Главные вкладки

    План взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями в старшей логопедической группе
    методическая разработка по логопедии (старшая группа)

    Коломийчук Ксения Александровна

    Планирование на май

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл may.docx51.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    1 НЕДЕЛЯ МАЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

    Словарь:

    Существительные:

    (Ст.) война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк;

    (Подг.) война, враг, фашисты, победа, победитель, мир, герой, защитники, солдаты, офицеры, ветераны, армия, медаль, Родина, граница, военный, пограничник, летчик, моряк;

    Глаголы:

    (Ст.) бомбили, разрушали, защищали, , погибали, побеждали;

    (Подг.) бомбили, разрушали, защищали, , погибали, побеждали;

    Прилагательные:

    (Ст.) Великая, Отечественная, жестокая, страшная.

    (Подг.) Великая, Отечественная, жестокая, страшная.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    1.Развитие общей моторики

    Мы празднуем Победу! Салют! Салют! Салют!

    Кругом цветы весенние

    Цветут, цветут, цветут!

    Все люди пляшут, празднуют,
    Поют, поют, поют!
    Пусть в мире страны разные

    Живут, живут, живут!

    Шагают на месте.
    Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем

    Руки на пояс, повороты туловища,
    Руки развести в стороны.

    Приседания с выставлением ног вперёд.

    Вдох, круговое движение руками, изображая земной шар.

    2.Развитие мелкой моторики

    Майский праздник -

    День Победы,

    Отмечает вся страна

    Надевают наши деды

    Боевые ордена.

    кулачок-ладошка попеременно

    кулачок-ладошка попеременно

    кулачок-ладошка попеременно

    сгибают-разгибают пальчики

    сгибают-разгибают пальчики.

    3.Развитие артикуляционной моторики и дыхательные упражнения

    Солдаты на войне сильные. Я вижу, что вы сильные как наши солдаты, а ваш язычок такой же сильный? Давайте сделаем  упражнение для язычка.

     “Стрельба”. 

      “Гудит пароход”. 

      “Танк”. 

     

    Четко произносить чередование звуков {к}, {г}.

    Рот открыт, губы в улыбке, кончик языка опустить вниз, длительно произносит звук {ы}.

    Многократно побарабанить кончиком языка по верхней десне с произнесением звука {т}:т-т-т…

    4.Развитие фонетико-фонематических процессов и слоговой структурыслова.

    Задание 1. «Кто больше?»

    Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

    Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

    Подбери слова на звук А, затем на – У, О.

    Задание 2. «Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

    Цели: развивать фонематические представления, внимание.

    Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

    Задание 3. «Нужное слово».

    Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

    Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

    5.Развитие лексико-грамматических процессов

    1)  Задание 1. "Скажи по-другому"

    (учимся подбирать синонимы).

    Смелый - храбрый,

    Отважный - …

    Геройский -.

    Задание 2. "Скажи наоборот"

    (учимся подбирать антонимы).

    Смелый - трусливый.

    Враг -.

    Мир -.

    Задание 3. Учимся подбирать однокоренные слова.

    Герой - геройский, героический, героизм.

    Защита - защитник, защищать, защищенный.

    Задание 4. Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение

    "Мир строит, а война разрушает".

          Задание 5. Упражнение «Один - много»

    Солдат – солдаты – много солдат

    Ветеран – ветераны – много ветеранов

    Враг-

    Танкист -

    Герой -

    Награда –

    6.Развитие связной речи

    Задание 1. Упражнение «Вставь пропущенное слово»

    Военные лётчики защищали нашу Родину … небе. Моряки воевали … врагом … море.

    Танкисты сражались …танке.

    Пограничники охраняли нашу Родину … границе.

    Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.

    Задание 2. Составление рассказа на тему «9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ» (чтобы ребёнок мог его рассказать в детском саду)

    Примерный план рассказа:

    - Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, …

    - Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё)

    - Не все герои остались живы, очень многие …

    - Им поставлены …

    - В их честь горит …

    - К Вечному огню люди возлагают …

    - В этот день проходит военный …

    Усложнение материала:

    Задание 1. Воспитателям рекомендуется: воспитывать у ребенка уважение к героям войны.

    Задание 2. Подобрать синонимы: смелый - храбрый, отважный, геройский ... .

    Задание 3. Подобрать антонимы: смелый - трусливый.

    Задание 4. Подобрать родственные слова: герой - геройский, героический ...; защита - защитник, защищать, защищенный.

    Задание 5. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран»; объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает».

    Задание 6. Выложить из спичек фигуру по образцу.

    Звезды нам с небес сияют, всех героев поздравляют.


    2 НЕДЕЛЯ МАЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Насекомые»

    Словарь:

    Существительные:

    (Ст.) Насекомые, пчела, муравей, муха, мошка, бабочка, кузнечик, комар, клещ, гусеница, жук, шмель, оса, стрекоза, саранча, улитка.

    (Подг.) Насекомые, пчела, шершень, жук-короед, муравей, муха, мошка, бабочка, кузнечик.

    Глаголы:

    (Ст.) Жужжать, кружить, летать, парить.

    (Подг.) Жалить, стрекотать.

    Прилагательные:

    (Ст.) Мелкие, крупные, большеглазые, шестиногие.

    (Подг.) Мелкие, крупные, большеглазые, шестиногие.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    1.Развитие общей моторики

    Вот какая стрекоза –

    Очень круглые глаза.

    Вертится, как вертолёт:

    Вправо – влево, назад – вперёд.

    Поднимайте плечики,

    Прыгайте, кузнечики!

    Сели, травку покушали,

    Тишину послушали…

    Руки развести в стороны.

    Соединить пальцы обеих рук в «бинокль».

    Руки в стороны, повороты корпусом

    Руки на поясе, наклоны по тексту.

    Руки вдоль туловища, поднимают плечи.

    Руки на поясе, прыгают  на месте.

    Имитация движений.

    Приложить ладони к ушам.

    2.Развитие мелкой моторики

    Насекомые сидят,

    И на нас они глядят:

    Пчела, мошка, комар, гусеница, оса,

    Муха, бабочка,  жук, кузнечик, стрекоза!

    Сидят, руки лежат  на столе.

    Соединить пальцы в «бинокль».

    Загибать по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая на правой.

    3.Развитие артикуляционной моторики и дыхательные упражнения

    Упражнение для губ

    «Комарик – жук»

    Упражнение для языка

    «Червяк лезет через щель»

     Произносить попеременно звуки [з] – [ж].

    Зубы «заборчиком», между зубами проталкивать вперёд язык.

    4.Развитие фонетико-фонематических процессов и слоговой структурыслова.

    1. Добавь слоги «ЖОК» и «ШОК» и назови слово.

    утю-                дру-                творо-        сапо-

    ро-                фла-                бере-                сте-

    лу-                пиро-                пры-                дол-

    пу-                вер-                арти-                малы-

    гор-                коре-                пету-

    ме-                реме-                гребе-

    2. Измени слова по образцу:

    Я жую – ты жуёшь.

    • Я живу – ты …                                                • Я режу – ты …

    • Я ожидаю – ты …                                        • Я стригу – ты …

    • Я провожаю – ты …                                • Я бегу – ты …

    3. Послушай,  как  звучат  слова.  Если  услышишь  в  слове  звук [Ш] – хлопни тихо, если звук [Ж] – хлопни громко.

    Женя, шея, мишень, сажень, ближе, дальше, ниже, выше, ложечка, кошечка, бумажечка, букашечка.

    Жить, шить, ширь, жир, жила, шило, пружинка, пушинка, машина, пружина, наживка, нашивка, ужин, ужи, уши, лыжи, мыши.

    4. Добавь слоги «ЖИ» или «ШИ» и назови слова.

    У-                лы-                у-                малы-

    мор-                                мы-                гало-

    е-                                кры-                ер-

    голы-                        ланды-        камы-

    3.  Назовите насекомое на этот звук: «[п] – пчела;  [м] - муравей, муха, мошка; [б] – бабочка; [к] – кузнечик, комар, клещ;  [г] – гусеница; [ж] – жук, жужжелица; [ш] – шмель; [о] – оса; [с] – стрекоза, саранча; [у] – улитка».

    4.  Разделить слова на слоги: «Жук, клещ, шмель, му-ха, пче-ла, о-са, ко-мар, мош-ка,

    му-ра-вей, ба-боч-ка, куз-не-чик, стре-ко-за, са-ран-ча, у-лит-ка».

    5.Развитие лексико-грамматических процессов

    1. Закончить предложение:  

    «Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик …

    Бабочка летает, а улитка …  Кузнечик прыгает, а мошка …   Улитка ползает, а комар …»

    2. Игра: «Хорошо – плохо»

    Назови, какую пользу приносят насекомые:

    • людям: пчелы дают мед, воск;
    • лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опыляют растения;
    • животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.

    Назови, какой вред наносят насекомые:

    • людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
    • лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
    • животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

    3. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения.

    У бабочки пестрые крылья, поэтому ее называют …пестрокрылой;

    У стрекозы большие глаза, поэтому ее называют …большеглазой;

    У жука длинные усы, поэтому его называют … длинноусым.

    4. Упражнение «Назови ласково». Паук — паучок

    Комар — ...        Таракан — ...        Пчела — ...

    Стрекоза — ...        Жук — ...        Муха — ...

    5. Упражнение «Подскажи словечко».

    У стрекозы не глаза, а глазищи. У муравья не ножки, а .... У таракана не усы, а .... У бабочки не крыло, а ....

    Божья коровка выглядит не маленьким жучком, а огромным жучищем; таракан — ..., а паук — ....

    6. Упражнение «Чьи лапки, чья голова?» Рассмотри картинки. Составь предложения
    по образцу.
    Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.

    У пчелы — ... лапки,... голова.        У комара — лапки,... голова.

    У таракана — ... лапки,... голова.        У паука — ... лапки,... голова.

    6.Развитие связной речи

    1. Прочитать и обсудить басню И.А. Крылова  «Стрекоза и муравей».

    2. Чтение стихотворений, отгадывание загадок  о насекомых   

    И. Репин «Стрекоза».

    С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (рассказы).

    В.Зотов «Дровосек», «Жужелица», «Муравей» (из книги «Лесная мозаика»).

    3. Пословицы, поговорки

    Осенняя муха сильнее кусает.

    Где муха ни летала, а к пауку попала.

    Пчелка мала, а и та работает.

    4. Скороговорки

    У осы — не усы, не усищи, а усики.

    Жутко жуку жить на суку.

    Усложнение материала:

    Задание 1. Воспитателям рекомендуется:

    спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;

    побеседовать с ребенком о насекомых;

    Задание 2. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе).

    Муравей сидел

    около ... .

    Божья коровка

    ползла по ... .

    Жук спрятался

    под ... .

    Муха села на ....

    Гусеница сидела

    на ... .

    Муха ползла по ....

    Задание 3. Вспомнить загадки про насекомых. Задание 4. Составить описательную загадку про насекомое (по выбору).

    Задание 5. Дидактическая игра «Узнай, чье крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы...) (употребление родительного падежа существительного).

    Задание 6. Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).

    Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой.

    Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

    Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка (какая?) - ..., муравей (какой?) - ....

    Задание 8. Прочитать ребенку басню И. Крылова «Стрекоза и муравей». Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

    Задание 9. Выложить фигурки из спичек (по образцам). Жук по зеленой травке ползет, дойдет до конца и упадет. Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок — нектар собирает.

    Задание 10. Выучить стихотворение.

    Скучать некогда

    Села пчелка на цветок, опустила хоботок.

    Подлетает к ней комар: — Что ты ищешь там?

    - Нектар!

    - А тебе не надоело, не наскучило искать?

    - Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

    Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.

    Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.

    Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,

    Но зато какой хороший муравьи возводят дом! (3. Александрова)

    Задание 11. Отгадать загадку.

    Как называется дом муравьев? (Муравейник)


    3 НЕДЕЛЯ МАЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЛЕТО. Цветы на лугу.»

    Словарь:

    Существительные:

    (Ст.) Луг, цветок, стебель, корень, лист, бутон, лепестки, ромашка, ландыш, тюльпан, букет, колокольчики.

    (Подг.) Удобрение, стебель, корень, лист, бутон, лепестки, ромашка, ландыш, тюльпан, букет, колокольчики.

    Глаголы:

    (Ст.) Цветут, растут, качаются, питаются, пахнут.

    (Подг.) Распускаться, увядать, благоухать, колышутся, тянутся.

    Прилагательные:

    (Ст.) Пестрые, яркие, луговые, полевые, ароматные.

    (Подг.) Бархатные, пурпурные, луговые.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    1.Развитие общей моторики

    Возле речки детский сад,

    На лугу ромашки...

    Сорок маленьких ребят

    Бегают в пятнашки.

    Мы приехали сюда,

    Ходим за цветами.

    Солнце, воздух и вода

    На прогулке с нами.

    Дети стоят в кругу.

    Идут к центру круга.

    Расходятся,

    Бегут друг за другом

    «Едут».

    Ходят.

    Останавливаются и лицо «подставляют» солнцу.

    2.Развитие мелкой моторики

    Наши алые цветки

    Распускают лепестки.

    Ветерок чуть дышит,

    Лепестки колышет.

    Наши алые цветки

    Закрывают лепестки.

    Тихо засыпают,

    Головками качают.

    Ладони соединены в форме тюльпана.

    Пальцы медленно раскрываются,

    плавно покачиваются,

    затем они

    медленно закрываются.

    Кисти рук

    покачиваются.

    3.Развитие артикуляционной моторики и дыхательные упражнения

    Упражнение для мимических мышц:

    «Цветы улыбаются солнцу»

    «Солнышко спряталось за тучку»

    «Солнышко опять ласково светит и греет цветочек»

     Улыбнуться

    Выразить огорчение

    Выразить радость

    4.Развитие фонетико-фонематических процессов и слоговой структуры слова.

    1. «Эхо». Повтори за мной.

    са – ца

    со – цо

    су – цу

    сы – цы

    сэ - це

    СА-ЦА-СА

    АС-СЦ-АС

    СО-ЦО-СО

    ОС-ОЦ-ОС

    СУ-ЦУ-СУ

    УС-УЦ-УС

    СЫ-ЦЫ-СЫ

    ЫС-ЫЦ-ЫС

    ас – ац

    ос - оц

    ус – уц

    ыс – ыц

    ис - иц

    АСА-АЦА-АСА

    ОСО-ОЦО-ОСО

    УСУ-УЦУ-УСУ

    ЫСЫ-ЫЦЫ-ЫСЫ

    1. «Измени слово».

    Послушай слово и замени первый звук на [Ц]:

    Сок – цок

    свет – …вет

    лиса - …ица

    сабля - …апля

    светик - …ветик

    Сено – …ена

    целить – …елить

    Оценить – осенить цвел – свел расцвет – рассвет

    5.Развитие лексико-грамматических процессов

    1. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

    Подснежник — ...        Корень — ...        Василек — ...

    Лист — ...        Гвоздика — ...        Лепесток — ...

    Тюльпан — ...        Цветок — ...        Ромашка — ...

    2. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-дей
    ствиями.

    На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ... Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) — ...

    3. Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).

    4. «Вспомни и назови» -  Игра с мячом. Воспитатель предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть различные цветы и места, где они растут. Следит за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Садовый цветок— роза. Полевой цветок — василек.

    5. «Назови ласково» -  Игра с мячом. Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет любой цветок и его признак, например: «Белая ромашка», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет этот цветок и признак ласково: «Беленькая ромашечка», и возвращает мяч воспитателю. Игра продолжается.

    6. «Скажи наоборот» -  Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед воспитателем. Воспитатель называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним), и возвращает мяч воспитателю. Игра продолжается. Например: Крупный цветок. — Мелкий цветочек.

    7. «Посчитай» - Воспитатель выставляет на доску пары картинок с изображениями цветов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «На садовой клумбе выросли одна лилия и две розы».

    6.Развитие связной речи

    1. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

    2. Объяснить ребенку значение сложного слова «садовод».

    3. Пословицы, поговорки

    Весна красна цветами, а осень снопами.

    Чтение стихов о цветах.

    4. Заучивание стихотворения «Одуванчик».

    5. Чтение литературных текстов:

    А. Ерицай «Первые дни мая».

    С. Воронин «Моя береза. Весной» (из книги «Необыкновенная ромашка»).

    Усложнение материала:

    Задание 1. Воспитателям рекомендуется:

    познакомить ребенка с растениями луга и сада;

    показать растения на иллюстрациях и, по возможности, на лугу, в саду и в парке;

    рассмотреть внешний вид растения, показать его части: корень, стебель, лист, цветок, семена;

    вместе с ребенком совершить прогулку по парку, лесу.

    Задание 2. Побеседовать с ребенком о лесе, о том, какие цветы растут на лугу;

    объяснить, почему луг так называется, какую пользу он приносит, чем он ценен и важен для человека;

    Выучить стихотворение.

    Ромашка и мятлик
          Июньским деньком
          Луга вышивают
          Стебельчатым швом.

    Задание 3. Вспомнить с ребенком загадки о цветах, деревьях.

    Задание 4. Составить описательные загадки о цветах, деревьях.

    Задание 5. Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» (в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).

    Задание 6. Объяснить ребенку значение сложного слова «садовод».

    Задание 7. Выучить стихотворение.

    О чем мечтает садовод? В его мечтах весь мир цветет

    И люди, глядя на цветы, становятся добрей.

    Пусть эти славные мечты исполнятся скорей. (Е. Серова)

    Задание 8. Прослушать стихотворение и назвать цветы, которые запомнил (на каждый цветок загибать палец).

    Цветы

    Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

    Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

    Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

    Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

    Хорошо запомни ты, как называются цветы.

    Задание 9. Составить предложения из слов и пересказать получившийся рассказ.

    Нарисовать картинку к рассказу.

    В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля. Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под, сидеть, береза, еж. В, лес, хорошо!


    4 НЕДЕЛЯ МАЯ

    ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Школьные принадлежности».

    Словарь:

    Существительные:

    (Ст.) Школа, класс, пенал, карандаш, линейка, тетрадь, дневник, школьник, учитель.

    (Подг.) Школьница, школьник, урок, класс, портфель, рюкзак, пенал, дневник, оценка, учитель, ошибка.

    Глаголы:

    (Ст.) Учиться, отставать, заниматься, тренироваться.

    (Подг.) Посещать, пропускать, учиться.

    Прилагательные:

    (Ст.) Школьный, правильный,

    (Подг.) Ошибочный, неверный, занимательный.

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    1.Развитие общей моторики

    День стоял веселый, осень на дворе

    Мы шагали в школу утром в сентябре.

    Прямо и направо, а потом назад.

    А потом обратно, а потом кругом,

    А потом вприпрыжку, а потом бегом.

    Выполнение движений по тексту.

    2.Развитие мелкой моторики

    В школу осенью пойду.

    Там друзей себе найду,

    Научусь писать, читать,

    Быстро, правильно считать.

    Я таким ученым буду!

    Но свой садик не забуду.

    (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    (Грозят указательным пальчиком правой руки.)

    3.Развитие артикуляционной моторики и дыхательные упражнения

    Упражнения для челюсти

    Упражнения для губ

    Упражнения для языка

     Открыть широко рот и удержать под счет до 10.

    «Улыбка» — «Рупор» («Бублик»).

    Мы прижмем язык зубами (тя-тя-тя). Мы похлопаем губами (пя-пя-пя). «Чашечка»

    4.Развитие фонетико-фонематических процессов и слоговой структурыслова.

    1. Прослушай слова и назови только те, в которых ты услышал звук [ж]

    жал – зал

    держать – дерзать

    грожу – грозу

    наживать – называть

    жевать – зевать

    ужи – узы

    зевал – жевал

    разок – рожок

    2.Выучить стихотворение.

    Заводной зайка

    Зайка забавный

    У Жени живёт.

    Женя не знает

    С зайкой забот.

    Зайке не нужен

    Ни обед, ни ужин.

    5.Развитие лексико-грамматических процессов

    1. «Посчитай» - Воспитатель  выставляет на доску пары картинок с изображениями школьных принадлежностей и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «К школе нужно приготовить одну ручку и две тетради».

    2. «Четвертый лишний» - Найти лишнюю картинку и объяснить, свой выбор. (Например, три изображения школьных принадлежностей, одно — инструмента.)

    Карандаш, отвертка, ручка, кисточка.

    Альбом, букварь, тетрадь, ножницы.

    Мячик, ластик, пенал, линейка.

    Ученик, ученица, учитель, воспитатель.

    3.  «Скажи ласково» - образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (тетрадь, тетрадочка)

    4.  «Скажи наоборот». Тупой — острый, длинный, толстый, умный, высокий, веселый.

    5. «Подбери признак». Карандаш (какой?) — длинный, толстый, деревянный, заточенный. (Линейка, пенал, тетрадь.)

    6. Упражнение «Из чего какой?» Закончи предложения по образцу. Образец: Карандаш из дерева (какой?) — деревянный.

    Ножницы из металла (какие?) — ....        Линейка из пластмассы (какая?) — ....

    Портфель из кожи (какой?) — ....        Ластик из резины (какой?) — ....

    7. Упражнение «Скажи наоборот». Составь предложения по образцу. Образец: Таня
    оставила ножницы в стакане.
    Таня достала ножницы из стакана.

    Таня положила линейку под букварь.        Таня оставила альбом на столе.

    Таня спрятала ластик за стакан.        Таня поставила портфель под стол.

    8. Упражнение «Нелепицы». Исправь предложения.

    Кисточка рисовала Лену.        Ручка написала письмо Тане.

    Учебник учится по Саше.        Букварь читает Олю.

    Пенал положил Сашу в портфель.        Вова резал бумагой ножницы.

    6.Развитие связной речи

       1. Заучивание пословиц и поговорок:

    Ученье свет, а неученье тьма.

    Без муки нет науки.

    «Книга — друг человека»;

    «Кто много читает, тот много знает».

    2.  Чтение литературных текстов:

    Л.Н. Толстой «Филипок»,  

    А.Л. Барто «Первый урок»,

    З.Н. Александрова «В школу».

    Л. Пантелеев «Буква ТЫ».

    3. Составление рассказа по представлению «Как я буду учиться в школе».

    Усложнение материала:

    1. Текст для пересказа: ПОСЛЕ ШКОЛЫ

    Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома. Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать — будешь много знать».

    Г. Горецкий, В. Кирюшкин, А. Шанько

    2. Загадки:

    Любим нос везде совать:

    И чертить, и рисовать.

    Все раскрашиваем сами

    Разноцветными носами.

    (Карандаши)

    Крошки-птички

    Сели в ряд

    И словечки говорят.

     (Буквы)

    Открыть свою тайну любому готова,

    Но ты от нее не услышишь ни слова.

    (Книга)

    Это что тут за зверек

    Ходит вдоль и поперек?

    В краске выпачканный нос,

    Деревянный длинный хвост.

    (Кисточка)

    На черном поле —

    Скок-поскок —

    Гуляет

    Зайчик-белячок.

    (Доска и мел)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

    Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

    Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

    Цель : активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более по...

    Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе

    Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе...

    Итоговое занятие по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе: «Путешествие по стране знаний».

    Открытое итоговое занятие в форме речевого праздника, отражающего взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми подготовительной группы для логопедов города....

    Интегрированное занятие учителя – логопеда + интруктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе. по обучению грамоте "Звуки "ЛЬ"- "Й". Йоги.

    Материал НОД способствует закреплению слухо- произносительной  дифференциации звуков «ЛЬ» - «й» через организацию различных видов деятельности, повышает мотивацию к заняти...

    Презентация к интегрированному занятию по обучению грамоте учителя- логопеда + инструктора по физвоспитанию в старшей логопедической группе на тему: «Звуки ЛЬ- Й». «Йоги»

    Материал расширяет кругозор детей, содержит интерактивные задания, способствующие активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания....

    Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

    Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...