Тема: «Путешествие в цирк» Автоматизация звука «Р» в слогах, словах и предложениях Конспект индивидуального логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Петерс Людмила Александровна

Автоматизация звука «Р»  в слогах, словах и предложениях. Конспект  индивидуального  логопедического занятия 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №74 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному направлению развития детей города Орла.

Тема: «Путешествие в цирк»

Автоматизация звука «Р»  в слогах, словах и предложениях

       Конспект  индивидуального  логопедического занятия

Выполнила: учитель-логопед Петерс Л.А.

г. Орёл 2023г        

Индивидуальное логопедическое занятие

Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»

 

Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях 

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- закрепить артикуляционный и оптический образ звука (Р), умение определять
наличие звука в словах;

- автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях;

- закреплять умения проводить звуковой анализ слова: определение позиции звука в слове;
- закреплять умение координировать речь с движениями;

- закреплять умение согласовывать числительные с существительными;

-упражнять в ориентировке на примере геометрических фигур;

- упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
- активизировать словарь по теме «Цирк»;

2. Коррекционно - развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, голос, речевое дыхание;

- развивать мимику, артикуляционную и мелкую моторику; внимание, память,
мышление.

4. Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятия;

 - положительный эмоциональный настрой, самоконтроль за речью, активность в течение всего занятия;
5. Здоровьесберегающие:

- соблюдать правильную посадку;

- чередовать статические и динамические задания;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  •  игра для упражнения «Фокус»;
  • нейромоторная дорожка;
  • 4 цветных звоночка и лист со слогами;
  • маркер, многоразовый файл, лист с заданиями;
  • 8 цветных резинок на пальцы;
  • Ортопедические коврики;
  • ритмический круг, оранжевые и красные корзинки, предметные картинки;
  • плоскостные геометрические фигуры и башенки к ним;
  • картинки с изображением цирка,  клоуна, попугая, жонглёра, цирковых лошадок, фокусника, цирковых собачек; закладка.

Ход занятия.

Организационный момент:

Логопед:

- Послушай загадку, попытайтесь отгадать и ответить, о чём идёт речь?

         Это сказочный сверкающий шатер,

          Это кольцами играющий жонглер,

          Это пестрые летящие мячи,

          Это гнущие подковы силачи,

          Это лошади танцующие вальс,

          Это клоун рассмешить сумевший нас

Это -  цирк.

  • Правильно, мы сегодня отправимся в цирк на представление.
  • Но сначала мы сделаем гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика: « Артисты цирка»

  1. -        На цирковой арене нас будут встречать веселые артисты, а мы будем широко улыбаться им.

Упражнение «Улыбка» . Улыбайся, веселей! Цирк ждёт к себе гостей.

  1. - А сейчас наш язычок превратится в воздушных гимнастов и будут летать то вверх, то вниз.

Упражнение «Качели». Я качаюсь на качелях вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.

  1. -        После нас будут приветствовать цирковые лошадки. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.

Упражнение «Лошадка». Но, лошадка, но, лошадка.  Но, лошадка поскачи. Едут, едут на лошадках, Едут наши циркачи.

  1. -А ещё в цирке будет играть оркестр и гармошка. Упражнение «Гармошка»

Рот пошире открывай, На гармошке поиграй.

5.-  А ещё в цирке будет играть оркестр и барабанщики.

Упражнение «Барабанщик»

Барабанщик очень занят, д-д-Д, д-д-Д,

Барабанщик барабанит, д-д-Д, д- д-Д,

Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д.

6.- Представим, как на цирковой арене нас будет встречать фокусник. Дыхательное упражнение «Фокус».

С тобой в цирке побываем, За фокусами понаблюдаем, Но и сами мы с усами, Фокусы покажем сами.

- Молодец, ты хорошо «размял» свой язычок.

- На чем можно ехать в цирк? (на машине, автобусе)

 - Сейчас заведем моторчик и поедем в цирк.

  Нейромоторная дорожка.

Заводит моторчик - мотор рычит р- р- р. (по звуковой дорожке ведёт пальчиками и произносит звук [р].)

Автоматизация звука изолированно, в слогах, словах и предложениях.

Характеристика звука [Р].

Послушай слово «цирк». Какой звук я выделяла? (звук [Р])

 -Какой это звук?  Дай ему характеристику (согласный, звонкий, твердый)

 Со звуком «Р» мы сегодня поиграем и в цирке побываем.

Автоматизация звука в слогах:

1. Представление начинается. Нас встречает клоун  Рома (картинка).

  • Он играет на волшебных звоночках, попробуй и ты.  Нужно прочитать слоги, соотнести с цветом звоночка и пройти по дорожкам.

Автоматизация звука в словах:

2. Представление продолжается. На арене попугай Кара (картинка). Попугай совсем недавно научился произносить слова с трудным звуком [Р]. Поможем ему? Возьми маркер, следуй по схеме и проговаривай слова (три карандаша, пять морковок и т.д.)

  • Молодец! Ты хорошо умеешь рычать.

3. Реципрокное упражнение

  • На арене выступает жонглёр Рудик (картинка). Он очень хорошо работает руками и пальцами. Давай и ты попробуй жонглировать и произносить слова.

Автоматизация звука в словосочетаниях.

4. Моторная дорожка

-А теперь на арену выходят тигры. Они перепрыгивают с тумбы на тумбу по заданию дрессировщика и рычат. Вот тебе тоже задания, попробуй их выполнить.

Моторная дорожка и автоматизация звука в словосочетаниях.

5. Упражнение  «Ритмический круг». Развитие звукового анализа

-А сейчас выступают цирковые лошадки. Они бегают по кругу арены и акробаты на них выполняют сложные упражнения. Вот и ты сейчас разложи по кругу слова, определяя позицию звука [р]. Если звук в начале слова - клади на корзинку, если в середине-в корзинку, если в конце - под корзинку. Не забудь называть цвет корзинки.

6.  Мимическая        гимнастика: «Клоун»

-Я могу быть весёлым.

-Могу удивляться.

 -Возьму загрущу.

-И опять улыбнусь.

-Тут зачем- то рассержусь.

 -И опять развеселюсь.

Автоматизация в предложениях:

7.  Игра: «У кого что и где? »(картинки в форме геометрических фигур)

- Сейчас фокусник Рыжик будет тебе давать разные задания как из волшебного сундучка, а ты посмотри, подумай, выложи и ответь полным ответом: «У кого, где что лежит» башенки помогут тебе найти правильный ответ:

8.  Игра: «Повтори за мной» (кинезиологические упражнения)

Правой рукой зажать нос, левой рукой взять правое ухо. Хлопнуть в ладоши и поменять: левой рукой зажать нос, а правой рукой левое ухо. Хлопнуть и поменять.

9.  Итог занятия.

  • Какой же звук мы брали с собой в цирк? (звук [Р])

-Понравилось ли тебе в цирке? Кто больше всего понравился?

- На память о цирковом путешествии предлагаю тебе сделать закладку для книг с цирковой собачкой. Раскрась её красиво дома, а я заламинирую и верну тебе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект по теме: "Путешествие в цирк" ( автоматизация звука [р] в словах и предложениях).

Конспект индивидуальной образовательной деятельности по теме "Путешествие в цирк" с использованием здоровьесберегающих технологийю Автоматизация звука [р] в словах и предложениях....

«Автоматизация звука «р» в слогах, словах и предложениях по теме «цирк».

Цель: автоматизация звука «р» в слогах, словах и предложениях.Образовательные задачи:-закрепить правильное произношение звука «р» в слогах, словах и предложениях;-закрепить нав...

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему «Путешествие в страну Смешариков»

Цель: автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях. Задачи:Коррекционно-обучающие:- закрепить навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах и предложениях; - активизирова...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты»

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в царство вечной мерзлоты».Составила: Бишаева Оксана Сергеевна – учитель-лого...

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему:«Путешествие в страну Смешариков»

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему: «Путешествие в страну Смешариков»...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях «Путешествие в страну Смешариков»

Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:- закреплять навыки произношения звука Ш в слогах, словах и предложениях;- активизировать словарный запас...