говорение как вид речевой деятельности в детском саду
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Одной из наиболее значимых проблем современной школы является воспитание речевой культуры учащихся, качественное повышение уровня владения родным языком. Наиболее интенсивно речевое развитие осуществляется в дошкольном детстве – сензитивном периоде для активного усвоения ребенком родной речи. Поэтому, чем раньше будет начато целенаправленное развитие речевого общения, обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.[22] В современных исследованиях выделяют три основных направления развития речи дошкольников (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова и их сотрудники): структурное (обогащение, закрепление и уточнение словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание ее звуковой культуры), функциональное (формирование умения владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения), когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны. Связная речь – умение описать предмет, содержательно, логично рассказать о каком-либо явлении, событии, их последовательности – как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Элементарное осознание «строения речи, в частности структуры связного высказывания, позволяет овладеть планированием собственной речи, способствует развитию ее произвольности, преднамеренности.[5]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholingvistika_5.21_sidorina_i.i.pptm618.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Сидориной И.И Психолингвистическая характеристика речевой деятельности

Слайд 2

Психолингвистика Психолингвистика-это дисциплина , которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека . Лингвистика- это научное изучение языка. Она охватывает анализ всех аспектов языка, а также методы их изучения и моделирования . Психика-это сложное понятие в психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как: Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.

Слайд 3

Говорение Г оворение- это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное речевое общение. Цель говорения - выражение мыслей, передача информации в устной форме . Говорение может обладать различной сложностью, начиная с вербализации эмоциональных состояний с помощью простых восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы, кончая самостоятельным развернутым высказыванием .

Слайд 4

Сигнальные системы Сигнальные системы- общая система условных связей, объединяющая первую (сенсорную) и вторую (понятийную) системы сигналов в головном мозге, обеспечивающие адекватное приспособление к окружающей среде. Обе системы работают во взаимодействии воспринимая сигналы из внешнего мира, причем первая сигнальная система есть у человека и животных, тогда как вторая сигнальная система есть только у человека .

Слайд 5

Сигнальные системы Первая-возникновение ощущения, восприятия, представления(сигналы возникают под влиянием на органы чувств). Вторая-возникновение и развитие речи( сигналы преобразуются в знаки в прямом смысле этого слова).

Слайд 6

РЕЧЬ Речь- это способ выражения и сообщения другим людям своих внутренних, психологических состояний, мыслей и чувств . К речи также относятся и невербальные средства общения: жестикуляция, мимика, пантомимика и прочие всевозможные средства обмена информацией.

Слайд 7

Существуют различные виды речи : 1 . Вербальная речь 2. Невербальная речь 3 . Устная речь 4 . Письменная речь 5 . Кинетическая речь 6 . Знаковая речь

Слайд 8

Описание видов речи 1 . Вербальная . Основное средство общения – слово 2. Невербальная речь . Применяется язык тела (мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (интонирование, использование пауз, изменение громкости ). 3. Устная . Подразумевает высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух. Требует непосредственного контакта или опосредования через техническое средства (телефон, аудиозапись…).

Слайд 9

Описание видов речи 4. Письменная . Общение с использованием системы символов, которые изображают на материальном носителе . 5 . Кинетическая . Передача мыслей с помощью системы знаков, которые связаны с различными конфигурациями пальцев. Это основной путь для общения людей, лишенных возможности слышать и говорить . 6. Знаковая . Основана на применение других семиотических систем – более частных. Пример – азбука Морзе, свод сигналов на флоте.

Слайд 10

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Речевая деятельность- это, по определению психолингвистики, использование языка для коммуникации в процессе различных действий, производимых человеком. Речевая деятельность включает в себя аспекты говорения и осмысления . Речевая деятельность одновременно предполагает наличие языка и речи . Язык — система знаково-символических средств, используемых в речевых действиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.

Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...

Педсовет "Организация полноценной речевой деятельности в детском саду"

Педагогическая технология О.М. Ельцовой «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду» предполагает, с одной стороны, систему игровых упражнений и заданий на  развитие у дете...

«Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами. Интеграция обучения предус...

Презентация к опыту работы: «Формирование познавательной и речевой активности детей через интегрированную деятельность в детском саду»

ФГОС выдвигает интеграцию ОО как приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...