Конспект непосредственно образовательной деятельности логопедическое занятие «Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’] Путешествие по Северу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

 Данная методическая разработка представлена в форме   конспекта логопедического занятия. Занятие спланировано в едином сюжете «Путешествие по ЯМАЛУ»

В ходе проведения занятия воспитанники закрепят произношение звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’], отправятся в путешествие по родному краю ЯМАЛ и познакомятся с природными условиями родного края, географическими особенностями Ямала и его жителями.

Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает возможность всесторонне показать уровень речевого развития каждого ребенка.

Данная методическая разработка будет полезна как учителям – логопедам дошкольных образовательных учреждений, так и воспитателям детей подготовительных к школе групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВОЛШЕБНИЦА»

(МАДОУ «Волшебница»)

Конспект непосредственно образовательной деятельности 

логопедическое занятие

«Дифференциация звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’] Путешествие по Северу»

Автор:

Шмелева Татьяна Борисовна,

учитель-логопед

МАДОУ «Волшебница»

г. Лабытнанги, 2021

Пояснительная записка

Возраст детей: 6-7 лет.

Продолжительность:30минут.

Цель: Дифференциация звуков [Р - Р'], [JI - Л'] в слогах, словах, предложениях. Ознакомление с природой ЯМАЛа

Задачи:

  1. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Р - Р'], [JI - Л'];
  2. Развивать функции языкового анализа и синтеза;
  3. Активизация пассивного и активного словаря;
  4. Познакомить с природными условиями родного края, географическими особенностями Ямала и его жителями.
  5. Воспитывать у детей любовь к родному краю, как к своей малой Родине
  6. Обогащать словарь.

Форма и методы: наглядные: фото-слайды; словесные: беседа; практические: работа с таблицами.

Используемые ресурсы:

Оборудование: Презентация с фотографиями о природе Севера, о быте оленеводов, таблицы с буквами, карандаши.

ТСО: Переносная музыкальная колонка, звукозапись (гудение пылесоса, песня «На далеком Ямале» И. Корнилова).

Краткое описание идеи:  Данная методическая разработка представлена в форме   конспекта логопедического занятия. Занятие спланировано в едином сюжете «Путешествие по ЯМАЛУ»

В ходе проведения занятия воспитанники закрепят произношение звуков [Р]-[Р’], [Л]-[Л’], отправятся в путешествие по родному краю ЯМАЛ и познакомятся с природными условиями родного края, географическими особенностями Ямала и его жителями.

Использование разнообразных приемов на данном занятии, дает возможность всесторонне показать уровень речевого развития каждого ребенка.

Данная методическая разработка будет полезна как учителям – логопедам дошкольных образовательных учреждений, так и воспитателям детей подготовительных к школе групп.

Данная работа была размещена мною на сайте:

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-diferenciacija-zvukov-r-r-l-ji-puteshestvie-po-severu.html

Ход занятия

1. Орг момент.

Дети рассаживаются на коврике.

В кабинет входят мальчик и девочка .

Воспитатель:

Кто вы?

Гости дают письмо, где написано

Мы приехали к вам в город из далекой южной страны Африка. И нам интересно узнать о вашем крае. «Лори и Лиор».

Воспитатель;  

Какие незнакомые имена! Но какие знакомые звуки!

2. Сообщение темы занятия.

Какие согласные звуки вы услышали в именах наших гостей? (ответы детей) 

([Р, P', JI, Л']). Мы научились их произносить правильно, а сегодня еще раз повторим их.

3. Характеристика звуков, сравнение.

4. Произношение звуков в слогах.

Послушайте, как разговаривают наши гости.

Ла-ра-ла-ра (с удивлением, ле-ре-ле-ре (с испугом, ло-ро-ло-ро (с досадой). Они чем-то встревожены, успокоим их: ла-ра-ла-ра, ло-ро- ло-ро. Давайте их научим говорить на нашем языке.

5. Развитие функции языкового анализа и синтеза. Дифференциация понятий «звук», «слог», «слово».

Из чего состоит наша речь? Ловите звуки [р], [о]. Что получилось? (ответы детей) (Слог). Добавьте к нему еще слоги. Что получилось? (ответы детей) (Слово).

Я попрошу со слогом ра мне сейчас назвать слова.

(дети называют слова)

Слайд №  2

Смотрите, какая-то интересная табличка появилась на экране.  Наверное нам надо собрать из них слово. (Дети проходят за столы. Каждому раздаются таблица с буквы, дети находят слово, соединяя буквы линиями.(время на работу с таблицей 2 мин))

к

р

о

г

у

Какое слово получилось? Правильно слово ОКРУГ

Слайд № 3

Как называется наш округ? (Ямало-Ненецкий автономный округ, а сокращенно ЯМАЛ)

 Покажем Лиору и Лори наш округ? (Да)

Слайд №4

Давайте собираться в путешествие. Что это я приготовила в дорогу? (Рюкзак.)

6. Произношение звуков в словах.

(использование интерактивной панели «Калибри»)

Приложение № 1

На экране рюкзак, продукты: картошка, тушёнка, яблоко, морковь, макароны, банан, лук, мороженое, шоколад, молоко, помидор, лимонад.

Воспитатель: Положите в рюкзак продукты, в названиях которых есть твердые звуки [р, л]. (дети по очереди выбирают продукты)

(использование интерактивной панели «Калибри»)

Приложение № 2

Воспитатель: Но, чтобы не замерзли нам также в рюкзак надо положить одежду.

На экране рюкзак, одежда:юбка, кофта, колготки, шорты, футболка, безрукавка, рубашка, куртка.

Воспитатель: Положите в рюкзакпредметы одежды, в названиях которых есть твердые звуки [р, л]. (дети по очереди выбирают предметы одежды)

Мы полетим или поедем? Ответы детей

Слайд № 5

Мы с вами полетим на вертолете. Отправляемся в аэропорт.

Садитесь поудобнее, мы взлетаем.

7. Практическое усвоение творительного падежа существительных. Словообразование.

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Ребята, посмотрите,  мы пролетаем над городами.

 (на экране фото городов

Салехард,

Лабытнанги,

Аксарка,

Муравленко,

Ноябрьск)

над каким мы городом пролетели? (ответы детей)  (Салехардом, Лабытнанги, Аксаркой, Муравленко, Ноябрьском)

Слайд № 11

А теперь под нами Обь. Что такое Обь?  (ответы детей) (Река.) Какая она? (ответы детей) (Широкая) А здесь узенькая. Как скажем о такой реке? (ответы детей)  (Речка, реченька, речушка.) А есть совсем маленький (ответы детей) (Ручей, ручеек).

Слайд № 12

Мы пролетели над рекой, а сейчас под нами тундра. что такое тундра? (ответы детей)

Тундрой называется одна из природных зон нашей планеты. Её территория занимает северные районы. Тундра это то место, где растет мало деревьев и если есть там деревья, то они не высокие.

Слайд № 13

Слайд  №14

Слайд №15

Слайд №16

Я вижу стадо оленей.

Чем они питаются? (ответы детей) (Ягелем.)Что такое ягель? (ответы детей)  Это мох.

 А как называют людей, которые выращивают оленей? (ответы детей)   (Оленеводы.) 

Как называют кочевое жилище оленеводов? (ответы детей)   (Чум.)

Как вы думаете из чего сделан чум? (ответы детей)

Слайд №17

Посмотрите, теперь мы летим над горами. Как называются эти горы? (ответы детей) 

Уральские горы. Эти горы находятся на Урале, поэтому их так и назвали Уральские. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делят Россию на две части  Азия и Европа.

Слайд №18

Быстро летит вертолет, я уже вижу ре-мо. Что я перепутала? Скажите слово правильно. (ответы детей)   (Море.) Значит, мы подлетаем к Карскому морю, которое омывает на севере наш полуостров Ямал.

Слайд № 19

Кстати, почему Ямал называют полуостровом? (ответы детей)   Он называется полуостровом, потому что омывается водой не со всех сторон, а только с трех, а с одной соединен с материком.

Слайд №20 Слайд №21

Слайд №22

Нам пора возвращаться. Мы пролетаем с вами

 над МОРЕМ,

над УРАЛЬСКИМИ  ГОРАМИ,

над ТУНДРОЙ.

Слайд № 23

Поднимается метель, нам срочно нужно идти на посадку.

Наш вертолет пошел на снижение. Посадка совершена.

9. Знакомство с предметами быта коренных народов Севера.

Слайд №24

Нас встречают коренные жители ЯМАЛа – ненцы. Встречают нас на упряжках олений

Слайд № 25

Посмотрите на одежду оленеводов. Как называются предметы одежды северных коренных жителей?  (ответы детей)  (ягушка у женщин, у мужчин - малица, обувь у них называются кисы, это высокие меховые сапоги из шкуры олений)

Чем украшена одежда? (ответы детей)   (Узорами, бисером.)

Ну, что пора возвращаться, но мне только что сообщили, что наш вертолет сломался. Что же делать? На чем мы можем добраться домой? (Ответы детей)

Слайд № 26

Слайд № 27

Посмотрите опять появилась таблица. Может это подсказка?! Давайте составим слово из этих букв.

ы

а

л

х

ж

Точно, мы можем добраться домой на лыжах.

10. Физкультминутка.

(Имитация ходьбы на лыжах. Под музыку песни «На далеком Ямале» И. Корнилова дети выполняют различные упражнения)

Слайд № 28

15. Итоги занятия.

Вот и мы и вернулись домой.

Где мы с вами были? На чем летали? Над чем пролетали?

Человек должен добрым быть. Природу и свой край беречь и любить. Повторите эти слова и запомните их.

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Весна - красна. Звук и буква "З"

В ходе деятельности дети помогают Незнайке найти слово, подходящее под схему. В процессе поиска дети упражняются в звуковом анализе слов, в отгадывании загадок, знакомятся с понятием "ударение"....

Индивидуальная непосредственно-образовательная деятельность. Тема: "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект индивидуального логопедического занятия на дифференциацию звуков с-ш...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]

-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...