Методическая разработка совместного мероприятия с родителями по формированию фонематических представлений в группе компенсирующей направленности старшего возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гусева Светлана Вячеславовна

Цель: формирование фонематических представлений в совместной деятельности родителей и детей.

 Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • развитие умения узнавать предмет по звуку;
  • развитие восприятия речевой интонации, восприятия слова;
  • закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;
  • учить дифференцировать звук на слух и в произношении;
  • развитие умения выделять звук в потоке звуков,
  • учить определять начальный и конечный звуки в слове;
  • формирование умения находить заданный звук в слове и определять место звука в слове ( начало, середина, конец);
  • учить проводить звуковой анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой;
  • развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;
  • развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, просодические компоненты речи);
  • развивать чувство ритма;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_razvitiyu_fonematicheskih_protsessov.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

совместного мероприятия с родителями по формированию фонематических представлений в группе компенсирующей направленности старшего возраста.

Цель: формирование фонематических представлений в совместной деятельности родителей и детей.

 Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • развитие умения узнавать предмет по звуку;
  • развитие восприятия речевой интонации, восприятия слова;
  • закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;
  • учить дифференцировать звук на слух и в произношении;
  • развитие умения выделять звук в потоке звуков,
  • учить определять начальный и конечный звуки в слове;
  • формирование умения находить заданный звук в слове и определять место звука в слове ( начало, середина, конец);
  • учить проводить звуковой анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой;
  • развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;
  • развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, просодические компоненты речи);
  • развивать чувство ритма;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;

Оборудование: ростовая логопедическая кукла Квакуша, су-джок массажеры, предметы, издающие звуки, предметы для игра «Магазин» со звуком К в слове и со звуком Р , нитки, коврик, картинки для игры «Платье для Квакуши».

Ход мероприятия:

Логопед: уважаемые гости, сегодня мы собрались, что бы поиграть. Взрослые научатся, развивать фонематические представления в игре, вы поймете, как это делать просто, легко и насколько это важно. Каждая игра позволяет развивать слуховое внимание, память, умение анализировать – а это именно те навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения.

Для начала нам надо познакомиться. Поприветствуем друг друга

Игра «Давай знакомиться»

 Цель: развивать память, слуховое внимание.

Взрослый: меня зовут Светлана Вячеславовна, а тебя (Вас) как?

Ребёнок повторяет, как зовут взрослого, называет своё имя и, поворачиваясь к соседу спрашивает: «Как тебя зовут?». И так повторяется до тех пор, пока все не перезнакомятся.

Логопед: А теперь, как всегда,  веселая зарядка для язычка.

Под музыку родители вместе с детками выполняют артикуляционную гимнастику.

Логопед: молодцы, присаживайтесь. Предлагаю вашему вниманию чудо колечки су-джок. На протяжении всего года мы активно использовали их для самомассажа и учили названия пальчиков. Берем колечки в правую руку и начинаем массажировать пальчики левой руки. Наденем колечко на большой пальчик, затем на… (детки называют пальчик)…и т.д. со всеми пальчиками.

Игра «Надень колечко на пальчик» (использование су-джок массажеров)

Цель: развитие слухового внимания, формирование умений выполнять словесную инструкцию.

Логопед: а теперь закроем глаза и выполним задание:

- надень колечко на указательный палец левой руки, на большой палец правой руки, на безымянный палец правой руки и т.д.

Логопед: что бы у нас сложилась теплая домашняя обстановка, предлагаю вам шуточную игру.

Игра «Разговор инопланетян»

Цель: формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.

Взрослый  и ребенок садятся парами, взрослый проговаривает слоги с разной интонацией, ребенок повторяет так же (по три, четыре слога).

ТА-ТА-ДА          СА-ЗА-СУ?

МА-МУ-НА        КУ-КА-ГА!

ПА-БА-БА!         Ш-ЖА-ШУ!

Вариант: обратная связь – ребенок называет слог, а взрослый его повторяет.

Логопед: теперь мы с вами готовы играть .Проверим, как же мы умеем слушать и слышать. Готовы?

Игра «Угадай, что звучит».

Цель: развитие слухового внимания

За ширмой взрослый использует различные предметы, издающие звук (комкается бумага, режется бумага, звенит бубен, маракас, барабан, переливается вода), ребёнок угадывает, что звучит.

Игра «Угадай, кто говорит»

Цель: развитие фонематического слуха.

Родителей отгораживают ширмой, один из них   проговаривает:

«Мой ребенок отвечай, меня по голосу узнай

Раз, два, три –  моё имя назови».

Ребенок угадывает, чья мама (папа) сидят за ширмой.

Логопед: молодцы! Нашли своих родителей! А теперь поиграем парами.

Игра «Бубенцы»

Цель: развитие слухового внимания и чувства ритма.

Взрослый прохлопывает определенный ритм на музыкальном инструменте, ребенок повторяет. Затем ребёнок играет, а взрослый повторяет.

Логопед: замечательно у нас получается: а я предлагаю вам вместе со мной сочинять стихи.

"Игра в рифмы"

Цель: развивать фонематические представления,  научится правильно различать и произносить близкие по звучанию слова.

Ход игры. Взрослый предлагает: "Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, ты мне их постарайся подсказать". Взрослый читает стихотворение и не договаривает одно слово в строчке. Ребёнок произносит рифму. В случае затруднения слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребёнок не научится правильно договаривать слова самостоятельно.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

Логопед: у пишущей машинки сломалась одна клавиша. Дети хором договаривают слово, которое не может напечатать машинка.

Бил Андрей ногою в ДВЕРЬ,

А Сергей ревел как ЗВЕРЬ.

Михаил залез на Дуб

Чтобы врач не вырвал ЗУБ

ВЫПИВ КВАСА ТРЕТЬ бидона

Рисовал Семён БИЗОНА

Наказанья срок всё длился

Клим в углу стоял и злился.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Открыл однажды КРОТ                        

В горе огромный  ГРОТ

Достал мешок КОСТЕЙ

И пригласил….

Издалека ШАКАЛ

На пир к нему ….

Топтыгин скинул ШАПКУ

Шакал от страха ….

А краб бороться с КРАБОМ

Давай в тени под ГРАБОМ

Свернулся ёж в КЛУБОК,

Стал сон его глубок.

И, закусив КОРОЙ,

Зайчишка пол ГОРОЙ,

Чтоб отличиться в ИГРАХ

Плясал до боли в Икрах.

Логопед: молодцы, как здорово получается и у ребят, и у родителей подбирать слова.

А теперь давайте послушаем, какой звук чаще всего повторяется в предложении. Родители вам зачитывают, а вы, ребята, угадывайте.

Игра "Какой звук чаще всего слышим?"

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Ход игры. Взрослый произносит стихотворение, а дети и взрослые (по очереди) называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.

Жук жужжит в железной банке, он не хочет жить в жестянке.


Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил

Логопед: весело мы поиграли. А у нас в гостях помощница. Знакомьтесь - Квакуша. Игра с ростовой логопедической куклой «Исправь Квакушины  ошибки»

(сюрпризный момент)

Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно.

Квакуша гостила у бабушки в деревне и вот что она там видела. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.

КОСА прыгнула через забор.

КОЧКА ловит мышку.

Наступил ВЕТЕР – семья села ужинать.
СОБАХА сторожит дом.

Дети надули большой воздушный ЖАР.

На деревьях распустились БОЧКИ.

Мама дочери заплела большую КОЗУ.

Сильный ВЕЧЕР качает деревья.

Логопед: ну что ж, мы исправили ошибки Квакуши, а теперь я предлагаю вам отправиться в магазин.

Игра «Магазин»

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

Логопед: отправляемся в магазин, дети берут продукты, в которых есть звук  К, а родители – продукты со звуком Р.

Затем каждый показывает, свой предмет и указывает, где находится звук в слове.

Логопед: в магазине мы продукты купили, приглашаю вас накрыть стол.

Игра «Накроем стол»

Цель: развитие памяти, внимания.

Ход игры: взрослый комментирует своё действие, ребенок повторяет словесную инструкцию и дополняет её.

Логопед: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".

Коля: " Вы  поставили на стол хлебницу, а я поставлю подставку для салфеток".

Ася: " Вы  поставили на стол хлебницу, а Коля  поставил подставку для салфеток. Я положу ложки» и т.д. Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым, и т.д.

Игра для родителей

2-й вариант: «К нам идут гости»

В: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы".

Р: "К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы", показывать фокусы".

Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он ещё считает необходимым, и т.д.

Логопед: ну вот мы готовы принять гостей и нам пора украсить платье нашей Квакуши к празднику.

Игра «Украсим платье Квакуши» (игра с ростовой логопедической куклой)

Цель: развитие фонематических представлений, навыки фонематического анализа и синтеза.

Задание для родителей: среди картинок выберите те, в которых звук Р находится в середине слова.

Задание для детей: выберите картинки, в которых звук  С находится вначале.

Логопед: молодцы, мы украсили платье Квакуши, теперь она может отправится в гости.

Дети и родители выбирают картинки и прикрепляют их в виде бусиков на платье Квакуши.

Логопед: вот в таком красивом платье Квакуша отправится в гости. А у нас с вами серьезное задание. Будем делить слова на слоги.

Игра «Сколько слогов в слове»

Логопед зачитывает загадку, дети отвечают и на ковриках вместе с родителями из ниток выкладывают слоговую схему.

Объясняется родителям, как дети учатся делить слова на слоги.

Ниткография. Дается картинка, взрослый и ребенок выкладывают схему слова. Из ниток на коврике.

Игра "Цветные фишки"

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий "звук", "гласный", "согласный", "твердый согласный", "мягкий согласный".
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый - для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

Физкультминутка

Логопед: Все в кружок вставайте, за мной движения повторяйте.

Цель: развитие внимания – слухового,  зрительного.

Дети вместе со взрослыми встают в круг, логопед под музыку выполняет движения в определенной последовательности, постепенно ускоряя темп, дети и взрослые – повторяют.

Логопед: мячик мы бросаем и задание выполняем

Игра с мячом «Мяч получи – слог измени»

Цель: развивать слуховое внимание, умение дифференцировать согласные по твёрдости-мягкости.

Логопед бросает детям мяч проговаривает ряд слогов с твёрдым звуком – ребёнок возвращает мяч – с мягким.

Та-та-та              тя-тя-тя            и т.д.

Логопед: вот и подходит к концу наше мероприятие, нам было весело и интересно. Скоро вы поедете отдыхать, впереди вас ждет долгая дорогая, а чтобы было интересней, предлагаю вам игру, которая развлечет вас в долгом путешествии и научит определять первый и последний звук в слове.

Игра "Цепи-цепи-кованы"

Цель. Развитие умения выделять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Ребенок (или взрослый) называет слово, рядом сидящий подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Победителем окажется тот, кто дольше всех «тянул» цепочку.

Логопед: уважаемые родители и дети сегодня вы провели вместе время, поиграли, ребята показали родителям, что они умеют, родители тоже молодцы, не отставали. Что вам понравилось? (ответы родителей и детей)

Сюрпризный момент.

Логопед: посмотрите, Квакуша вернулась из гостей и принесла для вас угощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей группы компенсирующей направленности старшего возраста с ФФН

Употребление предложных конструкций – один из наиболее трудных  для детей разделов грамматики. Правильное употребление предлогов связано с развитием у человека пространственног...

План конспект по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности старшего возраста с использованием инновационных технологий (куклотерапии и су-джок терапии) «Знакомство со звуком К»

Задачи:Коррекционно-образовательные:познакомить со звуками [К]Коррекционно-развивающие: развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей; фонематические процессы, развивать грамматический...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности старшего возраста

образовательная: показать знания детей о гласных звуках, умение определять  гласный звук в середине слова; выполнять слоговой анализ односложных, двусложных и трёхсложных слов; умение образовыват...

Конспект непрерывной коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (старший возраст) ТЕМА: «Мой родной город»

В конспекте поставлены и решены следующие цели: систематизация знаний о Краснодарском крае, о Славянске-на-Кубани. Уточнение и расширение словаря существительных, прилагательных по теме «Мой род...

Конспект занятия «Круг » по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности в возрасте 5-6 лет.

Приоритетное направление: Познавательное развитие, интегрируется с физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.Цель: формировани...