Интегрированное логопедическое занятие
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Поддубная Марина Юрьевна

Логопедическое занятие для старших дошкольников направленное на автоматизацию звука Р в речи и расширение словарного запаса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirov_zanyatie_3.docx26.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия  по теме:

«Звук  Р  в предложениях. Животные жарких стран»

(подготовительная группа)

Цель: Автоматизировать произношение звука Р в предложениях.

Задачи:

Коррекционно - развивающие:

- корригировать произношение;

- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

- корригировать и развивать слуховое восприятие;

- корригировать и развивать мелкую моторику рук, умение согласовывать речь с движениями;

- корригировать речевое дыхание;

- развивать внимание и память;

-развивать навык самоконтроля за речью.

Образовательные:

- уточнить и расширить словарь по теме «Африка» и «Животные жарких стран»;

-уточнить  знания по теме «Животные и детёныши»;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).

Здоровьесберегающие:

- соблюдать правильную посадку;

- чередовать статические и динамические задания;

- планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка.

Оборудование:

Импровизированный мостик (дощечки), бумажный кораблик в тазу с водой, глобус, коробочка с разноцветными бусинками  и две наклейки, иллюстрации: пустыня, верблюд, варан, страус, носорог, зебра, африканский аист Марабу, леопард, дикобраз.

Ход занятия:

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребёнка

Задачи, решаемые в ходе выполнения заданий

1.Оргмомент в стихах

  (приложение 1)

Педагог совместно с детьми проговаривает стихотворный текст

Произносят текст

Организовать детей, настроить на занятие

2.1. Проверка домашнего задания

Д.и. « Пройди по мостику – назови слова»

Педагог проверяет домашнее задание и просит ребёнка произнести слова со звуком Р в середине слова. Каждое слово – одна пройденная дощечка мостика.

Придумывают и произносят слова

Выяснить насколько скорригировано произношение звука  Р  в середине слова

2.2. Актуализация знаний

Д.и. «Отгадайте, куда мы сегодня отправимся»

Педагог предлагает детям отгадать загадку про Африку

Дети отгадывают загадку

Привлечь внимание и вызвать интерес  детей к занятию

2.3.. Сообщение темы занятия

Педагог сообщает, что сегодня на занятии мы отправимся путешествовать в Африку, где встретимся с Африканскими животными и будем продолжать учиться произносить звук Р.

Педагог  выясняет у детей, что они знают об Африке? Какие животные живут в Африке? Показывает, где Африка находится на глобусе.

Дети вспоминают, как правильно произносится звук Р

Дети рассказывают, что они знают об Африке и о животных Африки.

Определить уровень осведомлённости ребёнка о правильном произношении звука Р

Уточнить и закрепить знания детей  по данной теме

2.4. Дыхательное упражнение «Кораблик»

Педагог сообщает, что поплывут они в Африку на корабле и предлагает превратиться в «ветерок» и подуть на кораблик так, чтобы он поплыл по «морю».

Педагог контролирует правильность выдоха.

Выполняют упражнение

Формировать правильный выдох

2.5. Пальчиковая гимнастика

(приложение № 2)

Логопед предлагает выполнить упражнение пальчиковой гимнастики

Проговаривают текст и выполняют движения

Развивать мелкую моторику, умение координировать речь с движениями

2.6.Изучение нового материала.

Работа с текстом

(приложение 3)

2.7. Закрепление изученного материала

Педагог  читает текст, показывает иллюстрации, задаёт вопросы по прочитанному

Педагог предлагает детям  рассказать, что они запомнили об Африке и животных Африки с опорой на иллюстрации.

Слушает рассказы детей, отслеживая правильное произношение Р.

Дети слушают текст, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы полными ответами, отслеживая правильное произношение звука Р

Пересказывают текст

Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос  полным предложением. Формировать навык самоконтроля за речью.

Закреплять  навык правильного  произношение звука Р в процессе самостоятельной речи

2.8.Д.и. « Животные  и их детёныши» с мячом

Логопед  предлагает назвать, как зовут детёнышей  у  животных, кидает мяч ребёнку, называя взрослое животное.

У страуса -……

Ловит мяч, проговаривает: «У страуса - страусёнок» и кидает мяч педагогу

Уточнить словарный запас по теме. Закрепить  правильное произношение Р в речи.

3.1.Итог занятия

Оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент

Логопед предлагает вспомнить детям, где они побывали на занятии и какой звук учились произносить.

Оценивает деятельность детей.

Предлагает детям найти в волшебной коробочке  (коробка с разноцветными бусинками)  призы

Дети отвечают на вопрос.

Дети ищут в коробочке наклейки с изображением  зебры

Обобщить тему занятия, развивать память.

Развивать мелкую моторику.

Повысить интерес  к логопедическим занятиям.

3.2.Домашнее задание

Педагог предлагает детям домашнее задание по данной теме

Дети получают домашнее задание  в индивидуальных тетрадях

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий

Приложение №1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

 Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Приложение №2

По далёким океанам                                                          изображают волну

Ходят судна к дальним странам.                                            изображают руками кораблик

Есть на судне мудрый лоцман,                                               загибают пальцы

Щедрый кок и хитрый боцман.

Приложение №3

Вот мы и очутились в Африке. Как ты думаешь, в Африке жарко или холодно? (Ребёнок даёт развёрнутые ответы, например, «В Африке жарко»). В Африке находится самая большая в мире пустыня – Сахара. В Сахаре сплошные пески, нет воды и почти нет растений.

Какая пустыня самая большая? В Сахаре много растений?

В Сахаре живут верблюды и большие ящерицы вараны. Верблюд может долго обходиться без воды и пищи.

Кто живёт в сахаре? Кто такие вараны?

 В Африке есть высокие горы.  Над горами  летают орлы. Кто летает над горами?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Жаркие Африканские степи называются саванны. В саванне живут хищники и травоядные животные. Что едят травоядные животные? 

Траву едят верблюды, зебры, жирафы, страусы, носороги.  Каких травоядных животных вы запомнили?

Птица страус не умеет летать, зато быстро бегает. Высокий жираф может, есть листья с верхних веток деревьев. У носорога рог на носу. Чёрные и белые полоски прячут зебру среди травы. А вот птица – африканский аист марабу.

Кто самый высокий в Африке? Кто быстро бегает? Зачем зебре полоски? Где рог у носорога? Как называется африканский аист.

На травоядных животных охотятся хищники. Это леопард. Он ловкий и быстрый и охотится на разных животных. Но даже леопард не ест дикобраза, потому что у дикобраза острые иглы. Кто охотится на травоядных животных  в Африке?  Что защищает дикобраза?

Что за Африка-страна,
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара –
Все узнать о ней пора.
Что за звери там живут,
Что за птицы там поют,
Сплошь загадками полна,
Что за Африка-страна?

Львенок в Африке живет,
Лапу папину грызет.
Не сердитесь на ребенка
-Зубки режутся у львенка!

В жаркой Африке жираф
Намотал на шею шарф.
Из реки воды напился,
На пол шеи простудился!

Игра «Назови детёнышей».

Воспитатель выставляет иллюстрации животных.

Воспитатель: Как называют детёнышей у животных?

У льва? (у льва - львёнок),

у тигра? (у тигра - тигрёнок),

у слона? (у слона - слонёнок),

у кенгуру? (у кенгуру – кенгурёнок),

у верблюда? (у верблюда - верблюжонок),

у черепахи? (у черепахи - черепашонок).  

У слонёнка длинный нос,
Может он достать кокос,
Закусить десятком груш
И сам себе устроить душ.

Он огромный, как гора,
Уши словно два крыла,
Ноги – толстые колонны,
Вес отличный: под две тонны!
Грузы носит он шутя,
А послушен, как дитя.

По деревьям и лианам
Любит прыгать обезьяна.
Хвост ей самый лучший друг
Вместе с ним, у ней пять рук!

Попугай сидит на ветке
Яркой красочной расцветки.
Он, конечно, настоящий
И по-русски говорящий.
Иногда кричит по- птичьи.
Птица всё же! Для приличья

Лоцман (от нидерл. loodsman) — моряк или речник, по квалификации — капитан-судоводитель, хорошо знающий данную береговую обстановку и местный фарватер и проводящий по нему морские или речные суда,

Боцман(нидерл. bootsmann) — воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте ЕгиптаРусского царства и Российской империи. Боцман — старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением 

Юнга- чин малолетних матросов, он и сам начал службу на море с каютного юнги.[2] Чин юнги являлся чином морских рядовых служителейфлота России. 

В бытовом языке понятие «штурман» является более широким: капитан корабля или другого плавсредства, человек, умеющий единолично или с командой управлять кораблём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей с ОНР в подготовительной группе

Конспект этого занятия показывает  как на одном логопедическом  занятии можно интегрировать несколько направлений в работе по темам: грамота, труд и музыка....

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы "Путешестие в зимний лес"

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей 6-7 лет. Интеграция с образовательной областью "Коммуникация" , "Познание" и  "Художественное творчество"....

Конспекты интегрированых логопедических занятий

Остров Потерянных слов. Обобщающее занятие  по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности.В стране Спортландии    интегрированное  логопедическое занятие.Открыто...

Интегрированное логопедическое занятие. Тема: "Зимние забавы"

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Зимние забавы", старшая группа.  Проведено совместно с музыкальным руководителем детского сада и воспитателями. Основной целью занятия является раз...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Конспект занятия по теме: «Профессии. Звуки (Р) – (Рь)»

Интегрированное  логопедическое  занятие  по  коррекции звукопроизношения  на тему "Профессии. Звуки Р - Р".Конспект состоит из планирования и речевого материала....