домика и произносим звук. На каком окошке услышите звук [ш] ,там и кладем синюю фишку.

8. Упражнение «Чего не стало?»

- Раз, два, три,

…, …, не смотри .

(прячу шишку)

Раз, два, три,

Смотри!

Чего не стало?

Дети после просмотра каждого упражнения выполняют его перед зеркалом.

Выполнение упражнения на дыхание.

Дети называют звук [ш].

Шипение гуся, змеи  (опора на жизненный опыт детей).

Прослушивают фрагмент песни «Шипит змея».

Дети играют со змеёй и произносят звуки «ш-ш-ш».

Дети катают мячик между ладошками, затем прокатывают мячики-ёжики по ладоням и проговаривают слоги.

Дети выполняют по очереди задание на ноутбуке. Проговаривают слова.

Дети проговаривают по очереди чистоговорки и украшают шарики фишками.

Дети образуют прилагательные от существительных.

Выкладывание синих фишек в два  первые окна домика.

Дети закрывают глаза.

Открывают и вспоминают, какой шишки не стало.

Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [ш].

Автоматизация звука [ш] изолированного, в слогах, словах и фразе.

Умение детей договориться друг с другом по очереди выбирая картинку.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия.

- Ребята, а вы помните какое слово мы сегодня с вами «расколдовывали»?

- Вы большие молодцы!

- Я хочу подарить ребятам из вашей группы книжку с рассказом «Заколдованная буква».

Дети называют «шишка».

        


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»

Цель: Передача опыта путем прямого  показа с использованием ИКТ при проведении артикуляционной гимнастики.

Задача:

  1. Знакомство с артикуляционной гимнастикой и методикой ее выполнения.

Как я уже говорила, что процесс постановки звуков требует длительного времени. Взрослые не представляют, сколько физических и душевных сил, эмоций отнимает этот процесс у ребенка, имеющего речевые нарушения. Если мы хотим, чтобы какая-то мышца была сильной, мы её тренируем. Это правило и относится к мышцам артикуляционного аппарата, в частности языка, органа состоящего из мышц.

        И мне хотелось бы продемонстрировать Вам некоторые артикуляционные упражнения с использованием программы от «Мерсибо».

        Конечно же, для учителей-логопедов – это каждодневный труд. Поэтому предлагаю для Вас, мои коллеги, особое задание.

        Вам предстоит работа в парах. Займите места за столами. Ваша задача разработать «Памятку» по артикуляционной гимнастике, опираясь на онтогенетический принцип, выписку из логопедического представления и заключения ПМПК. Первый стол готовят Памятку «Артикуляционная гимнастика» для постановки тех звуков, которые будем исправлять в первую очередь. Соответственно второй стол – во 2-ую очередь и 3-ий стол – в третью очередь. Разработанную памятку можно будет дать родителям. Чтобы они знали, что эта работа должная проводиться систематически. И только при помощи родителей работа учителя-логопеда быстрее достигнет своей цели.

Пока специалисты работают.

А Вам, уважаемые родители необходимо знать и уметь выполнять некоторые упражнения. Предлагаю Вам карточки, которые разделены на 2-е группы. Это статические и динамические упражнения. Конечно же, помогать нам будет программа от Мерсибо.

Первый ряд выполняет статические упражнения. Это упражнения, направленные на  выработку определенной позы.

Второй ряд – динамические упражнения, направленные на правильное выполнение движений.

Итак, запускаем «Артикуляционную гимнастику» от Мерсибо. Выбираем сначала статические упражнения.

Упражнения (6): «Бегемот», «Блин», «Грибок», «Заборчик», «Иголка», «Чашечка».

А теперь работает второй ряд и динамические упражнения (6): «Барабан», «Белка и орешки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Часы».

Вы, тянете карточку, читаете описание и показываете предложенное на карточке упражнение. А я уточняю и контролирую правильность выполнения. Затем все отрабатываем данный артикуляционный уклад.

Это были статические и динамические упражнения.

А теперь запустим программу «Где мой рык?», где пронаблюдаем комплекс упражнений в игровой форме позволяющий легче поставить ребенку звук [р].

Уважаемые учителя-логопеды, вы справились с предложенным заданием. Ваши «Памятки» готовы? Спасибо за плодотворное сотрудничество!

Уважаемые коллеги, простые артикуляционные упражнения могут помочь, Вам, как педагогам, перед каждым выступлением отработать четкую дикцию.

А у меня в руках появляется баночка и не простая баночка, а «Баночка достижений» и я спускаю в нее еще одно своё «маленькое достижение». Вы, поделитесь своим достижением со мной. Напишите его коротко на листочке. Мне будет интересно читать, и вспоминать этот мастер-класс, и даже гордиться Вашими достижениями. Благодарю, что были активными на моём мастер-классе!

https://www.igrushka24.ru/published/publicdata/IGRUSHKA242013/attachments/SC/products_pictures/12l_enlmu.jpg



Предварительный просмотр:

Выписка

из логопедического представления

на Никиту С., 5 лет

Звуковая сторона речи. Звукопроизносительная сторона речи тяжелой степени недостаточности. Речь неразборчива. У Никиты еще встречаются замены язычно-нёбных звуков на язычно-зубные, например: гусь – «дусь». Поставлены свистящие звуки [С],  [С'], [З] и [З'], но требуется контроль со стороны взрослых, например: сумка – «сука», нос – «ноть», усы – «уси», носок – «сёк», слон – «сон», зубы – «зюбы», ваза – «яза», зебра – «зеда». Свистящий звук [Ц] заменяет на [С] (яйцо – «исо», цветы – «ти»). Шипящий звук [ш] был искажен (щечный сигматизм шипящих звуков), сейчас заменяет на мягкий свистящий звук или смягчает звук [щ], например: машина – «щина», лягушка – «адущка», душ – «дусь». Шипящий звук [ж] либо произносит искаженно, либо выпускает из слова, например: жираф – «ыфаф», жук – «ук», ёжики – «вотики». Появился звук [ч], но не всегда применяет в речи, например: чай – «тай», ключ – «туч», очки – «чки». Звук [щ] произносит, например: «щука», щетка – «щока», ящик – «ящи». Сонорные звуки отсутствуют (лампа – «апа», лук – «ук» лейка – «ека», листик – «итик», рыба – «иба», корова – «вова», репка – «епка»). Не всегда произносит йотированные звуки (ёлка – «ока», юбка – «ука»).

Выписка из

ЗАКЛЮЧЕНИЯ

территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

комитета образования администрации Заводоуковского городского округа

C:\Users\1\Documents\img239 - копия.jpg



Предварительный просмотр:

            Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Возраст ребёнка

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П  Б  М

И  Ы  У

  Ф    В

Т Д Н
К Г Х Й

С З Ц

Ш    Ж


Ч     Щ

Л   Р

            Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Возраст ребёнка

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П  Б  М

И  Ы  У

  Ф    В

Т Д Н
К Г Х Й

С З Ц

Ш    Ж


Ч     Щ

Л   Р

            Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Возраст ребёнка

1-2 года

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-5,5 лет

Звуки

А О Э
П  Б  М

И  Ы  У

  Ф    В

Т Д Н
К Г Х Й

С З Ц

Ш    Ж


Ч     Щ

Л   Р



Предварительный просмотр:

http://pochit.ru/pars_docs/refs/57/56108/56108_html_56ab15de.gif

       

       

     ПАМЯТКА

        «Артикуляционная гимнастика»



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\img056.jpgC:\Users\1\Pictures\img055.jpg




Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Pictures\img057.jpg

C:\Users\1\Pictures\img058.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Р 1.jpg

C:\Users\1\Desktop\Р 2.jpg



Предварительный просмотр:

С, З, Ц

Ш, Ж

 Р, Р'


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "ЭССЕ"

Моя педагогическая фолософия - в мире мудрых мыслей....

ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР В. ВОСКОБОВИЧА.

Перспективное планирование работы с детьми /по возростам/ "Путешествие в Фиолетовом лесу", с использованием игр В.Воскобовича....

ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Пояснительная записка"

Предоставление опыта работы "Сказочные лабиринты игры"....

ПЕДАГОГ ГОДА 2019 - "Презентация опыта работы".

Опыт работы "Сказочные лабиринты игры"....

Презентация "Педагог года - 2019"

Презентация "Педагог года - 2019"...

Муниципальный этап Республиканского конкурса "Педагог года - 2019" номинация "Воспитатель дошкольной образовательной организации"

Информационная карта педагогаПредставлениеЗаявление Эссе "Моя педагогическая философия"Информация о работе с родителямиПлан-конспект занятия НОД  по экологии в средней группе "...