Конспект НОД "Путешествие с осенью"
план-конспект занятия по логопедии

Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения.    Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.   Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза.    Развивать связную речь.     Закреплять  знания о деревьях, как представителях флоры Земли.      Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме.       Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_puteshestvie_s_osenyu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД: «Путешествие с осенью»

Программное содержание:

  1. Активизировать знания детей по лексическим темам: « Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты».
  2. Совершенствовать грамматически правильную речь детей: умение правильно употреблять предлоги, пользоваться приемами словообразования и словоизменения.
  3. Развивать физиологический и фонематический слух, речевое дыхание, силу голоса, темп речи.
  4. Развивать навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
  5. Развивать связную речь.
  6. Закреплять  знания о деревьях, как представителях флоры Земли.
  7. Развивать память, зрительное и слуховое внимание, тактильные ощущения, мышление в игровой форме.
  8. Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движений и речи.

Оборудование:

  1. Игрушки и модели предметов для сюрпризных моментов (солнышко, тучка, дятел, колобок, незнайка).
  2. Мольберты.
  3. Изображения осенних деревьев (клен, дуб, рябина, осина).
  4. Ветка с листочками
  5. Осенние листья разных размеров.
  6. Кубик  «Обучайка»
  7. Модели разных настроений солнца;
  8. Прищипки разного цвета
  9. Вырезанные из картона деревья и грядки
  10.  Вырезанные из ковролина части лица для самостоятельного составления изображений настроений солнца.
  11. Спортивные атрибуты: скамейка, полочки, мешочки, сенсорная тропа.
  12. Подносы для овощей и фруктов.
  13. Овощи и фрукты разных цветов и размеров.
  14. Символы — картинки звуков « А» и «У».
  15. Пипетки, гуашь в бутылочках, салфетки, подносы, заготовки открыток с готовыми изображениями предметов
  16. Музыкальный диск с записями шумов и  звуков дождя, ветра, стук дятла, курлыканья журавлей.
  17. Костюм для осени.

Предварительная работа:

  1. Чтение и заучивание пальчиковых игр.
  2. Рассматривание иллюстративного и наглядного материала по темам: «Осень», «Деревья», «Овощи», Фрукты».
  3. Словарная работа по данным лексическим темам.
  4. Тренировка памяти, внимания, мышления.

1 этап   Мотивационно – побудительный.

Ведущий - « Ребята, какое сейчас время года?» (осень)

- «Давайте позовем в гости осень»

-«Осень, осень в гости просим. А теперь позовем все вместе» (дети повторяют вместе с педагогом).

Осень - « Здравствуйте ребята, здравствуйте взрослые. Я осень,  пришла к вам в гости, принесла много интересного, а еще я приглашаю вас в осеннее путешествие».

Ведущий - «Хотите ребята отправиться в путешествие с осенью? Тогда в путь.

2 этап Организованно - поисковый  раздел.

Осень -  « Первой встанет Олеся, перед Олесей Яша, за Яшей Андрей, а Оля встанет между Яшей и Олесей».

Ведущий - « Мы идем тропинками, мы идем дорожками, ручейки мы перейдем в лес осенний  попадем.

Осень - « Вот мы и пришли в мой сказочный лес. Как хорошо в лесу! Какой чистый и свежий воздух, давайте подышим:

Носом  -  вдох,

А выдох  - ртом.

Дышим глубже,

А потом,

Марш на месте не спеша.

Как погода хороша!

- «Ребята, если погода хорошая, что что на небе светит? (солнышко)

- «А какое у нас солнышко?» (теплое, ласковое, доброе, круглое, желтое, лучистое, золотистое)

Ведущий – солнышко - «Здравствуйте, ребята. Я увидело вас и захотело с вами поиграть в игру. Отгадайте, какие у меня бывают настроения.

Когда на небе нет туч, я сияю ярко. Какое у меня настроение? (радостное, веселое, улыбчивое).

Осень - «Покажи Олеся, где у нас радостное и веселое солнышко.

Давайте покажем солнышку, как мы умеем улыбаться и радоваться».

Ведущий – солнышко - « Ребята, но вдруг, подул ветер, и на небе показалась туча» (показать тучку). Какое у меня настроение? (грустное, печальное, расстроенное).»

Осень - «Покажи Андрюша, где у нас грустное солнышко Давайте мы покажем как мы грустим (уголки губ опустили вниз, брови опущены)».

Солнышко - «А теперь подул сильный ветер и туча совсем меня заслонила. Какое у меня стало настроение?» (сердитое, хмурое).

Осень - «Покажи Яша, какое хмурое и сердитое стало солнышко. Теперь мы покажем, как у нас рассердилось солнышко (губы надо плотно сжать и сдвинуть к переносице, к носику)».

Солнышко - «Ну вот ветерок подул сильнее, и тучка стала убегать. Я очень удивилось. Какое у меня теперь настроение?».

Осень - «Покажи Оля, где наше солнышко удивилось. А теперь ребята покажут, как удивилось солнышко (ротик приоткроем, брови высоко поднимем вверх)».

Солнышко - «А теперь я вам улыбаюсь, радуюсь». Ребята, теперь попробуйте собрать и показать мои настроения».

Осень - «Оля соберет удивленное солнышко, Яша соберет сердитое солнышко, Олеся нам соберет радостное солнышко, Андрюша печальное солнышко» (дети выкладывают на ковралин разные изображения настроения солнца).

Солнышко - « Спасибо ребята, вы меня порадовали. Теперь я вас всегда буду радовать и согревать. Я с вами прощаюсь».

Осень - «А теперь ребята присаживайтесь на полянку и послушайте, какие звуки живут в моем лесу». (проводится игра « Что мы услышали» (звучит диск с записями шумов и звуков дождя, ветра, стук дятла, курлыканья журавля).

Ведущий - дятел - « Здравствуйте ребята! Я дятел, я лечу деревья от вредных жуков и гусениц. А вы хотите мне помочь?».

Осень - « Конечно дятел, сейчас мы тебе поможем лечить деревья. Правая рука у ребят будет деревом, а левый указательный палец клювом. Сейчас Яша будет лечить дерево и повторит стук дятла (да - до - ду ). Теперь Олеся (ды - да - ды).

Оля (ды- да - ду), Андрей (ды - до - ды).

А теперь у ребят  язычок превратится в клювик дятла , поднимем язычок вверх и постучим как дятлы.»

Дятел - «Хорошие у меня помощники. Спасибо ребята, я полечу дальше лечить деревья».

Осень - « Ребята подойдите и  посмотрите, что это у меня? (дерево). А в моем лесу что растут? (деревья). Что это? (ветка). А на деревьях? (ветки).где они растут? (на деревьях). Что у меня? (лист). А на ветках? (листья).  Как называются деревья, которые растут на нашей поляне? Как называется лист клена (осины, дуба, рябины)? (ответ детей).  Я украсила деревья листьями разных цветов . Какого цвета стали листья на деревьях? Что можно сказать про осенний лес, какой он?  Ребята, а что происходит с листьями осенью, когда дует ветер? (листочки опадают). Ветер срывает листья с веток. Как это называется? (листопад).  

Ведущий - «Осень, а наши дети знают игру про ветерок и листопад. Давайте поиграем (пальчиковая игра)

                              Ветер по лесу летал

                              Ветер листики срывал

                              Вот дубовый, вот кленовый,

                              Вот рябиновый резной.

                              Вот последний лист осинки

                              Ветер бросил на тропинки.

Осень - « А теперь ребята превратятся в ветерок и подуют на листочки ( проводится упражнение на дыхание). Все листочки разлетелись по полянке, помогите мне их собрать. Яша собирает листочки с клена. Как они называются? (кленовые). Оля с осинки (осиновые). Олеся с рябины (рябиновые). Андрюша с дуба (дубовые)».

« Молодцы ребята, спасибо! Найдите свое дерево и сложите букеты под дерево». Во время выполнения задания спросить: где росли листочки ( на дереве), откуда их сорвал ветер (с дерева), куда упали листочки (на  землю),

какого цвета и размера. Что ты делаешь?  - « Я собираю кленовые листочки» (ответ детей) и т. д (совместная работа осени  и ведущего).

Осень - « Спасибо ребята, вы мне помогли. А теперь мы отправляемся дальше. Осенью часто идут дожди.  Что образуется на дорогах после дождя? (лужи).

По камушкам пойдем, в лужи мы не попадем» (дети преодолевают препятствие).

Ведущий - « Я слышала, что кто-то заблудился в лесу и зовет на помощь».

Осень - «Мы сейчас узнаем, как нас зовут на помощь. Споем песенки звуков. « А» - « У».  Какой первый звук мы спели, а второй? Сколько звуков мы спели? Давайте ответим тихо «ау», а теперь громко «ау».

Ведущий - колобок - «Здравствуйте, ребята, это я вас звал, я хочу с вами поиграть. Посмотрите на мой  большой язычок, он очень любит играть».

Осень - «Хотите ребята поиграть с колобком? Садитесь на стульчики». Далее проводится  артикуляционные упражнения

Надувание щек, втягивание щек, улыбочка, дудочка, широкая и узкая дорожка, дождик, грабельки, часики.

 Колобок - «Спасибо вам ребята, мне пора отправляться дальше. До свидания»

Осень – « А мы с ребятами идем дальше, и сейчас пройдем по лесной тропинке.( дети идут по спортивному тренажеру сенсорная тропа)

 Ведущий -  Незнайка - « Здравствуйте ребята, здравствуй осень! Вы меня узнали? Я Незнайка. Ребята, мне мои друзья подарили волшебный кубик. А что на нем нарисовано я никак не пойму.»

Осень – Поможем, ребята. Незнайке? Кубик бросай – картинки называй. (на гранях кубика наложенные и зашумленные изображения овощей и фруктов) . Ребята, а что это такое: огурец, морковь, помидор, свекла, тыква ?–(овощи). Где растут овощи? (Овощи растут в огороде, на грядках). Ребята, а что такое лимон, яблоко, груша, банан, апельсин? (фрукты). Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду на деревьях). Незнайка, сейчас тебе ребята покажут, как растут фрукты и овощи. Садитесь за столы. Сейчас в овощи и фрукты превратятся наши прищепки. У Оли вырастут на яблоне яблоки, у Олеси -  сливы, у Андрюши на грядке вырастут помидоры и огурцы, а у Яши на грядке вырастут кабачки и тыква.

Незнайка - « Хорошо, хорошо я теперь знаю, что такое овощи и фрукты и где они растут.»

Осень - «Незнайка, сейчас я загадаю тебе загадки, а ребята проверят умеешь ли ты их отгадывать.

Этот фрукт как неваляшка,

Одет он в желтую рубашку,

В саду покой нарушив

С дерева сорвалась …..(груша)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки…(яблоко)

Ее тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой …(репка)

Расту в земле на грядке я –

Красная, длинная, сладкая…(морковь)

Незнайка - «Спасибо, ребята, помогли мне отгадать все загадки.»

Осень - «Ребята, я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать, что в этой корзине? Я вам покажу, если вы угадаете, чем я вас буду угощать. Садитесь на стулья, закройте глаза и пробуйте мои угощения». (Проводится игра «узнай на вкус»)

Осень - « Молодцы ребята! А теперь посмотрим, что у меня в корзине» (осень показывает корзину с овощами и фруктами).   Дети  вместе  с  осенью  рассматривают овощи и фрукты. Проводится работа над грамматическими формами ( игры «Назови ласково», «Один – много», « Скажи наоборот», «Какой, какая, какие – цвет. форма») А сейчас поиграем в игру «Хлопнем в ладоши»

Гру-ша

Ре-па

Сли-ва

Тык-ва

Ли-мон

Ки-ви

КА-пус-та

КА-ба-чок

Свек-ла

 «Ребята, у меня на подносе овощи и фрукты, давайте  их разделим - овощи на поднос слева, а фрукты на поднос справа»

Далее проводится игра « Разложи овощи и фрукты»

Осень - «Ребята, давайте расскажем,  что можно приготовить из овощей?»

(ответ детей). Суп, салат - какой? Пюре из моркови - какое? Запеканка из картофеля - какая?

Ведущий - «Осень, ребята знают игру из чего можно сварить компот»

Далее проводится игра « Будем мы варить компот»...

Будем мы варить компот.

Фруктов много надо, вот:

Будем яблоки крошить,

Будем груши мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим – варим мы компот

Угостим честной народ.

Осень – «Молодцы ребята, вкусный компот вы сварили. А в чем вы варили компот? Чем мешали компот ?

Незнайка - «Ребята, я тоже сейчас соберу фрукты для компота» Проводится игра «Четвертый лишний» (яблоки, груша, слива - огурец ).

Осень - « Правильно ребята? (нет - почему?)

Незнайка - «Ладно, тогда я соберу овощи для супа» (морковь, картофель, тыква - апельсин). Дети дают правильный ответ.Спасибо ребята, теперь я знаю,  где растут овощи и фрукты и что из них можно приготовить. До свидания ребята и осень!»

Осень - « Ну вот и заканчивается наше путешествие, нам пора отправляться домой».( возвращаются по дорожке). Вот мы и дома.»

Ведущий - «Осень, ты много подарков принесла ребятам, а наши дети хотят подарить тебе на память красивые открытки. Ребята, у вас на столах лежат открытки для осени, вы сейчас их разукрасите разноцветными красками».

(дается инструкция выполнения работ по системе Монтессори «капельки».

Дети с помощью пипеток  капельками заполняют изображения на открытках.

Ведущий - «Осень, посмотри какие открытки мы тебе приготовили».

Осень - «Спасибо ребята, за ваши  подарки, а я вас хочу угостить яблочным вареньем. До свидания, до новых встреч!»

3 этап  Рефлексивно  - корригирующий.

Ведущий - « Ребята, понравилось вам путешествие с осенью?

                    « Что больше всего вам понравилось?

                    « Какое задание осени было самым интересным?

                    « Молодцы ребята!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...