Развитие математических способностей на логопедических занятиях
консультация по логопедии

Осинцева Ирина Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_matem._spos-y.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Развитие математических способностей

                           на логопедических занятиях

В нашей коррекционной работе мы ставим одну большую задачу – развитие речи ребёнка, причём всех её сторон (произносительной,  лексико-грамматической и др.). При этом дело не ограничивается только русским языком – на логопедических занятиях в известной степени присутствует и работа над подготовкой детей с нарушением речи к изучению математики.

На своих занятиях мы учим  применять  практические действия – обследование, сопоставление, соотнесение расположения предметов. При подборе слов-антонимов  (дидактическая игра «Скажи наоборот») дети используют слова вверху – внизу, слева – справа, впереди – сзади, первый - последний. Эти же понятия закрепляются в игре «Чего не стало?». Здесь наряду с развитием внимания, зрительной памяти мы развиваем речь – отрабатываем лексико-грамматические конструкции, учим воспитанников согласовывать существительные с предлогами (до, после, слева от, справа от, между). Определив исчезнувший предмет или картинку, дети должны правильно определить её прежнее местоположение ( например, «Слива была между яблоком и грушей», «Помидор находился справа от кабачка»). При  изучении лексической темы «Времена года. Календарь» закрепляется знание частей суток (утро, день, вечер, ночь), и также отрабатывается использование пространственных  понятий  до, после, перед, за.

 В  д/игре  «Назови признак» дети осваивают сенсорные эталоны - умение выделять цвет, форму, величину (например, «Огурец (какой?) – зелёный, овальный,  маленький»,   «Яблоко (какое?)  -  красное,  круглое,  большое»).

На занятиях  часто используется д/игра «Сосчитай», где мы  работаем над словоизменением -  согласованием существительных с числительными («Один лист, два листа, пять листьев»).

 Дети сравнивают предметы  («Найди, что общего?», «Найди различия») – например, анализируя признаки автобуса и троллейбуса, клюквы и черники. Помимо важных речевых задач – развития связной речи путём составления сложносочинённых предложений в процессе коррекционных занятий развиваются мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Эти же цели преследуются и на занятиях по обучению грамоте – анализируется звуковой состав слов, выделяется тот или иной звук либо его местоположение в слове или же из отдельных звуков (букв) слово синтезируется. Используя игру «Что лишнее и почему?» мы развиваем логическое мышление, умение обобщать предметы по ключевому признаку.

Когда воспитанники осваивают грамоту – используем математические развлечения: ребусы и кроссворды.

В старшем дошкольном возрасте важно учить детей  работать в тетрадях – учиться «видеть» клетку, соблюдать интервал между тем или иным элементом, проводить прямые линии, а позднее и закруглённые. Здесь мы развиваем мелкую моторику, которая очень важна для  становления правильной речи и способствует лучшему формированию артикуляционных навыков, а также  готовим детей к обучению математике.

На занятиях мы часто используем работу со счётными палочками. Детям предлагается выложить из них фигуру, идентичную той, которая была им кратковременно показана перед выполнением работы («Выложи из счётных палочек»). Чем точнее работа соответствует показанному изображению – тем лучше, на это следует обратить внимание детей. Важно не упустить из виду детали, соблюсти масштаб. Здесь задействована зрительная память и внимание, а также умение располагать фрагменты изображения относительно друг друга, т.е. развивается пространственное мышление. При обучении грамоте, изучая графическое изображение  букв,  обязательно уточняется, какое количество счётных палочек требуется, чтобы выложить ту или иную букву.

 Математика по праву занимает очень важное место в системе образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логически мыслить. Все эти качества пригодятся детям в дальнейшем обучении.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию математических способностей "Лошарик - разноцветная лошадка".

Занятие направлено на закрепление с детьми понятий цвет, количество, величина предметов и геметрические фигуры....

Конспект открытого занятия по развитию математических способностей в средней группе

Цель занятия: закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать геометрические фигуры, используя осязание и зрение.Закрепить знание основных цветов. Формировать умение сосред...

Занятие по развитию математических способностей в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Полет в космос».

Детям предлагается стать космонавтами. Но для того, чтобы ракеты поднялись в космос, необходимо выполнить несколько заданий....

Развитие умственных способностей на логопедических занятиях.

Материал из серии "краткого экскурса" в будни логопедических занятий в логопедическом пункте....