Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на 2017-2018 учебный год
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Рошковская Людмила Валерьевна

Создание у ребенка речевой базы, на основе которой формируется речь как единая целостная система

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на 2017 – 2018 учебный год

Учитель-логопед: РОШКОВСКАЯ ЛЮДМИЛА ВАЛЕРЬЕВНА ГБДОУ д/с №16 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга

Ф.И., возраст ребенка: Корабельников Денис,  6 лет

Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое  недоразвитие речи.

Основная цель логопедической работы – создание у ребенка речевой базы, на основе которой, в дальнейшем, могла бы формироваться речь как единая целостная система.

Логопедическая работа проводится в форме индивидуальных занятий. Продолжительность занятий на начальном этапе не превышает 10-15 минут.

Этапы работы

Задачи

Содержание логопедической работы

Подготовительный

- установить контакт с ребенком;

- уменьшать дискомфорт в период адаптации;

- знакомить  с окружающими предметами;

Игры, направленные на знакомство педагога с ребенком (речь с движением, пальчиковые игры, «Прятки», «Мыльные пузыри», «Зеркало».

Игры с применением разнообразных предметов («Ку-ку»,  «Лови мячик», «Поезд», «Ловись рыбка»…)

Игры на осуществление тактильного контакта («Часики», игры с крупами, игры с песком, водой)

1 этап. Однословное предложение.

- развивать понимание речи окружающих;

Обучение пониманию речи, привлечение внимания к речи педагога.

Работа над пониманием однословных вопросов (Кто? Что? Где?)

Обучение выполнению поручения с использованием предметов.

Работа над пониманием глаголов, односложных инструкций.

Обучение пониманию двухступенчатых инструкций.

Обучение пониманию предложных конструкций

- развивать общие речевые навыки

Вызывание речевого подражания и подражательности.

Работа над гласными «а», «о», «у», «и», узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции.

Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Вырабатывать правильное речевое дыхание (на материале гласных звуков)

- формировать фонематические представления

Узнавание неречевых звуков

Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Имитация и узнавание звуков.

- вызывать самостоятельную речь

Подражание слову взрослого, животным, музыкальным инструментам…

Договаривание фраз

Выражение состояний междометиями.

- развивать моторику

Развитие общей моторики.

Прыжки на обеих ногах, на правой, на левой.

Ходьба (на месте, на носочках, на пяточках)

Ходьба с подниманием и опусканием рук

Игры с мячом – ловить, подбрасывать, ударять об пол, стену, катание по полу.

Работа с мозаикой.

Раскрашивание.

Одевание – раздевание, застегивание-расстегивание.

2 этап. Грамматические функции.

- развивать понимание речи

 Узнавание предметов по их назначению.

Узнавание демонстрируемых игрушек или предметов по их описанию.

Соотнесение слов «один»-«много» с соответствующим количеством , «большой» - «маленький» с величиной предлагаемых предметов.

Переключение по словесной просьбе с одного действия на другое (иди-стой, садись-встань).

Различение  утвердительного  отрицательного приказания, отличающегося частицей «не» (иди – не ходи).

Различение грамматических форм единственного и и множественного числа сущ., оканчивающихся в именительном падеже множ.ч. На –ы (-и)(2 склонение); ед. и множ. числа сущ., оканчивающихся в имен. падеже множ.ч. на –а, -я (2 склонение).

- развивать самостоятельную речь

Называние знакомых лиц, предметов на предметных картинках:

имена близких из двух одинаковых слогов,

имена близких из двух разных слогов, с ударением на первом слоге,

односложные слова (мак, суп…),

двухсложные слова с ударением на первом слоге,

двухсложные слова с ударение на втором слоге,

трехсложные слова с ударением на втором слоге (машина),

трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики),

трехсложные слова с ударением на последнем слоге (молоко)

«Наращивание» слогов («Доскажи словечко»)

Составление двухсловных предложений со знакомыми словами (где зайка? Вот зайка. Это малина).

Употребление глаголов повелительного наклонения (или, пой, неси)

 Двухсловные предложения с обращением и глаголом повелительного наклонения (Миша, лежи).

Двухсловные предложения – глагол повелит. наклонения + сущ. в винительном падеже (винительный падеж совпадает с формой именит.падежа, винительный падеж имеет окончание –у)

Употребление инфинитива глаголов «спать», «гулять», «играть», «кушать», «есть», «пить»…. . Соединение их со словами «хочу», «могу», «иди», «надо», «не надо», «можно».

- развивать общую и мелкую моторику

Подражание движениям педагога: сочетание сильного движения с резким звуком; подбор движения для стимуляции собственной речи; соотнесение звукоподражание с движением.

Развитие тактильных ощущений.

Воспитание силы и точности движений пальцев,  лучезапястного и локтевого суставов.

Выработка двигательно-звуковой реакции на стихотворно-ритмический рисунок.

Упражнение в слежении за движением пальцев обеих рук.

Отработка переключаемости (кулак-ребро-ладонь).

Обводки, штриховки, закрашивание.

-развивать общие речевые навыки.

Формирование произвольного ротового выдоха.

Формирование продолжительного ротового выдоха.

Формирование длительного носового выдоха.

Формирование  целенаправленной теплой струи выдыхаемого воздуха.

Различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха.

Формирование умения контролировать силу воздушной струи.

Формирование длительного речевого выдоха.

Контроль над темпом , ритмом и силой голоса при произнесении гласных звуков.

- развивать фонематическое восприятие

Дифференциация неречевых звуков и их направления.

Различение неречевых звуков по высоте, тембру, силе.

Воспроизведение речевых и неречевых звуков в заданном темпе.

Запоминание и воспроизведение слоговых цепочек.

Различение существительных, сходных по звучанию.

Выделение заданного звука из ряда.

3 этап.

Двусоставное предложение.

- развивать понимание речи

Различение существительных сходных по звучанию ( в том числе, различающихся одним звуком).

Различение глаголов, сходных по звучанию.

Различение названий действий, противоположных по значении.

Различение названий действий, обозначающих похожие ситуации.

Понимание действий, изображенных на сюжетной картинке.

Различение значения приставок страдательных глаголов.

Различение числа глаголов.

Различение взаимоотношений действующих лиц (волк убегает от зайца, заяц убегает от волка).

Понимание предложных конструкций с предлогами на, под, в, около, из, из-под.

Дифференциация предлогов в – на, под – из-под, из – от, около – за.

Объединение предметов по общему значению (что понадобится для прогулки).

Различение падежных значений.

Различение числа предложного падежа сущ.

Понимание значений прилагательных с противоположным значением.

Различение пространственных наречий. (вверху-внизу…).

- развивать общие речевые навыки

Развитие глубокого вдоха.

Развитие длительного плавного выдоха.

Развитие речевого выдоха.

Развитие  речевого дыхания, силы голоса.

Развитие умения изменять тембр голоса.

Развитие интонационной выразительности речи.

Восприятие и воспроизведение ритмических структур.

Развитие чувства речевого ритма.

Развитие умения различать высоту, силу, тембр голоса

- развивать фонематическое восприятие

Различение слов, близких по звуковому составу.

- развивать самостоятельную речь

Употребление возвратной формы глаголов 3-го лица ед.ч. наст.времени.

Различение вопросов «Что делает?», «Что делают?», ответ на поставленные вопросы с правильным грамматическим оформлением формы слова.

Сопоставление грамматических форм одних и тех же глаголов – повелит. наклонения 2-го лица ед.ч и изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. («Таня спи! Таня спит.»

Договаривание слов и словосочетаний в  разучиваемых стихах.

Произнесение заданного количества одинаковых слов и выполнение  соотв.количества действий (топ-топ-топ).

Добавление нужного слова в произносимый педагогом текст, развитие чувства ритма, рифмы.

 - развивать моторику.

Развитие координации движений.

Укрепление мышц рук с помощью массажа.

Соотнесение одноименных пальцев рук.

Сила, точность движений пальцев. Автономность движения каждого пальца.

4 этап.

Простое распространенное предложение.

- развивать понимание речи

Закрепление понимания некоторых грамматических форм.

Закрепление понимания пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами у,в,под,к.

Закрепление понимания единственного и множественного числа существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

Закрепление понимания разных форм одного глагола.

- развивать общие речевые навыки

Продолжение работы над развитием речевого дыхания (продолжительность и сила)

- развивать фонематические представления

Различение слов-паронимов (ком-дом)

- развивать самостоятельную речь

Отвечать на вопросы «Кто это?» «Что он делает?» с последующим составлением предложений типа «именит.падеж сущ.+ согласованный глагол + прямое дополнение (винит.падеж совпадает с формой именит.падежа). (Маша пьет чай).

Формирование умения составлять предложения по модели «именит.падеж сущ.+ согласованный глагол + прямое дополнение (винит.падеж с окончанием -у). (Я ем кашу)

Формирование умения составлять предложения из 4-х слов по модели «именит.падеж сущ.+ согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (вин.падеж и дательный падеж ед.ч.). (Кому девочка кидает мяч? Девочка кидает мяч маме.)

Формирование умения составлять предложения из 4-х слов по модели «именит.падеж сущ.+ согласованный глагол + два зависимых от глагола слова (вин.падеж и творит падеж ед.ч.). (Мама режет хлеб чем? Мама режет хлеб ножом)

Формирование умения давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы «Кто это?», «Что он делает?», «Как он делает?».

Формирование умения отвечать на вопрос о выполнении поручения. (Поставь игрушки в шкаф. Куда ты поставил игрушки?)

Образование конструкций с предлогами на, под, с, к.

Заучивание по сюжетным картинкам выражений с предлогами.

Сопоставление грамматических форм слов (сначала две, затем три  формы – мяч-мячик, дом-дома, лежи-лежит-лежу)

Преобразование форм глаголов.

Употребление одних форм предложений в утвердительной и отрицательной формах (Я пойду гулять.  Я не пойду гулять.)

Изменение форм глагола 3-го лица единственного числа на форму 1го лица единственного числа этого же глагола. (Вова идет. – Я иду.)

Употребление одних и тех же глаголов настоящего времени единственного числа в 1-м лице множественного числа. (Я шью. – Мы шьем).

Видоизменение глагола 3-го лица единственного числа настоящего времени в инфинитив с помощью вопроса «Что делать?» (Дети собирают грибы. И нам надо…)

Сопоставление глаголов 1-,2- и 3-го лица единственного числа. (Я пью. – Ты пьешь. – Он пьет.)

Заучивание простых двустиший.

Составление и пересказ небольших текстов с опорой на настольный кукольный театр, использование мнемотаблиц, фланелеграфа.

5 этап. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

 - развивать понимание речи

Координация речи с движением.

Понимание разных видов словоизменения (с опорой на наглядный материал).

Расширение элементарных математических представлений.

Понимание предложно-падежных конструкций.

Расширение и укрепление словарного запаса.

- развивать общие речевые навыки

Развитие речевого дыхания и голоса.

Формирование умения говорить в спокойном темпе, координируя речь с движением.

Определение повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Развитие эмоциональной выразительности речи и мимики в играх и диалогах.

Совершенствование четкости дикции.

- развивать фонематические представления

Различение звуков, близких по артикуляции.

Преобразование слов, путем замены или добавления звуков.

Нахождение слова, отличающегося  от остальных по звучанию.

Нахождение слова с заданным звуком в определенной позиции.

- развивать самостоятельную речь

Образование однокоренных слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Подбор антонимов.

Подбор многозначных слов с оттенками разных значений, близких по значению слов.

Образование словосочетаний с помощью разных частей речи.

Составление предложений с однородными членами.

Составление сложносочиненных предложений с союзами а, и, или.

Распространение предложений, используя опорные слова, дидактический материал.

Составление предложений с различными предлогами.

- развивать мелкую и артикуляционную моторику.

Развитие умения удерживать артикуляционные органы в заданном положении.

Развитие координации движения рук с положением языка.

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, силы и точности движений.

Совершенствование точности выполнения движений и  согласованности движений пальцев рук с речью.

Дидактический материал к работе:

1.  Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Буденная Т.В. - СПб, 2003

2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М., 2001

3. Швайко Г. «Игры и игровые упражнения для развития речи». - М., 1998

4. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия у детей с ТНР. - М., 1984

5. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб, 2003

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.

7. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. - М., 1999

8. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М., 2001

9. Поварова И.А. Учимся говорить правильно и красиво. - СПб, 2011

10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. - М., 2001

11. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия у детей с ТНР. - М., 1984

12. Нищева Н. В., Рабочая тетрадь для старшей логопедической группы детского сада.- СПб, 2012

13. Баряева Л.Б., Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников: Модели обучения. – СПб., 2005

14. Коноваленко В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: Методическое пособие. – М., 2003

15. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. – СПб., 2009

16. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004

18. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных у детей с экспрессивной алалией и задержкой языкового развития. СПб., 1991

19. Ковшиков В.А. Серии сюжетных картинок: Пособие для развития связной речи. СПб., 1996

20. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб., 2006

Индивидуальный образовательный маршрут составила

Учитель-логопед ГБДОУ №16  Василеостровского района СПб                                                                 Рошковская Л.В.

Утверждено заведующим ГБДОУ №16  В.О.                                                                                         Бикаева Г.Р..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ЗПР на 2017- 2018 уч. год

Обучение по АООП с учётом особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития обучающихся....

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

ГБДОУ д/с №26 Василеостровского р-на г.Санкт-ПетербургаИндивидуальный образовательный  маршрут речевого развития ребенкана 2016-2017 учебный годАдаптированная образовательная программаВыполнила у...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

Представлен индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка....

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Упражнять в вырезан...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: Учить считать до 5 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предм...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....