Конспект образовательной деятельности " Звук [ы] буква ы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Смирнова Татьяна Валерьевна

Данное занятие проведено в подготовительной логопедической  группе для детей с ОНР. Ведущей задачей логопеда в подготовительной группе явуляется предупреждение нарушений письма и чтения.Реаализуется эта задача в следующих направлениях работы: создание четких представлений о   звуке и связь его с графическим образоми  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_._zvuk_y._bukva_y.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Ы]. Буква Ы.

Содержание конспекта образовательной деятельности:

Тема. Цель. Задачи. Оборудование.

Организационный момент.

Актуализация полученных знаний.

Сообщение темы занятия.

Дыхательно-голосовое упражнение.

Речевое сопровождение движений.

Игра на развитие фонематического восприятия «Ушки на макушке».

Игра «Разложи вещи» -на нахождение места звука в слове.

Пальчиковая гимнастика «Мартышка и очки»

Выкладывание буквы Ы из счетных палочек и веревочки.

Упражнение «Зачеркни неправильную букву»

Работа с кассой букв. «Волшебные песенки»- запись буквами ЫА, УЫ, ООЫ.

Игра с мячом на согласование существительных с местоимениями наш, наша, наши.

Итог занятия.

Звук [Ы]. Буква Ы.

Цель: закрепление правильного произношения и обобщение знаний о звуке и букве Ы, совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с местоимениями наш, наша, наши).

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить детей выделять звук [ы] в словах, закрепить умение определения позиции звука в слове, графический образ буквы формировать умение находить новую букву среди других букв.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематические представления, зрительное и слуховое внимание, общую и тонкую моторику, координацию речи с движением, творческое воображение.

 Коррекционно-воспитательная: воспитывать самоконтроль детей за речью;

 воспитывать бережное отношение к книгам.

Оборудование: презентация «Звук Ы. буква Ы», ноутбук, магнитофон, аудиозапись шума моря, картинки чемодана и сумки, предметные картинки (сыр, мыло, огурцы, шары, дыня, бананы), индивидуальные листы с заданиями, простые карандаши, счетные палочки, веревочка красного цвета, мяч, кассы букв, буквы для проверки демонстрационные, фланелеграф.

  1. Орг. момент

Давайте повторим наше главное правило на занятии:

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо!

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим!

2.Актуализация полученных знаний.

Наши глаза на занятии будут внимательно смотреть, а уши внимательно слушать! А что умеют слушать наши уши?

- На какие две большие группы мы делим все речевые звуки?

- Назовите гласные звуки, с которыми мы познакомились?

-Почему они так называются?

С каким гласным звуком мы познакомились на прошлом занятии?

Этот звук не простой, чем он интересен? (может находиться только в середине и конце слова).

3.Сообщение темы занятия

Ребята, я получила сегодня утром электронное письмо от жителей острова

  • (слайд1)

Они нас приглашают к себе в гости, ведь они приготовили  очень интересные задания для вас. Вы любите выполнять задания? Тогда  отправляемся  в путешествие? Путь будет непростой…

Слушайте внимательно. Далеко-далеко в океане…..

  • (Слайд 2),
  • на острове живут
  •  (клик мышкой)  Бык,   клик  мартышка, клик крыса,  клик рысь и  клик мышка.

                     Звери разные такие: маленькие и большие

                     Но живут - не тужат, крепко - крепко дружат

А дружат они потому, что их объединяет один звук, который есть во всех их именах.

Какой это звук: «Бык, мартышка, крыса, рысь и мышка»?

На чем же нам туда добраться? (предположения детей)

Я кажется слышу гудок корабля (клик).

ДЫХАТЕЛЬНО – ГОЛОСОВОЕ    УПРАЖНЕНИЕ

Вот плывет корабль и гудок подает.

Мы сейчас вместе с ним тихо-тихо погудим: животом глубокий вдох – и выдох: «Ы-ы-ы-…»

Слайд 3

Корабль всё ближе, ближе - звук гудка всё громче, громче: животом глубокий вдох…Ы-Ы-Ы

  • клик Шум моря ( магнитофон)

 Ветер по морю гуляет

(Руки наверху раскачиваем, ноги по очереди сгибаем)

И кораблик подгоняет

(Дуем)

Он бежит себе в волнах

на раздутых парусах.   

(Руки на пояс). « Парус»-язык.

Начался вдруг сильный шторм,

Прогремел на небе гром.

(Сильно раскачиваем руками и делаем круговые движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался,

 

(Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто        сейчас упадем)

на волнах он удержался

руки в стороны прямые

Приплыли мы на бережок и садимся на песок.

Опустить руки и сесть на места.

Садимся на места.

  • Слайд 4   На слайде мышка

Первое задание от Мышки. Она предлагает поиграть в игру «Ушки на макушке».

Мышка приготовила разные слова. Но вы должны услышать и назвать только слово со звуком «Ы»:

МОШКА – МЫШКА – МУШКА

ЛОЖКА – ВЫШКА – ДУЖКА

КОШКА – ПУШКА – ПЫШКА

ТЫКВА – ТОЧКА – ТУЧКА

КРУЖКА – КРЫШКА – КРОШКА

РЫБА – РАНА – РАМА

С заданием Мышки справились отлично! Ушки-слушки у наших ребят!

  • Второе задание. На слайде Крыса

Просит помощи крыса, ребята. В отпуск крыса собралась. Вещи нужно ей собрать. Вещи со звуком ы на конце слова убрать в сумку, а со звуком Ы в середине слова – в чемодан.

(Ножницы, сыр,  мыло,   огурцы, шары, дыня, бананы) 
Помогли и крысе собрать вещи, молодцы!

  • Третье задание от Мартышки (слайд)

Нашей мартышке

Хочется научиться читать книжки

Буквы хочет изучать

Помогите букву Ы собрать.

У вас на столе лежат счетные палочки и веревочка. Подумайте, как из них собрать букву Ы. Вспомните, в какую сторону смотрит животик у буквы ы?

А чтобы пальчики нас слушались сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика стоя

МАРТЫШКИ И КНИЖКИ»

Две проказницы мартышки (Выполнять движения,

Полистать любили книжки. соответствующие тексту)

Потрясти их, полизать

И как будто почитать.

Ловко принялись за дело (Показать руками «очки»)

И очки они надели.

К носу книжку поднесли, (Две ладошки приблизить к лицу)

Вдруг подальше отвели. (Ладошки отдалить от лица)

Ничего в очках не видно.

И мартышкам так обидно! (Вытираем щечки, «слезы»)

Выкладывание буквы.

Отличные буквы, получились у вас!

Ах, бедняжка буква ы ходит с палочкой – увы.

Мартышка-проказница еще не отпускает вас. Она написала буквы Ы правильно и неправильно. Буквы, которые написаны неправильно нужно зачеркнуть. (Работа на листах бумаги).

Проверка.

  • Четвертое задание от Рыси (слайд)

Опасна хищница, умна

Задание трудное приготовила она.

Любит рысь петь разные песенки, но записать буквами их не может.

Помогите, песенки рыси ,вы, запишите.

работа с кассой букв.

Проверка на фланелеграфе

ЫА

УЫ

ЫЫО

Рысь довольна вашей работой!

  • Пятое задание от быка.

Только с быком мы еще не познакомились. Он очень упрямый и жадный, не хочет он ни с кем делиться.

Он постоянно говорит: Это мой мяч, это моя машина. А мы в группе как говорим про общие игрушки и вещи?

Давайте сделаем Бычка добрее и поможем ему подружиться со словами наш, наша, наши.

Дети встают. Игра с мячом.

Стол, машинка, куклы, цветы, тетради, конструктор, пазлы, книга, стулья, игрушки, мяч, кубики, карандаш, краски, ножницы, полка.

Составьте предложение со словосочетанием наши игрушки, наш мяч.

Я думаю, бычок теперь будет добрее! И будет чаще произносить эти слова.

Все задание мы выполнили. Мартышка, крыса, рысь, мышка, бык очень довольны и говорят вам спасибо

  • (Слайд)! А нам пора возвращаться в детский сад! Присядьте на корточки, закройте глаза. Мы с вами плывем домой! (шум моря). Какой сильный ветер, какие волны бьются о наш корабль!

Открывайте глаза! Вот мы и в детском саду.

Итог.

- О каком звуке мы сегодня говорили на занятии?

- Кому сегодня мы помогали?

Какое задание вам больше всего понравилось?

Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями я очень довольна вашей работой!

. Благодаря этому, наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.

Используемая литература:

1.Ильина Т.Г. «Игровой букварь для детей 5-7лет с речевыми нарушениями» М.: Гном,2015. -176 с.

2. Соловьева Н.В. «Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи» М: Творческий центр, 2013. -64с.

2.Ткаченко Т.А. «В школу без дефектов речи» М.: Эксмо, 2017. - 119 c.

3.Ткаченко Т.А. «Пиши, читай-ка» М.: Эксмо, 2015. – 34 c.

4.Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребенка говорить и читать. 1 период» М: Гном, 2015. -160с.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности "Звук и буква «Ч»".

Занятие в старшей группе.В занятии используются технологии В.Ф. Базарнова(экологическое пано,коромысла)        Цель занятия:Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам.Ут...

Конспект образовательной деятельности "Знакомство с буквой и звуком Ш"

Данное занятие будет полезно педагогам , работающим по программе "Развитие" в подготовительной к школе группе....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Презентация и задания к образовательной деятельности "Звук и буква В, Ф"

мультимидийная презентация к ОД по обучению грамоте для детей 5-6 лет...

Конспект образовательной деятельности "Звук и буква У"

- Познакомить детей со звуком и буквой У; - Сформировать представление о букве У....

Организованная образовательная деятельность "Звук и буква "С"" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР

ООД по теме "Звук и буква "С" в старшей группе компенсирующей направленности детей с ТНР...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Звук и буква «Д», «ДЬ»

Закрепление навыков произношения звуков «д», «дь» в слогах, словах, фразах....