Игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР в подготовительной группе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
В статье представлены игры из моего опыта работы для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР в подготовительной группе, в частности - игры с падежами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ
с ОНР в ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Учитель-логопед ГБДОУ №6
Василеостровского района:
Васильева Ю.Н.
Санкт-Петербург
2019
Грамматический строй речи - это умение изменять и образовывать слова. Это умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами.
Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.
В подготовительной группе работа по развитию грамматически оформленной речи занимает важное место. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.
Представленные игры с падежами (из моего опыта работы) могут быть использованы в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми подготовительного возраста с ОНР.
Игры для образования существительных в именительном падеже
По лексическим темам «Животные севера» и «Животные жарких стран»
Задачи:
- Развивать умение образовывать существительные во множественном числе в именительном, творительном и дательном падежах.
- Актуализировать умение правильно употреблять предлог НАД и С.
- Закреплять предметный словарь по темам «Животные севера» и «Животные жарких стран».
Оборудование: картинки по темам «Животные севера и жарких стран», желательно с детёнышами.
Логопед (или воспитатель): «Мы летим на самолёте, под нами Африка («Север»), кого мы увидим? Над кем мы пролетаем? Кому мы передадим привет? »
Дети смотрят на картинку и составляют предложения.
Например: «Мы видим бегемотов, мы летим над бегемотами, мы передаём привет бегемотам».
«Мы видим медведицу с медвежонком. Мы летим над медведицей с медвежонком. Мы передаём привет медведице с медвежонком…»
Игры для образования существительных в родительном падеже
Игры для лексической темы «Насекомые»
Задача: развивать умение образовывать существительные единственного числа в родительном, творительном и винительном падежах (с предлогом и без).
Оборудование: картинка с изображением насекомых на полянке.
Логопед (или воспитатель): «Дети, посмотрите, какие насекомые маленькие, найдите их и расскажите где они спрятались».
Дети: «Гусеница около гриба, бабочка над цветком, жук спрятался под листиком…»
Игры для образования существительных в дательном падеже
Игры для лексической темы «Профессии»
Задачи:
- Развивать умение образовывать существительные единственного числа в дательном и родительном падежах.
- Закреплять предметный словарь по теме «Профессии».
Оборудование: картинки по теме «Профессии».
Логопед (или воспитатель): «Кому нужна для работы касса? Мольберт и кисть? Ножницы?...»
Дети: «Касса нужна продавцу. Мольберт и кисти нужны художнику. Ножницы нужны парикмахеру».
Игры для образования существительных в винительном падеже
Игры для любой лексической темы.
Задачи:
- Развивать умение образовывать существительные единственного числа в винительном и творительном падежах.
- Развивать мелкую моторику.
Оборудование:
- Раскраски с точками, с элементами дорисовывания, можно с зеркальными картинками для одновременного рисования двумя руками.
- Карандаши, мелки, фломастеры.
Логопед (или воспитатель): «Дети, обведите карандашами мышь двумя руками одновременно. Сыр раскрасьте мелками двумя руками одновременно. Кого вы обвели? Что вы раскрасили?»
Дети: «Я обвёл мышь карандашом. Я раскрасил сыр мелом».
Игры для образования существительных в творительном падеже
Игры для лексических тем «Фрукты» и «Овощи».
Задачи:
- Развивать умение образовывать существительные единственного числа в творительном падеже.
- Закреплять предметный словарь по темам ««Фрукты» и «Овощи».
- Развивать умение образовывать прилагательное от существительного.
Оборудование: картинка с изображением закрытого пирога, предметные картинки по темам «Фрукты» и «Овощи».
Логопед (или воспитатель): «Дети, давайте придумаем начинку для пирога?»
Дети: «У меня морковь, мой пирог с морковью, это морковный пирог».
Игры для образования существительных в предложном падеже
Игры для разных лексических тем.
Задачи: Развивать умение образовывать существительные единственного числа в предложном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением продуктов и предметов, можно без картинок.
Логопед (или воспитатель): «Дети, посмотрите на картинки и скажите о чём вы мечтаете?»
Дети: «Я мечтаю о путешествии, об арбузе, о мороженом…»
Литература:
Телепень Т.С. Играем с падежами: игры для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. -64 с. (Библиотека Логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста
В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-362328-1386426662.jpg)
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/23/picture-793257-1464029157.jpg)
Игры для формирования грамматического строя речи детей
Картотека игр и игровых упражнений по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/28/picture-556815-1469690223.jpg)
Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854028-1479646156.jpg)
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...
Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...