Конспект непрерывной образовательной деятельности (логопедического занятия) по теме «Поездка в цирк. Автоматизация звука Р»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Диникаева Гульнара Игоревна

Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 (логопедического занятия)

 по теме «Поездка в цирк. Автоматизация звука Р»

Составил:

Г.И. Диникаева

учитель-логопед МДОУ

«Детский сад

общеразвивающего вида № 139»

Цель: автоматизация звука [р] в словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять умение произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях,
  • формировать умение на слух отличать и выделять звук [р],
  • продолжать формировать умение определять место звука [р] в слове,
  • совершенствовать грамматический строй речи,
  • закреплять умение изменять существительные в числе, роде, падеже,
  • закрепить представления о цирке и артистах цирка;

Развивающие:

  • развивать артикуляционный праксис;
  • развивать физиологическое дыхание (дыхательная гимнастика);
  • развивать связную речь;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать умение правильно держать карандаш,
  • развивать предпосылки овладения графическими навыками;
  • развивать умение согласовывать движение руки со зрительным восприятием, проводить плавно линии, не выходя за контур;
  • развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения.

Оборудование: Карточки- картинки, «корзинки» со схемами, атрибут для дыхательной гимнастики, су-джок тренажер для пальчиковой гимнастики, карандаши простые и цветные, карточки с изображением клоуна, ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Учитель-логопед: Здравствуйте, дети. Хотите отправиться в необычное путешествие? (Да.) Хотите узнать куда путешествие? Отгадайте загадку:


Все глядят на середину

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали…

Вы, конечно, там бывали?

 Что это? (Цирк)


Учитель-логопед: Хотите узнать, почему путешествие необычное? Мы возьмем с собой один интересный звук. (Какой?) Я думаю, что вы сейчас отгадаете сами. В цирк мы отправляемся на машине. (СЛАЙД 1 - МАШИНА). Садитесь на ковер.  Давайте заведем мотор. Как он звучит? (р-р-р). Давайте вместе. Произносят звук. Отгадали какой звук мы берем с собой в цирк? (Р). Какой это звук? Согласный. Твердый. Правильно.

Пока мы едем, давайте вспомним, что мы знаем о цирке и разомнем наши язычки.

Артикуляционная гимнастика.

В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Они очень стараются порадовать зрителей. И поэтому зрители в цирке улыбаются.

Представьте, что мы уже в цирке, на арене выступает клоун, а мы улыбаемся.

Упражнение «Улыбка»

Вы сейчас тяните губки.

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем, перестанем

И нисколько не устанем.

А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели»

Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

А сейчас наши язычки превратятся в «Наездников»  и погоняют своих лошадок.

Упражнение «Наездники»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я с лошадкой

И скажу лошадке: «Тпру!».

Учитель-логопед: в цирке работают силачи и гимнасты. Как называется артист цирка, который дрессирует животных? (Дрессировщик). Правильно. Все артисты цирка очень смелые, сильные и умеют правильно дышать. Мы тоже можем выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед: Я превращусь в дрессировщика, а вы будете слониками. (Дети встают на ковре).

Упражнение «Слоник»

Как дышит слоник? У него такой длинный-длинный хобот, и он медленно-медленно через него вдыхает, а рот у него небольшой и выдыхает он сразу. Вот так, смотрите!

(Логопед показывает, как сначала в медленном темпе вдохнуть глубоко носом, а затем в обычном темпе выдохнуть через рот. Повторить 5-6 раз)

Упражнение  «Обезьянки»

А теперь вы превращаетесь в обезьянок.  Обезьянки любят шутят и баловаться! Посмотрите, как они играют: одной ноздрей вдыхают, а другой выдыхают!

(Логопед показывает, как делать вдох одной ноздрей, зажав другую пальцем, а выдохнуть через вторую. Затем поменять руки и сделать вдох второй ноздрей, а выдох первой. Повторить 5-6 раз весь цикл).

Молодцы. Вот мы и приехали в цирк. (СЛАЙД 2 - ЦИРК). Занимайте места. Дети садятся на стульчики полукругом перед экраном.

Учитель-логопед: Представление начинается. На арене цирка дрессированный попугай. (СЛАЙД 3 - ПОПУГАЙ) Он умеет говорить. Повторяйте за ним.

Автоматизация звука в слогах, словах. Упражнение «Эхо».

Слоги: Ра, Ро, Ру, Ры, Ар, ……

Слова: Рама, Краб, Тигр, Арбуз, Тетрадь, Рысь, Зубр, Роза, и.т.д.

Молодцы.

Развитие фонематического слуха.

На арену выбежали дрессированные собачки. (СЛАЙД 4) Давайте с ними поиграем. Если вы услышите звук Р в слове то надо подпрыгнуть. А если в слове нет такого звука – приседаем.

Слова: жук, мак, рак, гном, рука, трава, картофель, пирог, ватрушка, петрушка, забор, груша, сыр…и др.

Молодцы. Занимайте свои места.

Учитель-логопед: На арену выходит фокусник. (СЛАЙД 5) Сейчас он будет показывать фокусы. Превращать один предмет в несколько.  А мы будем называть. 

Упражнение «Один – много» (СЛАЙДЫ 6-17)

Работа со словами: ведро- вёдер, помидор-помидоров, коробка-коробок и т.д.

Учитель-логопед: Молодцы. А теперь на арену выходит мартышка – жонглер. (СЛАЙД 18).  Она очень ловкая, внимательная, умеет подбрасывать и ловить предметы. Она предлагает поиграть. Перед вами необычные мячи (карточки). На обратной стороне каждого находится картинка. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звук Р.  Необычные мячи, мы как жонглеры, должны пометить в корзины (коробки). Но корзины тоже не простые. На них есть схемы – подсказки.  В первую (эту) корзину можно положить картинку если в названии слова звук Р стоит в начале, во 2 – в середине, в 3 – в конце слова (работа со словами: ромашки, рыба, корова, бобер, топор, самовар, рак, радуга и т д.)  Дети рассматривают картинку, определяют где находится звук Р, и помещают ее в нужную корзинку.

Учитель-логопед: Проверяет. Задает вопросы: Назови, что нарисовано на твоей картинке, почему ты положил ее в эту корзинку. Где находится звук Р?

Учитель-логопед: А сейчас на арену выходит самый веселый артист цирка. Вы узнали его? Правильно, это клоун. (СЛАЙД 19) 

Клоун умеет все: и балансировать на проволоке, и дрессировать животных, и показывать фокусы, и жонглировать. И все это он делает так, чтобы всем было смешно. Что-то с ним случилось. (Он грустный). Хотите вы порадовать клоуна? Давайте покажем ему веселое упражнение для хорошего настроения и отличного здоровья. Садитесь за стол. (дети садятся вокруг стола, учитель-логопед садится рядом).

Пальчиковая гимнастика. (С использованием су-джок тренажера. Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

И на место положу. (Во второй раз)

Учитель-логопед: Посмотрите, клоун немного уже развеселился. Он мне сказал, что хотел порадовать зрителей воздушными разноцветными шарами. Но нитки порвались, а шары улетели. Как ему помочь? Как вы думаете? (можно нарисовать). Дорисуйте пунктирные линии.

Самостоятельная работа детей.

Учитель-логопед: Посмотрите, клоун улыбается.  (СЛАЙД 20) Перед вами цветные карандаши. Дорисуйте улыбку клоуну и закрасьте шары, выбрав карандаш того цвета в названии, которого есть звук Р.

Самостоятельная работа детей.

 (СЛАЙД 21)

Учитель-логопед: Проводит анализ работ. Задает вопросы: Какой цвет ты использовал? Составь предложение: я нарисовал для клоуна шары …., …, и…. цвета. Я дорисовал улыбку …. цветом. Все дети проговаривают свои предложения.

Итог. (СЛАЙД 22- ЦИРК)  Наше путешествие заканчивается. Эти рисунки с изображением клоунов вы оставите себе на память о путешествии. Какая игра больше запомнилась? Какой звук мы брали с собой? Кому вы расскажите о нашем путешествии? Мне очень понравилось с вами играть. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по теме: "Путешествие в цирк" ( автоматизация звука [р] в словах и предложениях).

Конспект индивидуальной образовательной деятельности по теме "Путешествие в цирк" с использованием здоровьесберегающих технологийю Автоматизация звука [р] в словах и предложениях....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «На арене цирка»

Цель:Ознакомление детей с цирковыми профессиями. Задачи: познавательные, развивающие, воспитательные.«Познавательное развитие». Формировать представление о профессиях людей, работающи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с применением игр В.В. Воскобовича: «Цирк» старшая группа

Занятие способствует закреплению представлений о звукобуквенном составе слов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’] Путешествие по Северу»

Данная методическая разработка представлена в форме   конспекта логопедического занятия. Занятие спланировано в едином сюжете «Путешествие по ЯМАЛУ»В ходе проведения заняти...

Тема: «Путешествие в цирк» Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация звука «Р»  в слогах, словах и предложениях. Конспект  индивидуального  логопедического занятия...