Конспект образовательной деятельности "Звук и буква У"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шаварская Виктория Юрьевна

- Познакомить детей со звуком и буквой У;

 - Сформировать представление о букве У.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия .

Продолжительность: 30 мин.

Вид занятия: занятие по обучению грамоте (1-е занятие).

Тема: Звук и буква У.

Цель: - Познакомить детей со звуком и буквой У;

           - Сформировать представление о букве У.

Задачи:

1). Сформировать четкое произнесение  и характеристику звука У;

2). Развивать фонематическое восприятие звука У;

3). Активизировать словарный запас со звуком У;

4). Закрепить представления о букве У.

Оборудование: демонстрационный материал – картинка красного замка, красные кружочки, кукла Уля, демонстрационные буква У; рабочая тетрадь; счетные палочки.

Лингвистический материал: звук У, буква У, стихотворение; буквы и слова (А, У, А, У, И, А, О, У, У, А, О, У…. А, Б, У, Р, У, У, У, О, Д…удочка, август, ураган, иволга, ученик, учитель, кот, аист…).

Ход проведения занятия:

  1. Организационный момент:

Л.: Здравствуйте ребята!!! Сегодня мы с Вами превратимся в разведчиков, которые умеют внимательно слушать, узнавать и произносить звуки. Вокруг нас множество звуков, которые звучат по-разному.

     А для этого нам с Вами необходимо закрыть глаза и слушать. Готовы?

Д.: (Дааа..)

И так ….1, 2, 3, 4, 5 – начинаем мы молчать и спокойно слушать.

Л.: Ребята, что мы с Вами услышали?

Д.: (Звуки..).

Л.: Правильно! А какие звуки бывают?

Д.: (Речевые и неречевые….).

Л.: Верно! А чем речевые звуки отличаются от неречевых?

Д.: (Речевые звуки произносит человек….).

Л.: А какие речевые звуки бывают?

Д.: (Гласные и согласные).

Л.: Правильно! А какие гласные звуки Вы знаете?

Д.: (а, у, о, и, ю….).

Л.: Правильно! А теперь давайте с Вами вспомним, о каком звуке Вы говорили на прошлом занятии?

Д.: (Звук А…).

Л.: Правильно! А сейчас сядет тот, кто назовет овощ или фрукт, где есть звук А….

Д.: (Ананас, апельсин, абрикос, капуста, баклажан……).

Л.: Молодцы, вспомнили, садитесь!!!

  1. Основной этап работы:
  1. Беседа о звуке У:

Л.: Ребята, к нам с Вами на занятие пришла кукла Ульяна.

Послушайте, что с ней произошло по пути к нам:

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

Л.: Ребята, как Вы думаете, что это было?

Д.: (Огородное пугало).

Л.: Молодцы! А Вы знаете, что такое пугало?

Д.: (В огороде оно птиц пугает….).

Л.: - Ребята покажите, как испугалась Ульяна пугало….

      - Изобразите теперь огромное пугало. Ой какое оно страшное!!!

      - Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало.

      - А теперь покажите, что Вы смелые и никого не боитесь, даже огородного пугало.

Л.: Молодцы!!! А теперь давайте с Вами вспомним, каким именем мы назвали куклу?

Д.: (Ульяна).

Л.: Молодцы!!! Какой первый звук Вы услышали в слове Ульяна?

Д.: (Звук У).

Л.: Правильно! Где мы можем услышать звук У?

Д.: (Волк может выть).

Л.: Изобразите, как воет волк….

Д.: (У-у-у-у).

Л.: Молодцы!!! А как воет зима?

Д.: (У-у-у-у).

Л.: Молодцы!!! Ребята кто догадался, о каком звуке мы сегодня будем говорить?

Д.: (Звук У..).

Л.: Молодцы! Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У и познакомимся с буквой У.

Л.: Ребята, давайте вспомним, как гудит поезд?

Д.: (У-у-у-у).

Л.: Произнесите звук У… Что стало с Вашими губами?

Д.: (Губы вытягиваются в трубочку..).

Л.: Верно! А теперь давайте попробуем пропеть звук У…

Д.: (У-у-у-у).

Л.: Что вы можете сказать об этом звуке? Он поется, тянется?

Д.: (Да…).

Л.: Значит это какой звук?

Д.: (Звук У гласный….).

Л.: Молодцы!!!!

2. Игра «Поймай звук»:

Л.: Ребята, давайте теперь поиграем…Вам необходимо выделить звук У хлопками на слух при закрытых глазах. Как услышите звук У хлопайте….

1). А, У, А, У, И, А, О, У, У, А, О, У….

2). А, Б, У, Р, У, У, У, О, Д…

3). Удочка, август, ураган, иволга, ученик, учитель, кот, аист…

Л.: Молодцы!!!

3. Физкультминутка:

На раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – тихонечко присесть.

4. Игра «Фантазер»:

Л.: А теперь посмотрите внимательно на окружающие предметы и назовите слова со звуком У….

Д.: (Стул, указка, утка, игрушки, утюг, уши….).

Л.: Молодцы!!! А где звук У находится в начале, в середине или в конце, произнесенных Вами словах?

Л.: Молодцы!!! А сейчас Кукла Ульяна покажет Вам свою любимую букву:

1). Демонстрируется карточка с буквой У и вывешивается на доску;

2). Пишутся элементы буквы У на доске.

Л.: Ребята, а на что похожа буква У?

Д.: (На ушки зайца…).

Л.: Молодцы! - А теперь давайте попробуем показать, как торчат «ушки» у буквы У…

                        - Изобразите букву У в воздухе…

                        - А при помощи счетных палочек сами выложите свою букву У…

Молодцы!!!!

Л.: Ребята, давайте подумаем, можем ли мы поместить букву У в красный замок?

Д.: (Да).

Л.: А почему Вы так решили?

Д.: (Потому что она гласная и обозначается красным цветом…).

Л.: Молодцы!!!

5. Работа в рабочих тетрадях.

  1. Заключительный этап работы:

Л.: - Ребята, какой звук мы с Вами произносили в начале занятия? (Звук У).

      - А какую букву мы научились изображать? (Буква У).

Молодцы!!!! Ульяна очень довольна Вашей работой….занятие окончено..