Логопедия
план-конспект занятия по логопедии

Манойлович  Анна  Александровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации городского округа Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №42 «Чебурашка»

 Консультация для воспитателей

«Профилактика речевых нарушений»

        Подготовила учитель-логопед

Манойлович  Анна Александровна

Г.о.Подольск

201

Консультация «Профилактика речевых нарушений»

         Плохое воздействие на развитие речи детей раннего возраста (от 1 года до 4 лет) оказывает телевидение, если оно заменяет общение с близкими людьми. Ребенок при просмотре телепередач занимает пассивную позицию, принимает информацию (хорошо если положительную) сам не участвует  в игре, сказке,  не может задать вопроса  - он молчит. Для детей более старшего возраста (5 – 7 лет) длительные телепросморы также вредны для формирования речи, так как самый активный период речевого развития  - до 7 лет. Выбирайте для своего ребенка телепередачи и видеофильмы сами.  Смотрите с ним, поясняете и рассуждайте вместе.

Ограничивайте телевизионное общение во времени

    Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таком случае ребенок не с состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируются неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это в свою очередь приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Меры профилактики речевых нарушений

   Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речное окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраивайтесь под него, «сюсюкая и ломая язык».  Говоря «детским»и языком с малышом, вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется  в общении с вами. Вредно  сказывается на звукопроизношении длительное сосание соски (пальца). Читая ребенку , беседуя с ним. Отвечая на вопросы, тем самым развиваете и совершенствуете его речь. Внимательно слушая ребенка, вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй речи, совершенствуете речевые обороты, обогащается словарь ребенка. Никогда , даже если вы устали , не говорите ребенку «Отстань», «некогда» - эти вы тормозите развитие ребенка, снижаете его речевую активность, его мыслительную деятельность. Будьте другом и помощником ребенку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь.

  Речевые нарушения у детей – серьезная проблема нашего времени. Все чаще перед поступлением в школу родители детей , не посещающих детский сад, с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а забавная для родителей картавость – это отклонения от нормы. Самое неприятное – то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей, нуждающихся в помощи логопеда. В чем причина этого явления? Что в связи с этим необходимо знать всем родителям?

Нарушение речи определяется отклонением речи от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

  Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются и требуют логопедического вмешательства. Неправильная речь может отражаться на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его, может затрудняться обучение школе.

Причинами речевых нарушений

- ухудшение экологической обстановки;

- увеличение числа патологии беременности;

-  увеличение количества родовых травм;

- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

- различные социальные причины.

   Речевые нарушения разнообразны от нарушения произношения звуков до полного отсутствия речи в случае  тяжелых речевых расстройств (алалия и афазия), когда ребенок или взрослый объясняется отдельными жестами. Часто встречается такой вид  речевого нарушения, как заикание (логоневроз), - от легкой формы до тяжелой , когда из – за нарушения речевого дыхания , спазмов и судорог в речедвигательном и дыхательном аппарате речь практически невозможна.

   Встречаются тяжелые речевые нарушения (ринолалия), связанные с грубыми врожденными анатомическими аномалиями, - расщелины неба, верхней губы, крыльев носа. У таких детей из – за аномалии в строении речевого аппарата не могут самостоятельно формироваться звуки родного языка. Речь непонятна, с носовым оттенком. Неправильное произношение может формироваться и у детей с аномальным прикусом, с неправильным строением зубов.

    Отрицательное воздействие на формирование речи могут оказывать неправильная языковая среда, в которой воспитывается ребенок, дефекты речи взрослого, ограниченное языковое общение с ребенком . беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь, - если в семье этого нет, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития.



Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД №42«Чебурашка »

Индивидуальное логопедическое занятие

по формированию звуковой культуры речи

у  ребенка с общим недоразвитием речи 3 ур., имеющим дизартрический компонент

Тема: Коррекция звукопроизношения у ребенка с дизартрическим компонентом. Звук [Ш].

подготовила учитель - логопед

Манойлович  Анна  Александровна

Подольск 2018 г.

Тема: Коррекция звукопроизношения у ребенка с дизартрическим компонентом. Звук [Ш].

Цель: Автоматизация звука [ш] изолированно, в слогах, в словах.

Задачи:

 1.Закрепить навык правильного произношения звука [Ш] изолированно, в слогах, в словах.

2.Оказывать содействие в нормализации мышечного тонуса  лица .

3.Вырабатывать продолжительность выдоха, речевого дыхания и силы голоса.

4.Формировать точные движения органов артикуляции.

5.Развивать фонематическое восприятие, мимику и просодические компоненты речи (ритм, ударение и интонацию).

6.Развивать слуховое внимание, слуховую память.

7.Развивать мелкую моторику рук.

8.Уточнять и расширять словарный запас ребенка по теме «Одежда».

9.Развивать устойчивое внимание и умение переключатся с одного вида деятельности на другой.

10. Воспитывать   самоконтроль за речью.

11.  Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.


Оборудование:

Игрушки – мышка, волшебный многослойный шарик, змея, волшебная палочка, кукла.

Предметные картинки – мышка, символы к упражнениям   артикуляционной гимнастики,  колобки-эмоции,  телевизор, петушок, мышка, машина, карандаши, каша, шуба, штаны, шорты, шкаф.

Материал - сенсорная коробка, массажный коврик, звуковая дорожка, интерактивный стол.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайся с гостями и скажи, как тебя зовут.

Логопед:  К нам пришел ещё один  гость. Ой, а где же он? Увидел, наверно, блестящие камешки и спрятался там. Давай его поищем в камешках. (сенсорная коробка)

Встань на массажный коврик ножками.

Отгадай загадку и ты узнаешь, кого ты будешь искать:

Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только камешки  увидал,

Сразу в них он убежал?

(Мышка)

Логопед: Правильно, это мышка.

(ребенок в сенсорной коробке находит игрушку – Мышку). 

 Зовут её Шуша. Пришла мышка не с пустыми руками. Она принесла волшебный шарик, внутри которого, Шуша для тебя приготовила подарок.

Волшебный  шарик не простой, имеет семь разноцветных слоев, под  каждым слоем  задание. Снимешь все слои, выполнишь все задания, получишь подарок от Шуши.

Начинаем, давай посмотрим, что таится под первым слоем.

1.Логопед: Снимай первый слой. Какого он цвета? (красного)

- Картинка «Мышка на холоде».

Ой, здесь какая-то картинка. Шуша хочет нам сказать, что сегодня на улице холодно. Наше личико, губки, язычок, ладошки замерзли.  Давай их погреем.

Сначала протрем ручки влажной салфеткой, каждый пальчик.

-Лицевой самомассаж.

Теперь погреем лоб

  - Растираем “грабельками” лоб.

    все плохие  мысли уходят

  - Щечки разминаем,

    чтобы надувались

- Ушки растираем, вверх и вниз

Разогреваем

-Самомассаж губ и языка.

Нашим губкам и  язычку тоже надо погреться.

- Язычок погладим ласково губами,

- А затем пошлепаем ласково губами,

- Язычок погладим ласково зубами,

- Нежно покусаем мы его зубами.

Дыхательная гимнастика

А сейчас погреем свои ладошки, подышим на них теплым воздухом. Сначала вдох короткий носиком, а потом выдох на ладошку.

1 серия:

-вдох короткий носиком

-выдох на ладошку (4 раза)

2 серия

- 2 вдоха носиком

-2 выдоха на ладошку (4 раза)

Разотрем ладошки  друг о друга.

Ксюша, давай сейчас  мы вместе превратимся в фокусников, возьмем в руки трубочки и подуем в них так, чтобы шарик повис в воздухе. Это как мы должны дуть? (не сильно) А сейчас подуем так, чтобы шарик взлетел в воздухе. Как мы должны дуть ( сильно)

Молодец! Шуше очень понравилось, как выполнили задания.

(массаж и дыхательная гимнастика выполняются под музыку)

2. Логопед: снимаем 2 слой? Какого он цвета? Оранжевый. Что прячется под вторым слоем?

- картинки к упражнениям для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы правильно и красиво произносить звуки, давай выполним гимнастику, а мышонок будет наблюдать за нами. Посмотри на картинку, а потом повторяй упражнение за мной.

«Улыбка» -«Трубочка» -«Заборчик» - отдыхаем - 3 раза.
«Вкусное варенье»- «Лопаточка» -«Накажем непослушный язычок» - отдыхаем «Парус» -«Маляр» -«Чашечка» - отдыхаем - 3 раза
«Качели» -«Лошадка»- «Грибочек» - отдыхаем - 3 раза.

Молодец!

3. Логопед: снимаем 3 слой? Какого он цвета?-  желтого

-игрушка: змея

Работа над голосом

Увидела Шуша змею и спряталась (куда?) в камыши. Поползла змея к Шуше по дорожке и тихо шипела ш-ш-ш. Доползла до камышей, но Шуши там уже не было. Рассердилась  змея и поползла обратно, громко шипя Ш-Ш-Ш. Не нашла змея Шушу и уползла к себе домой.

 (Звуковая дорожка.)

4. Логопед: снимаем 4 слой? Какого он цвета?  - зеленого

-игрушка: волшебная палочка

 Развитие фонематического слуха

 Взмахни волшебной палочкой, если услышишь звук «Ш»:

ш, п, к, ш. ; ша, па, ка, шу. ; шапка, штаны, кошка, шляпа, карандаш

5. Логопед: снимаем 5 слой? Какого он цвета? -голубого

Картинки: гномики-эмоции

 Автоматизация звука в слогах

 Упражнение «Гномики дразнятся»
Перед ребенком фигурки с гномиками у которых на лицах изображены разные эмоции. Веселый гномик говорит весело - ША-ША-ША, грустный ШО-ШО-ШО, сердитый- ШУ-ШУ-ШУ, обиженный- ШИ-ШИ-ШИ.

 Ребенок повторяет за гномиками слоги с разной интонацией.

6. Логопед: снимаем 6 слой? Какого он цвета? – синего

Картинка – телевизор (Работа на интерактивной доске)

Автоматизация звука в словах

Мышонок просит включить наш телевизор. А задание такое:

- выбери картинки, в которых есть звук Ш. Назови эти картинки.

Отлично. Молодец!

7. Логопед: снимаем последний 7 слой? Какого он цвета? - фиолетового

Мешочек: внутри картинки – отгадки.

 Автоматизация звука в словах

 Игра «Подскажи словечко».

Логопед: А теперь Шуша будет сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние слова и найди картинку – отгадку.

Логопед: Носит яркий гребешок наш веселый …

Ребенок: Петушок.

Логопед: Мышка моется под душем, моет хвостик, моет…

Ребенок: Уши.

Логопед: Вот бежит малышка серенькая …

Ребенок: Мышка.

Логопед: Зашуршали тихо шины – это едет к нам ….

Ребенок: Машина.

Логопед: Рисуют дружно малыши, у них в руках…

Ребенок: Карандаши.

Логопед: Мама просит Машу : «Свари братишке…»

Ребенок: Кашу.

У нас с тобой еще остались  картинки. Давай их вместе посмотрим и назовем, выделяя голосом звук «Ш» (шапка, штаны, шуба, шкаф, шляпа).

Какое здесь слово лишнее?  Как ты думаешь? Почему это слово лишнее?

Логопед: вот мы с тобой и открыли все слои, выполнили все задания, давай вспомним, какие задания мы выполняли? Какое задание тебе понравилось больше всего?

Какой же подарок тебе приготовила мышка Шуша, посмотрим? Распаковывай!

(Маленькая куколка  LOL)

Ты молодец, ты очень сегодня старалась, Шуша тебе говорит спасибо, она многому сегодня научилась. Тебе понравился подарок от Шуши?

На этом наше занятие закончилось, давай скажем Шуше спасибо и попрощаемся с ней.

- Спасибо. До свидания, Шуша!




Предварительный просмотр:

Цель: научить родителей использовать различные виды игр и игровые упражнения для развития мелкой моторики, расширения словарного запаса и развития познавательных процессов в совместной деятельности с ребенком.

 

   В процессе коррекционной работы с детьми особая роль принадлежит родителям. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у ребенка появляется мотивация к логопедическим занятиям. А это положительно влияет на результаты работы по преодолению речевых нарушений.

   Часто родители не осознают всей тяжести речевых нарушений, не предполагают, что возможно системное нарушение всех компонентов речи. Некоторые родители относят нарушения к возрастным особенностям малышей и считают, что это исправится само собой, особенно если научить ребенка читать. Но, обучая чтению, не владея необходимыми приемами, родители порой формируют побуквенное чтение. В дальнейшем приходится переучивать ребенка, вырабатывая у него слитное чтение, затрачивая на это много усилий и времени.

   Некоторые родители считают, что посещение большого количества различных кружков поможет в преодолении речевого дефекта. Но ведь такие дети нуждаются в строго дозированных занятиях, их нельзя перегружать лишней информацией. Все усилия надо направлять на устранение речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию ребенка. Иногда дети много времени проводят за компьютером. Родители поощряют это увлечение, думая. Что компьютерные игры полезны детям. Однако долгое пассивное сидение у компьютера задерживает развитие высших психических функций. Ребенок становится рассеянным, ему трудно сосредоточиться, он быстро устает на занятии, хуже усваивает материал.

Практические советы по развитию детей и

решению важных проблем в воспитании.

 Успешному развитию внимания и памяти, совершенствованию связной речи способствуют прогулки, наблюдения за природой, помощь взрослым на даче и дома, чтение книг, общение с мамой и папой, дедушкой и бабушкой. В повседневной жизни родители в непринужденной обстановке имеют возможность закреплять знания и речевые навыки детей, полученные во время занятий в детском саду.

 Очень важно выполнение домашних заданий с ребенком  по индивидуальной тетради, которые должны выполняться ребенком, а не родителями. Нужно вместе с малышом подыскать картинки  к данной лексической теме, вырезать их и наклеить в тетрадь или помочь малышу что-либо нарисовать. В выходные дни делайте артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговаривайте слова, предложения или учите стихотворение для поставленного звука. Речевой материал для закрепления того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский сад или на прогулке. Задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.

-  Исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребенка с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

   Вот несколько способов высказать одобрение:

- Молодец!

- Правильно!

- У тебя это хорошо получилось!

- Ты хорошо сегодня потрудился!

- Я знала, что ты справишься!

- Отлично!

- С каждым днем у тебя получается лучше!

Мастер-класс по обучению родителей

приемам  коррекции «Сам себе логопед».

      Родителям предлагается самим выполнить игровые упражнения для совместной работы с детьми.

1.Как повысить интерес ребенка к дыхательной гимнастике?

   Для этого можно использовать игровые упражнения, которые вызывают положительные эмоции, способствуют развитию творческого воображения.

«Самолетики»

Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

                                                   Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.

   Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает. Лучше всего сделать самолетики из бумаги вместе с ребенком. Очень важно, чтобы вы проявляли при этом заинтересованность, тогда у ребенка появится серьезная мотивация.

2. Как развивать общую и мелкую моторику?

   Для этого можно использовать игры с мячом, которые отвлекают

ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают от

утомительной неподвижности, регулируют силу и точность движений,

развивают глазомер,  мышечную силу, ловкость, быстроту реакции.

Игра «Боулинг»

                       Вот какой послушный мячик!

Не шалит он и не скачет.

                Будем в мячик мы играть,

        Станем мы его катать.

   Выставить пластиковые бутылки в ряд. Кто больше собьет мячом мишеней, тот и победитель.

3.  Как развивать слуховое внимание?

    Для этого можно использовать игровое упражнение «Поймай звук».

 Взрослый называет звуки, слоги, слова. Когда ребенок услышит заданный звук, слог, слово, он выкладывает  одну фишку.

4Как развивать психические функции?

   Для этого можно использовать игровое упражнение  «Волшебный сундучок». Эта игра способствует развитию воображения, выразительности движений, привлечение внимания и интереса детей к совместному занятию.

   Взрослый достает из красивой коробки воображаемый предмет (посуды, инструмента и т.д.) и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Ребенок отгадывает, какой это предмет, но только после того как  взрослый закончит все действия.

   

   

5. Что делать для того, чтобы высказывания

ребенка были более правильными, грамотными,

развернутыми?

    В повседневной жизни в непринужденной обстановке во время прогулки, наблюдений за природой, чтения книг, во время подготовки к семейному завтраку, обеду, ужину и т.д. у Вас имеется возможность развивать речевые навыки ребенка, закреплять знания, полученные на занятиях в детском саду.

   Попробуйте предложить ребёнку игру «Кто как кричит?» - на прогулке рассмотрите животных, птиц и попросите ребенка сказать, как они подают голос:

Собака – лает;

Корова – мычит;

Кошка – мяукает;

Петух – кукарекает.

   

   Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий по преодолению нарушений речи у детей значительно облегчают работу логопеда, дефектолога и воспитателей в этом направлении.

Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!

Взаимодействие учителя – логопеда

 с родителями воспитанников

Мастер-класс «Сам себе логопед»

       

                                                                                                 

                                                                      Учитель – логопед

                                                                         Манойлович А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи логопеда о логопедах

Стихи логопеда о логопедах Кто же это ЛОГОПЕД –То ли МЕД, а то ли ПЕД?Он немного воспитатель,Детских душ он врачевательОн немножечко психолог,Иногда и дефектолог.Логопед детей не мучит,Разг...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Итоговое подгрупповое занятие логопеда в подготовительной группе с участием родителей "Логопед-помощник наш!"

Занятие проводится в форме празника в конце учебного года.На занятие приглашаются гости и родители.С их участием проводятся различные игры и задания.Дети демонстрируют свои достижения в течении коррек...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...