Развитие фонематических процессов у детей с ТНР
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Щеглюк Татьяна Владимировна

Доклад и презентация по представлению личного опыта о развитии фонематических процессов у детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.47 КБ
Файл Презентация573.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №322 «Морозко»

Доклад

«Развитие фонематических процессов

у детей с тяжелыми нарушениями речи»

                                                     Учитель – логопед

                                                    Щеглюк Татьяна Владимировна

                                                 

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети с тяжелыми нарушениями речи, характеризующиеся недостаточной сформированностью фонематических процессов, являются потенциальными дисграфиками и дислаликами.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают,  что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом.  (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь).

Эффективная    и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Умение анализировать звуковой состав слова , т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 Фонематические процессы включают в себя:

1. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем родного языка. На его основе формируется фонематическое восприятие. (Л.С.Выготский)

2. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем.  (Д.Б. Эльконин)

В структуре фонематического восприятия  выделяют фонематический анализ и синтез.

Фонематический анализ – мыслительный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мыслительное выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез – мыслительный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Фонематические представления -  звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. (Л.И. Лалаева, Л.Н. Смирнова)

Этапы развития фонематических процессов:

1. Подготовительный этап.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки.

Д\игры на развитие слухового внимания:

«Шумовые баночки» (показ фото и видеофрагмент)

«Узнай и запомни»  (фото)

«Тихо , громко - повтори» - (музыкальные инструменты + палочки)- выкладывание палочек, после самостоятельный повтор с опорой на картинку (видеофрагмент)

 

Д\игры на развитие слуховой памяти: «Запомни и покажи» количество картинок возрастает постепенно, «Запомни, скажи» (видео фрагмент)

2. Основной этап.

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Данный этап подразделяется на три блока:

- Обучение простым формам фонематического анализа.

- Обучение сложным формам фонематического анализа, формирование навыка синтеза звуков.

- Формирование фонематических представлений.

Обучение простым формам фонематического анализа.

Игра «Подарки на день рождение» (фото)

Игра «Голова, живот, коленки» Фото +видеофрагмент

Дети определяют место звука в слове, показывая его на себе.

Д\игра «Кирпичики» Видеофрагмент +фото

Обучение сложным формам фонематического анализа.

Д\игра «Строим мост для животных» (Фото)

Ребенок при помощи цветных фишек – крышек выстраивает мост (анализ слова лиса, котик)»

Формирование навыка синтеза звуков.

Д\игра «Собери слово из звуков»

Деткам раздаются звуки (называются), каждый запоминает свой. Все вместе составляют получившееся слово.

Д\ игра «Гусеница»

Дети составляют гусеницу так, чтобы получилось слово (кА-ша, мы-ло, ва-та)

Формирование фонематических представлений.

Игра «Рассели по паровозам»

Паровоз с 3 и 4 окошками, подбирая по звуковому составу слова,  распределяет картинки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематических процессов у детей с ТНР Щеглюк Татьяна Владимировна Учитель – логопед МБДОУ №322 « Морозко » 2017г.

Слайд 2

Роль фонематических процессов Фонематические процессы Школьная успеваемость Звукопроизношение Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь Письменная речь

Слайд 3

Фонематические процессы Фонематическое восприятие Фонематический слух Фонематическое представление Фонематический анализ Фонематический синтез

Слайд 4

Этапы развития фонематических процессов Развитие неречевого слуха Развитие речевого слуха Развитие простых форм фонематического анализа Формирование навыка синтеза звуков в звукосочетания, слоги и слова неречевого слуха Развитие сложных форм фонематического анализа Развитие фонематических представлений

Слайд 5

Развитие неречевого слуха «Шумовые баночки» Цель: умение различать и дифференцировать неречевые звуки, концентрация внимания.

Слайд 6

«Узнай и запомни» Цель: развитие устойчивого слухового внимания, памяти.

Слайд 7

«Тихо, громко – повтори» Цель: Учиться слышать изменение громкости звучания, отмечать и воспроизводить.

Слайд 8

Развитие речевого слуха

Слайд 9

Развитие простых форм фонематического анализа «Дарим подарки» Цель: упражнять детей в определении первого звука в словах, развивать слуховое внимание, зрительную память.

Слайд 10

Игра «Голова, живот, коленки» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Слайд 11

«Кирпичики» Цель: упражнять в выделение заданного звука в слоге, слове;

Слайд 12

«Цепочка» Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

Слайд 13

Развитие сложных форм фонематического анализа «Мостики» Цель: закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять а различении согласных и гласных звуков

Слайд 14

Развитие навыка синтеза звуков «Секретное слово» Цель: упражнять ребенка в выделении начального звука в слове, развивать навык синтеза звуков.

Слайд 15

Формирование фонематических представлений

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».

Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить  артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...

Речевая карта и мониторинг из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ".

Данные авторские разработки  помогут учителям-логопедам, работающим в условиях логопункта в ДОУ, проводить углубленную диагностику детей-логопатов и отслеживать динамику их речевого развития....

Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...