семинар - практикум для родителей
материал (подготовительная группа)

Макаренко Елена Геннадьевна

в семинаре представлены игры на тему "Антонимы в жизни ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар - практикум20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для родителей детей подготовительной  группы

по использованию в активной речи ребенка антонимов

«Играем в слова»

Цель:

Систематизация знаний родителей о правильном употреблении в речи ребенка слов-антонимов.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с играми, стимулирующими закрепление и введение в речь слов-антонимов.
  2. Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами и друг с другом.
  3. Содействовать грамматически правильной речи окружающих взрослых ребенка в семье.

Ход семинара:

Логопед:

Здравствуйте, уважаемые родители. Ваш ребенок только еще начинает познавать мир, и многое ему не знакомо. Все что он видит и слышит вокруг себя, он пытается описать при помощи слова. Но поскольку значение многих слов для него пока не известны, он часто ошибается. И задача взрослого состоит как раз в том, чтобы показать ему огромный мир слов родного языка и разобраться в их значении. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями и играми, которые помогут вам справиться с этой задачей.

Тема нашего сегодняшнего семинара: Антонимы в жизни ребёнка».

Антонимы – это слова, противоположные по значению. Вспомните известное стихотворение:

Тебе скажу я - «далеко», а ты ответишь - «близко»,

Тебе скажу я – «высоко», а ты ответишь – «низко».

С чего же мы начнем знакомить детей с этой непростой грамматической категорией?

На первом этапе взрослый произносит первую часть фразы, а ребенок ее заканчивает, называя противоположное значение.

Например:

Суп - горячий, а сок – холодный.

День – светлый, а ночь – темная.

Когда ребенок научится правильно подбирать слова к заданным взрослым примерам, можно предложить ему самому придумать пары слов с противоположным значением.

Например:

Черный-белый

Сухой – мокрый

Большой – маленький

Длинный - короткий

Логопед:

А сейчас предлагаю вам самим попробовать начать поиск слов, противоположных по значению, то есть антонимов. Это могут быть не только слова – прилагательные, но и существительные, глаголы, наречия.

Темно – светло Трусливый - храбрый

Мелкий – глубокий Пол – потолок

Бежать – стоять Болезнь - здоровье

Лето – зима Грустить – веселиться

Следующим, более сложным этапом, может явиться подбор антонимов в стихотворных текстах. Подобранное слова должно быть созвучным заданному и завершать собой последнюю строчку стихотворения. Эту форму работы можно использовать в игру с вашими старшими детьми школьного возраста, а ваш младший ребенок – дошкольник запомнит из этого стихотворения пару слов-антонимов.

Например:

  1. Я – антоним слову «зной»,

Я в реке, в тени густой.

И в бутылках лимонада,

А зовут меня – …. («прохлада»)

  1. Я антоним к слову "лето",

В шубу теплую одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - …( «зима»)

  1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мУка,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь -… («тишина»)

  1. Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.

Делу всякому венец.

Называюсь я - ... («конец»)

  1. Я антоним к слову "СМЕХ",

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле,

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач,

Догадались? Это - ... («плач»)

Логопед:

Одной из высших форм речелогического мышления являются загадки-антонимы и пословицы. Часть из них доступна и детям старшего дошкольного возраста. Их употребление является показателем не только развитой речи, но интеллектуального уровня ребенка.

Предлагаю вам вместе вспомнить примеры таких загадок и пословиц. Один из нас будет начинать пословицу, а другой заканчивать.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Тяжело в учении – легко в бою.

Знай больше, а говори меньше.

Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

Старый друг – лучше новых двух.

Мир строит, а война разрушает.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Логопед:

А теперь предлагаю вам послушать загадки, в которых встречаются антонимы.

  1. В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать. (Утюг)

  1. Черная корова всех людей запорола,

А белый вол всех людей подвел. (Ночь и день)

  1. Ты кричал – оно молчало,

Ты молчал – оно кричало. (Эхо)

  1. Зимой – нет теплей,

Летом – нет холодней. (Погреб)

  1. Кто приходит, кто уходит,

Все ее за ручку водят. (Дверь)

  1. Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим. (Часы)

Логопед:

Наша встреча подходит к концу. Я думаю, вы убедились в том, насколько богат наш родной русский язык. Совершенствоваться в нем никогда не поздно, и чем больше будете знать вы, тем более грамотным будет ваш ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект семинар - практикум для родителей.<<игровое взаимодействие детей и родителей>>

Конспект семинар - практикум для родителей. <<игровое взаимодействие детей и родителей>>...

Семинар - практикум для родителей "Сказка глазами детей и родителей"

Семинар – практикум для  родителей средней  группы « Сказка  глазами  детей  и родителей»Цель: помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. Задачи:...

семинар - практикум для родителей «Сказка глазами детей и родителей»,

цель семинара помочь родителям осознать роль сказок в воспитании ребенка...

Семинар -практикум с родителями на тему «Игровое взаимодействие детей и родителей»

Цель:Расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми.Построение эмоционально-доверительных взаимоотношений,     способствующих полноценному развитию ребе...

Семинар-практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель-легкая адаптация".

Семинар- практикум для родителей по адаптации детей раннего возраста к ДОУ "Знающий родитель -лёгкая адаптация".Цель: выявить уровень педагогической компетенции родителей по адаптации д...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...