Система коррекционной работы по профилактике оптической дисграфии.
методическая разработка по логопедии

План работы по профилактике дисграфии; игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне буквы; игры с гласными звуками и буквами; игры с согласными звуками и буквами

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

  Как уже отмечалось в теоретической части акустической дисграфии, как правило, сочетается с оптической дисграфией.

        Дети с ОНР имеют, как правило, несформированность пространственных представлений, зрительно-пространственного гнозиса, зрительного анализа и синтеза. При отсутствии ранней профилактической работы преодолению этих проблем в начальной школе и возникает оптическая дисграфия – искаженное воспроизведение букв на письме, замены и смешения графически сходных букв. Поэтому знакомство с буквами и следует начинать как можно раньше и проводить работу.

        Именно поэтому работу по профилактике оптической дисграфии необходимо начинать в дошкольном возрасте.

        Работа строится по следующему плану:

  1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. Развитие зрительного гнозиса:
  1. Развитие восприятия цвета;
  2. Развитие восприятия формы;
  3. Развитие восприятия размера и величины.
  1. Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса):
  1. Развитие запоминания формы предметов;
  2. Развитие запоминания цвета;
  3. Развитие запоминания последовательности предметов и букв (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом – геометрические фигуры и лишь затем – буквы).
  1. Формирование пространственного восприятия и представлений:
  1. Ориентировка в схеме собственного тела;
  2. Дифференциация правой и левой частей предмета;
  3. Ориентировка на листе бумаги;
  4. Ориентировка в окружающем пространстве.
  1. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
  2. Развитие зрительно-моторных координаций.
  3. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

В своей работе хочу остановиться на предупреждении ошибок чтения и письма на уровне буквы.

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывают затруднения из-за свойств зеркальности. Поэтому прежде чем преступить к работе по развитию правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево».

Для осуществления этой цели можно проводить разные игры на ориентировку в квадратной сети («Будь внимателен», «Муха», графические диктанты, «Срисуй по клеточкам», «Буквенные поля», «Цветные коврики»). После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования букв в тетради в клеточку: надо поставить точку и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку: 5-вниз, 1-вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1-вверх, 3-влево. Если нет ошибок, то получается буква Г, которую дети штрихуют.

Игры и упражнения по предупреждению ошибок письма и чтения на уровне букв:

  1. Рисуем буквы в воздухе, на манке, выкладываем из палочек, из бус, гороха по пластилину, шнурка, лепим из пластилина, находим в песке, в тазу с крупой и т.д.
  2. Ощупывание и называние букв из ковролина с закрытыми глазами.
  3. Найди недостающие элементы буквы – буква сломалась.
  4. На что похожа буква.
  • А – «плач» Алёнушки, ее рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А – ааа;
  • О – у ребенка «болят зубы», он «стонет»,его губы по форме напоминают букву О –ооо;
  • У – гудок паровоза, дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулечек);
  • И – две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт, дети подражают крику жеребенка – иии;
  • Э лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык (у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина), Э – отдаленное эхо;
  • Ы опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот еще шире, чтобы внутри был виден закругленный конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличии от буквы И, внизу есть тоже закругление, овал. Ы – звукоподражание улетающему самолету;
  • Ё точки над буквой, как игрушки на новогодней ёлке – это буква Ё. В начале слова ёлка тоже буква Ё;
  • Ю – у юлы большой животик, как у буквы Ю и начинается слово ЮЛА с буквы Ю;
  • Е ем что-то вкусное, нижняя челюсть опущена, виден во рту язык. В слове ЕМ первая буква Е.

Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы):

  1. Изобразим и споем.

По заданию обучающего  ребенок, глядя в зеркало, придает губам форму гласных букв, а затем поет их: А – открывает широко рот, И – губы в улыбке, рот открыт на палец и др.;

  1. Что я хочу спеть.

Дети отгадывают буквы по немой артикуляции;

  1. Что надо сделать?

Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка. На Ы рот откроем пошире, чем при И и улыбнемся, во рту тоже виден язык;

  1. Сравни и найди букву.

Обучающий говорит, например: «Аленушка плачет», - ребенок произносит звук ааа, затем находит букву А;

  1. Назови и покажи.

Один ребенок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О – «болят зубы» (поет звук и находит букву);

  1. Назови часть букв.

В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал?

  1. Отгадай по описанию.

Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине перекладина – это буква А; овал, бублик – О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая – У; полуовал, открытый слева, в середине волнистая перекладина – Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй – И; две палочки, на первой справа внизу овал – Ы;

  1. А что иначе?

Маленькая буква а пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху еще закругление, а внизу – овал;

  1. Опиши букву.

Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна;

  1. Сравни буквы.

Пример сравнения написания букв О, Э: О – полный овал, Э – половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.

На что похожи согласные буквы:

  • Б внизу круглый барабан, наверху палочка, она «опуститься» вниз: бам-бам-бам;
  • В – Вова поджал губки;
  • Г – гусь вытянул длинную шею с клювом, а сам спрятался;
  • Д – домик на курьих ножках, где живет, наверное, Баба-Яга;
  • Ж – жук, в центре – тело, а по бокам – лапки;
  • З – зайчик делает большие прыжки, взбираясь на горку;
  • К – кукла подняла руку и выставила с той же стороны ногу, давайте и мы изобразим эту букву;
  • Л – ложка (слева) висит на подставке, ею наливают суп;
  • М – наверху был мостик, а потом сломался;
  • Н – двое (палочки) несут носилки, чтобы положить больного;
  • П – папа. Малыш начал рисовать папу, пока нарисовал две ноги, а вы дома дорисуете до конца;
  • Р – руль в машине, покрутим его ррр (дети руками «крутят руль»);
  • С – санки хорошо катятся с горы;
  • Т – трубка лежит на телефоне;
  • Ф – фонарик не елке, таких игрушек разного цвета бывает много на новогоднем празднике;
  • Х – хлеб (толстая палочка), его режут ножом (другой палочкой);
  • Ц – цыпленок, у него очень короткий хвостик, как у буквы Ц;
  • Ч – чайник спрятался, видна только его часть с носиком;
  • Ш – шумят, качаются деревья от сильного ветра в лесу (палочки), слышится шорох листьев – гишга (все поднимают руки и качают ими;
  • Щ – щетка зубная получится, если продолжить внизу перекладину или щука с хвостиком (но дети часто забывают название и произносят общее слово РЫБА).

Игры с согласными звуками и буквами:

  1. От предмета к букве.

Называются похожие на буквы предметы, а дети называют букву (в начале слова): зайчик бежит на горку – З, домик на курьих ножках – Д;

  1. От буквы к предмету.

К названной букве дети подбирают похожий предмет: Т – труба на телефоне, Р – руль в машине, С – санки;

  1. Назови предмет и букву.

Дети отвечают на вопрос, называя предмет и букву и, по возможности, показывают ее на наборном полотне. Примерные вопросы:

- Какой музыкальный инструмент похож на букву? (барабан похож на букву Б)

Далее для краткости пишем только названия предметов и букв.

- У какой птицы длинная шея? (гусь, Г)

- Кто прыгает на горку? (заяц, З)

- Кто поджал губы? (Вова, В)

- Что построили на курьих ножках? (дом, Д)

- Какое насекомое похоже на букву? (жук, Ж)

- Кто выставил руку и ногу? (кукла, К)

- Что из посуды похоже на букву? (ложка, Л)

- Произошла авария, машина в реку упала. Что случилось? (мост сломался, М)

- Что нужно для управления машиной? (руль, Р)

- На чем больного несут к машине «Скорая помощь»? (носилки, Н)

- Кого рисует малыш? Правильно ли он начал? (папа, П. Рисовать надо начинать с головы)

- Что нужно, чтобы прокатиться с горы? (санки, С)

- Как мы можем говорить с родными, живущими в другом городе? (телефон, Т)

- На новогодней елке висят разноцветные…(фонарики, Ф)

- Что всегда на столе во время обеда? (хлеб, Х)

- У кого маленький хвостик? (цыпленок, Ц)

- Что нужно, чтобы почистить зубы? (щетка зубная, Щ)

- Мы кипятим воду в посуде с носиком, что это? (чайник, Ч)

- Что бывает слышно в лесу? (шум деревьев, шорох листьев, Ш).

4.  Отгадай по описанию.

Б – палочка, справа внизу овал, а сверху перекладина;

В – палочка, справа два овала, вверху и внизу;

Г – палочка, справа сверху перекладина;

Д – почти прямоугольник, под ним перекладина на коротких ножках;

Ж – в середине палочка, по бокам лапки;

З – два полуовала друг над другом, открытые слева;

К – палочка, справа две подставки, направленные вверх вниз;

Л – две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху перекладина;

М – две палочки, наверху сломанная перекладина;

Н – две палочки, в середине перекладина;

П – две палочки, наверху перекладина;

Р – палочка, справа наверху овал;

С – полуовал открытый справа;

Т – палочка, наверху по центру перекладина;

Ф – палочка, в середине по бокам полуовалы;

Х – косой крест;

Ц – две палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;

Ч – палочка, слева сверху крючок, носик;

Щ – три палочки, внизу перекладина, а справа хвостик;

Ш – три палочки, внизу перекладина (хвостика нет).

  1. Опиши букву.

Детям называют букву, они дают ее описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква…».

  1. Чем различаются?

Чем различаются буквы Н и П, Б и Г, Ш и Щ, Щ и Ц, и другие пары.

  1. Демонстрация букв в разном положении.
  2. Определение буквы «написанной» на спине, на ладони.
  3. Нахождение букв в геометрических фигурах.
  4. Поиск букв, наложенных друг на друга.
  5. Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув 1 палочку.
  6. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, У, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.
  7. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  8. Нахождение нужной буквы среди других букв (пластмассовые буквы) с опорой на зрение, тактильно (Чудесный мешочек).
  9. Дописать букву по заданным элементам.
  10. Изографы.
  11. Буквенные ряды, корректурные пробы (задание с выделением заданной буквы из ряда букв, слогов, слов, предложений).
  12. Шифровка слов с помощью буквы. Например: по гласным, по первым и последним звукам (кот – О; мак – М  К).
  13. Шифровка слова по числовой позиции звука в слове. Например: Маша – [А] – 2-4.
  14. Допиши слово: ЕКА, ЕПКА, ЯЧ, УБА.
  15. Вставь нужную букву в слово (с опорой на наглядность, без опоры на наглядность). Например: Ц или Щ - ули…а, …апля, …енок, я…ик.
  16. Составить как можно больше слов из предложенных букв: И, Р, Г, У, А, Ш, К.
  17. Слово рассыпалось (с цифровым обозначением последовательности букв в слове и без) Т, У, А, К – утка

                                     2  1   4   3

24.Шифруем буквы стрелками (профилактика зеркальности написания    букв) К   З   Я   Ю   Э

25.Чтение слов по полубуквам.

26.Найти букву в рисунках, предметах.