Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в группе старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кортусова Марина Петровна

Подгрупповая логопедическая  НОД по формированию ЛГК и связной речи в группе старшего доршкольного возраста. Тема "Дикие животные весной"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56  «Искорка»

Подгрупповая непрерывно-образовательная деятельность

по формированию лексико-грамматических категорий

 и связной речи

в группе старшего дошкольного возраста

(от 5 до 6 лет)

 

Тема: Дикие животные весной.

 

     Выполнила:

 учитель-логопед Кортусова Марина Петровна

г. Сургут, 2019г.

Тема: Дикие животные весной.

Цель: Систематизировать представления детей о диких животных.

Задачи:

Коррекционно–образовательные: Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной». Закрепление в речи понятия дикие животные. Учить понимать и давать толкование значений фразеологизмов. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами – онок, - енок,  ат, -ят; согласование существительного с числительным).

Коррекционно–развивающие: Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой и общей  моторики. Развитие связной речи, мышления.

Коррекционно – воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание заботливого отношения к диким животным.

Время – 25 минут.

Оборудование: Предметные картинки с изображением диких животных; картинки с изображением животного и его детенышей; мяч; магнитная доска; разрезные картинки

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

            С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал (Белка)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы - другого цвета (Заяц)

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны (Медведь)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами (Еж)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (Волк)

2. Сообщение темы.

-Белка, заяц, медведь, волк – кто это? (Это дикие животные) Каких еще диких животных вы знаете? (Бобр, лиса, лось) Где они живут? (Они живут в лесу) Верно. Сегодня мы будем говорить о диких животных.

3. Основная часть

А) Беседа по теме.

Дикие животные живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей. Почти у всех диких животных детеныши появляются весной. Весной они линяют, меняют зимнюю густую и теплую шубу на летнюю легкую шубу. Вспомните, какую шубку носит заяц зимой и на какую шубу он меняет ее летом. (Зимой у зайца белая шуба, а весной он меняет ее на серую)

Б) Д/И «Подбирай, называй, запоминай». (Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные весной»)

Белка (Какая?)

Шустрая, маленькая, рыжая, ловкая, трудолюбивая и т. д.

Медведь (Какой?)

Большой, бурый, косолапый, огромный, сильный, мощный, неуклюжий и т. д.

Лиса (Какая?)

Хитрая, рыжая, ловкая, быстрая

Волк (Какой?)

Серый, быстрый, злой и т. д.

Еж (Какой?)

Маленький, колючий, быстрый, серый и т.д.

Заяц (Какой?)

Маленький¸ длинноухий, быстрый, серый, трусливый и т. д.

В) Д/И "Крылатые слова" (Учить понимать и давать толкование значений фразеологизмов)

- Послушайте, ребята, выражение «Вертится как белка в колесе». Как вы понимаете это выражение? О ком можно так сказать? (Так можно сказать о трудолюбивом человеке, о том, у кого много дел и забот, требующие много сил)

Как вы понимаете выражение «Медведь на ухо наступил?» О ком так говорят? (Так говорят про того, кто лишен музыкального слуха)

Что означает выражение «Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит?» (Сытость свободы не заменит)

Г) Игра с мячом «Семья животного» (Совершенствование грамматического строя речи (Образование существительных с суффиксами – онок, - енок,  ат, -ят))

- Я буду называть дикое животное и кидать вам мяч, тот кому я кинула мяч называет его семью (папа, мама и детенышей) и кидает мне мяч обратно.

Лиса, лис, лисята; медведица, медведь, медвежата; волчица, волк, волчата, бобриха, бобр, бобрята и т. д.

Д) Игра «Сосчитай, сколько?» (Совершенствование элементарных математических представлений (навыки счета в пределах пяти. Совершенствование грамматического строя речи – согласование существительных с числительными)

Логопед раздает детям картинки с изображением животного и его детенышей. Предлагает каждому ребенку по очереди посчитать детенышей лесного зверя.

Е) Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом» (Развитие мелкой моторики) Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Удары ладонями и кулачками поочередно

Ж) Игра «Где живет?» (Уточнение и расширение словаря по теме)

Логопед просит детей назвать жилище животных и соединить изображенного на листе зверя с его домом (Работа на магнитной доске)

З) Разрезные картинки с изображением диких животных (Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики)

Педагог предлагает детям выбрать конверт с разрезными картинками. Просит их собрать разрезную картинку.

  1. Итог образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство формирования лексико-грамматических категорий у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речиявляется одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решениеэтой задачи предполагает умение грамматически ...

Календарный план проведения непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе для детей с ТНР на 2016- 2017 учебный год

В календарном плане непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР указаны...

Перспективный календарно-тематический план по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики.На занятиях по разви...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

Конспект НОД "Азбука безопасности" по формированию лексико -грамматического строя и связной речи в старшей группе с ТНР

Конспект предназначен педагогам для закрепления знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях, об умении предотвращать опасные ситуации при помощи этих полученных знаний....