Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию старшая группа Тема: «Путешествие на Север»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Сапронова Любовь Владимировна

    Конспект НОД по познавательно - речевому развитию старшая группа " Путешествие на Север "

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 130

    г. Липецка

    Конспект непосредственно образовательной

    деятельности по познавательно - речевому развитию

     старшая группа

    Тема: «Путешествие на Север»

    Воспитатель:

    Сапронова Любовь Владимировна

    2017

    Задачи:

    • Обучающие:

    Развитие звуковой культуры речи:

    • упражнять в определении места согласного звука в слове, в различении согласных звуков по твердости-мягкости;
    • развивать слуховое внимание на материале согласных звуков;
    • тренировать интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения.

    Грамматическая правильность речи:

    • совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью;
    • закреплять навыки образования сложных слов;
    • формировать умение с опорой на наглядность, моделировать внутренний план высказывания;
    • закреплять навыки грамматически правильно строить свое высказывание.

    Развитие словаря:

    • обогащать и активировать словарь дошкольников.

    Развитие связной речи:

    • продолжать формирование умения составлять связный рассказ по мнемосхемам;
    • формировать навыки связных речевых высказываний,  правильного звукопроизношения дошкольников на основе речевых игр.
    • Развивающие:
    • развивать элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
    • развивать творческое воображение при составлении рассказа;
    • развивать связную речь, интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей;
    • развивать умение делать выводы, элементарные умозаключения;
    • развивать мышление, внимание, любознательность.
    • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к животным, умения сопереживать;
    • формировать познавательно - эмоциональный интерес и активность на протяжении всей образовательной деятельности;
    • формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, быть доброжелательными собеседниками;
    • воспитывать культуру речевого общения.

    Материал и оборудование: Мнемотаблица «Погода», мячики Су-джок 12 шт, мячик-снежок, материала к д/и «Собери подарки», материала к д/и «Разложи продукты», макеты «Арктики», комплект игрушек «Животные Севера» и «Животные нашего края», две емкости с манной крупой, мяч, шаблоны белого медведя по количеству детей.

     Технические средства обучения: ноутбук, телевизор, флеш  - карта с презентацией.

    ХОД ЗАНЯТИЯ.

    • Вводная часть  (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

    Ребята, подойдите все ко мне, никому не тесно, 

    По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

    - Вчера вечером я проверяла свою электронную почту и заметила одно непрочитанное голосовое письмо, которое пришло еще осенью. Почитала и не все поняла, может быть, с вами разберемся. Давайте послушаем.

    На экране ноутбука звучит голос.

    «Здравствуйте. Мне очень хочется всем рассказать свою историю. Я живу в лесу. Скоро зима будет холодно и голодно,  и я буду спать. Но знаю, что где то далеко есть у меня брат, который зимой не спит. Очень мне хотелось бы знать, чем он любит заниматься и питаться. Напишите мне, а я весной прочитаю. Спасибо!»

    - Ну, что кто же это мог быть, давайте порассуждаем? (Бурый мишка спит зимой в берлоге. Его брат белый медведь живет на севере).

    - А вам бы хотелось  узнать что-то новое о Севере и белом медведе?

    - Тогда в путь, а поможет нам в этом волшебный экран.

    - Ребята, как вы думаете, на каком транспорте быстрее добраться до Северного полюса?

    - Как ты думаешь, ….?

    - Я согласна с вами. Прежде чем лететь на самолете, нужно знать погоду на сегодняшний день.

      Мнемотаблица «Погода»

    - Кто расскажет о погоде сегодня?

    О погоде нам поможет рассказать схема.

    (Ребенок рассказывает о погоде по схеме)

    - На улице зима. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Сейчас декабрь. Солнце греет мало. Морозно. Небо покрыто тучами.

    Падает пушистый снег (без осадков).  Сегодня небольшой ветер (Нет ветра). Люди одевают теплые вещи.

    - Давайте проверим, а у нас такая погода в нашем календаре. Совершенно точно. Сегодня хорошая погода. Можно лететь.

    1 Слайд: «Самолет»

    - Это самолет, на котором мы отправимся в путь.

    2.        Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)

    Аудиозапись

    - Добрый день, Уважаемые пассажиры! Приветствуем Вас на борту самолета, выполняющего рейс по направлению на Северный полюс. Во время полета предлагаем вам немного поиграть и больше узнать об этом крае. Желаем Вам приятного полета!

    - Я предлагаю первую игру. (Сидя на ковре). Разогреть ладошки с помощью массажного шарика. Возьмите его в руки. Сегодня  поможет мне провести эту игру ….

    (проводится массаж Су-джок со стихотворным сопровождением:)

    - Мы ладошки разогреем шариком массажным, (ладони вертикально параллельно друг другу, массажный шарик раскатывается между ладонями)

    По дорожкам мы пойдем.

    Каждый пальчик разомнем.

    (ладони горизонтально параллельно друг другу. Массажный шарик раскатывается на правой ладони)

    Большой, указательный, средний, безымянный мизинчик.

    (Правая ладонь неподвижна; левой ладонью массажный шарик прокатывается по каждому пальчику)

    Мы ладошки повернем

    (ладони меняют местами: левая внизу, правая – рабочая)

    Каждый пальчик разомнем

    (Ладони горизонтально параллельно друг другу, массажный шарик раскатывается на левой ладони).

    Большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

    (Левая рука неподвижна, правой ладонью массажный шарик прокатывается по каждому пальчику)

    - Полет идет нормально!

    Следующая наша игра называется «Назови зимнее слово». 

    Встаньте в круг. Снежок передавайте и зимнее слово называйте!

    Аудиозапись

    - Уважаемые пассажиры. Наш полет продолжается. Чтобы вам было не скучно, предлагаем поиграть со звуками. 

    Игра «Собери подарки» 

    - Ребята, я думаю, что белому мишке и его друзьям будет приятно получить подарки. Посмотрите, у меня есть 3 коробочки, в которые надо правильно разложить подарки для друзей. На каждой коробке есть схема, которая показывает место звука в слове. Мы будем играть со звуком [С]. Вы выбираете подарок, определяете место звука [С] в слове. Если звук [С] находится в начале слова, кладете подарок в эту коробочку (на коробке показать схему), если звук [С] слышится в середине слова кладете во вторую коробочку. А если звук [С] в конце слова, то в 3 коробку.

    - Игра «Разложи продукты»

    - Ребята, нам пора пообедать. Наша стюардесса …, предложит вам продукты, которые вы  правильно разложите на своей тарелочке. Будем играть со звуками [К] и [К’]. Каким цветом обозначается твердый согласный звук, а мягкий? Если в названии продукта слышится звук [К], кладете на синюю половинку тарелочки, а если мягкий [К’], то на зеленую.

    - Молодцы ребята.

    Аудиозапись

    Уважаемые пассажиры! Наш самолет произвел посадку в аэропорту Северного полюса. Наш полет окончен. Желаем Вам всего доброго!

    2-4 Слайд: «Картинка Северного полюса»

    - Ребята,  это Арктика она находится на Северном полюсе. Здесь вечная ледяная пустыня. Северный Ледовитый океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте 3-х этажного дома. В этих местах холодно в течении всего года; и зимой и летом. Летом здесь температура -30, а зимой -82. И день с ночью не чередуются как у нас. На полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба (называют белые ночи).

    - Теперь мы с вами отправимся на экскурсию по Северному полюсу.

    Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах, воспитатель говорит, а дети выполняют за ней действия).

    Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

    Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

    Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

    Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

    Где же он кончается? (пожимают плечами).

    Дуют ветры ледяные, (машут руками).

    Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

    Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

    Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

    Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

    Этот снежный материк (хлопают в ладоши).

    - Какие у вас впечатления о Севере?

    5 Слайд: «Айсберг»

    - Ребята, что это вдалеке появилось? (Айсберг)

    - Ребята, а что такое айсберг?

    (Это огромная гора льда, которая отломилась от ледяных берегов)

    - Правильно. Айсберг плавает в море по 12 часов, постепенно тает, делится на более мелкие части.

    - Давайте, посмотрим, что там спряталось под снегом.

    - Следующая наша игра называется «Животные Севера».

    В снегу   животные. Выберите из них животных, живущих на Севере, и отправьте их родную среду обитания.

    (Дети отправляют» животного на Север, озвучивая, какое животное живет там.)

    -  живет на Севере (северный олень, тюлень, полярный заяц, полярный волк,  морской котик, белая сова).

    - Молодцы, ребята. Справились с заданием.

    - Зверята приглашают нас в круг поиграть.

    (В кругу:)

    Игра называется «Какой?» (игра с мячом)

    -У моржа толстая кожа. Он какой?

    (толстокожий морж)

    -У северного оленя длинные рога. Он какой?

    (длиннорогий олень)

    - У песца острые зубы. Он какой?

    (острозубый песец)

    - У тюленя короткая шерсть. Он какой?

    (короткошерстный тюлень) 

    - У полярной совы желтые глаза. Она какая?

    (желтоглазая сова)

    - У пингвина белая грудь. Он какой?

    (белогрудый пингвин)

    6 Слайд: «Животные Севера»

    - Мы со всеми поиграли. А  тут еще одного обитателя севера не увидели? Отгадайте загадку и узнаете, кто это?

    Длинный мех бел, как снег.

    Ест тюленей и рыб на обед.

    Он отличный пловец

    И заботливый отец.

    Трёхметровый великан,

    Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

    7 Слайд: «Белый медведь»

     – Кто же такой белый медведь?

    (Самое крупное, сильное животное севера)

    – Давайте опишем, какой он?

    На слайде медведь. Дети рассказывают о нем.

    Медведь очень большой, крупный. У него белая, густая и теплая шерсть. Она сохраняет тепло и бережет от холода. У медведя небольшая, вытянутая голова. Уши маленькие. Нос черный, хорошо заметен на белом снегу, отличный нюх. У белого медведя мощные лапы, сильные, с огромными когтями. Есть небольшой хвостик.

    8 Слайд: «Белый медведь с рыбой»

     – Чем питается полярный медведь?

    На слайде картинка

    (Рыба, тюлень…)

     – Поэтому, это животное…?

     (Хищное)

    9-11 Слайд: «Белый медведь»

    Информация для воспитателя: Полярный медведь по величине и массе — второе наземное животное. Больше него — только морской слон. Самые крупные медведи достигают трехметровой длины и массы в одну тонну. Мех его не всегда белый — летом отдает желтизной. И в воде и на суше медведь очень ловок. Его тело идеально приспособлено для обитания во льдах. Помимо маскировочного белого цвета, природа подарила ему внушительный слой жира под кожей, согревающего северного медведя в мороз. У белого медведя хорошо развиты слух, зрение и обоняние. В отличие от медведей, живущих в теплом климате, у белых медведей нижняя сторона лапы покрыта шерстью, что позволяет мишкам не замерзать, постоянно передвигаясь по льду. При этом шерсть на передней части лап жестче, чем в других местах, из-за этого медведь уверенно ходит по самым скользким льдинам. Приспособлены лапы полярного  медведя и для плавания. Между пальцами у него есть особые перепонки и когда медведь охотится в воде, он использует свои лапы как ласты. Белые медведи – животные одиночки. Они не живут в стаях или парами. Единственное исключение – медведица с детенышами. Медвежата живут с мамой до полутора лет, а потом начинают самостоятельную жизнь.

    В зимнюю спячку белый мишка впадает не каждый год, обычно на зимовку устраиваются самки, ожидающие появления потомства.

    12 Слайд «Живая мнемотаблица»

    - Вот как много мы узнали о белом медведе, и нам будет, о чем написать письмо бурому мишке. Предлагаю вам заучить небольшое стихотворение о белом мишке при помощи всем нам известной мнемотаблицы.

    Заучивание стихотворения «Белый мишка» по живой мнемотаблице.

    Возвращение в детский сад.

    Полюс Северный, снега

    Полюбили навсегда.

    Даже летом снег не тает -

    Солнцу силы не хватает!

    Небо радугой цветной

    Наряжается порой!

    Что за чудо-одеяние? -

    Это - северное сияние!

    13 Слайд: «Северное сияние»

    Информация для воспитателя: Северное сияние - одно из красивейших природных явлений, но увидеть его не так уж и просто. Оно бывает на Севере в холодное время года. Красивым и необычным небом всегда любуются и взрослые, и дети, и животные. Яркие разводы  цветного воздуха, располагаются высоко и мерцают, переливаясь разными цветами. Когда мы смотрим на яркие переливы неба, то видим, как быстро меняется свечение неба, и движутся в разные стороны лучи, полосы, зигзаги. Переход цвета из одного в другой всегда неожиданный - только что был зеленый цвет и вдруг он становится голубоватым, красноватым, фиолетовым. Под этим северным сиянием могут происходить различные чудеса.

    - Ребята, я прочитаю волшебное заклинание, и очень быстро окажемся в нашей группе.

     (Проводится гимнастика для глаз)

    Закрываем мы глаза,

    Вот какие чудеса

    (закрывают оба глаза)

    Ваши глазки отдыхают.

    А теперь мы их откроем.

    Вверх поднимем,

    (глаза смотрят вверх)

    Глянем вниз

    (глаза смотрят вниз)

    Вправо - влево поверни

    (глаза смотрят вправо - влево)

    В детский садик загляни.

    3.Заключительная  часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))

    - Ребята что сегодня вам особенно понравилось? Что вам запомнилось? Что было особенно интересно? А что было трудно? ...

    -А мне ребята, вы понравились. Вы были большие молодцы.

    - Предлагаю вам сделать еще и подарок к письму. Он сможет увидеть, как красив северный полюс.  Вы можете сами выбрать необходимые материалы для творчества и приступить к работе (звучит музыка).

    Художественное творчество.

    - Какая красивая картина у нас  получилась.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в зимний лес».

    Дети путешуствуют по зимнему лесу. Во время путешествия выполняют здоровьесберегающие технологии (дыхательное упражнение, зрительная гимнастика, игра СУ - Джок шариками, физ-минутка, самомассаж); комм...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию "Путешествие в фиолетовый лес"

    Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в старшей группе ДОУ....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе: "Путешествие в страну сказок"

    Конспект занятия по теме «Развитие эмоций через общение детей старшего дошкольного возраста» «Путешествие в страну сказок»Цели и задачи:·         Продолжат...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Путешествие по стране «Математика»

    Занятия  с дошкольниками должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возр...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшей группы на тему: « Путешествие по сказкам»

    Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках, Формирование речевого развития детей через игровую деятельность....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми от 5 до 6лет группы общеразвивающей направленности «Путешествие в зимний лес»

    Цель: учить видеть красоту зимнего леса и радоваться , распознавать и называть деревья; через дидактические игры, стихи дать детям дополнительные знания по теме; дать детям понятие о том, что нелегко ...