Психолингвистические характеристики речевой деятельности: говорение
презентация по логопедии

Шмойлова Ольга Александровна

Психолингвистические характеристики речевой деятельности: говорение

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолингвистические характеристики речевой деятельности: говорение Выполнила: Шмойлова О.А.

Слайд 2

Определение Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение . Целью обучения говорению является развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных, социально детерминированных ситуациях. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами:

Слайд 3

Параметры говорения Говорение как вид речевой деятельности характеризуется следующими важнейшими параметрами: мотив – потребность или необходимость высказаться цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения; предмет – своя или чужая мысль; структура – действия и операции механизмы – осмысление, предвосхищение, комбинирование средства – языковой и речевой материал

Слайд 4

Параметры говорения речевой продукт – типы диалогов, монологических высказываний условия – речевые ситуации наличие или отсутствие опор

Слайд 5

Признаки говорения В.М. Филатов выделяет следующие специфические признаки говорения как вида речевой деятельности: говорение всегда мотивированно. Говорение всегда целенаправленно, так как высказывание преследует какую-либо цель. Говорение – это всегда активный процесс, в нем проявляется отношение говорящих к окружающей действительности. Именно активность обеспечивает инициативное речевое поведение собеседника, что важно для достижения цели общения.

Слайд 6

+++ Говорение «обслуживает» все другие виды человеческой деятельности. Процесс речевой деятельности тесно связан с деятельностью мыслительной. Любая коммуникативная (речевая) задача является по сути дела речемыслительной задачей . Говорение неразрывно связано с личностью. Будучи включенной в общественные отношения, личность проявляет активность в своей жизненной позиции, которую она выражает в речи. Говорение как деятельность не может быть алгоритмизировано, программа говорения создается самим автором. Поэтому важнейшими особенностями говорения являются эвристичность и самостоятельность.

Слайд 7

+++ Говорение всегда характеризуется определенным темпом, который должен быть не ниже и не выше допустимых в общении норм. Ситуативность говорения как деятельности проявляется в соотнесенности речевых единиц с основными компонентами процесса общения. В основе говорения лежат продуктивные произносительные, ритмико-интонационные и лексико-грамматические навыки

Слайд 8

+++ Говорение может протекать в диалогической или монологической форме либо в сложном переплетении диалога и монолога. Каждая из этих форм обладает психологическими и лингвистическими особенностями, учет которых необходим при обучении говорению. В таблице отражены основные психологические и лингвистические характеристики диалогической и монологической речи как двух форм говорения.

Слайд 9

Таблица Диалогическая речь Монологическая речь Процесс речевого взаимодействия двух или более участников комму никации Связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам Психологические характеристики Наличие обратной связи, совмест ное речетворчество : речевое пове дение одного партнера определя ется речевым поведением другого (других) участника (участников) коммуникации; двусторонний ха рактер. Отсутствие возможности сплани ровать развитие диалога; спонтан ность, экспромтность речевых действий, Часто яркая эмоциональная окра шенность Отсутствие замкнутого акта ком муникации, непосредственной об ратной связи; однонаправленный характер. Последовательность, логичность, связность изложения, структурная четкость (вступление, развитие темы, заключение). Эмоциональная окрашенность. Контекстность : монологическая речь может быть понята из самой себя, т.е. интерпретирована через речевой контекст Ситуативность (диалогическая речь может быть понята с учетом той си туации, в которой она создается). Значительное влияние неязыковых средств: диалогическая речь на 75% обусловлена экстралингвистической ситуацией (Т.Е.Сахарова) Незначительное влияние неязыковых средств

Слайд 10

Итоги Таким образом, при обучении говорению важно учитывать соотношение его важнейших форм : монолога, диалога и полилога , зависящих от количества собеседников, участвующих в речи. Однако как в живом акте речи, так и в обучении эти формы сосуществуют, часто переходя одна в другую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

характеристика речевого развития

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи....

Характеристика речевого развития детей

Главное направление развития речи на пятом году жизни - это освоение связной монологической речи.Речь становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны ре...

Презентация пособий дидактических игр для «Развитие творческой речевой деятельности дошкольников через составления сравнительных характеристик»

Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации...

«Характеристика речевого развития детей 5–6 лет»

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интон...

говорение как вид речевой деятельности в детском саду

Одной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие осуществл...

Презентация "Развитие устно- речевого общения (говорения) детей средствами игрового метода «Ателье»"

Реджио-подход зародился в 50-х годах прошлого века в маленьком городке на севере Италии Реджио-Эмилия, в честь которого он и называется. Основателем стал психолог и педагог Лорис Малагуцци. В своих тр...