Презентация рабочей программы учителя- логопеда
презентация по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений в условиях логопункта ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya-_logopeda.pptx277.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда Абрамовой Елены Анатольевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта г . Туймазы, 2018г.

Слайд 2

Целевой раздел Пояснительная записка Данная программа организации логопедической работы в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения разработана с учетом «Положения о логопедическом пункте муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 г. Туймазы Республики Башкортостан» на базе основной образовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 г. Туймазы Республики Башкортостан, в основе которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Коррекционная - развивающая работа в программе строится исходя из особенностей нарушения речи детей и с учетом рекомендаций: «Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи». Н.В. Нищевой . - «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. - «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.

Слайд 3

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) имеющими: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), когда нарушена звукопроизносительная сторона речи; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), когда ведущим дефектом является несформированность процессов восприятия звуков речи, пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка, отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками; общим недоразвитием речи 3-4 уровня (ОНР), когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте.

Слайд 4

Цели и задачи реализации Программы Цель : построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей с фонетическим нарушением речи (ФНР), фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), общим недоразвитием речи III уровня, общим недоразвитием речи IV уровня ( нерезко выраженное общее недоразвитие речи – НВ ОНР) в возрасте от 6 до 7 лет. З адачи: раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия; коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения; развитие первоначальных навыков звукового анализа и синтеза; уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольника на базе правильно произносимых звуков; привлечение педагогов и родителей к активному участию в коррекционной логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей.

Слайд 5

Принципы и подходы к формированию Программы Принцип опережающего подхода Принцип развивающего подхода Принцип полифункционального подхода Принцип сознательности и активности детей Принцип доступности и индивидуализации Принцип постепенного повышения требований.

Слайд 6

Планируемые результаты освоения программы п равильно артикулирует и дифференцирует все звуки русского языка ; способен участвовать в коллективной беседе ; свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора ; использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка; использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения; самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение» ; воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи ; способен делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; способен проводить звуковой анализ слов; понимает смыслоразличительную роль фонемы.

Слайд 7

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по п рограмме Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества: диагностика речевого развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент учителя- логопеда с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по программе ( и спользуемые методики: Нищевой Н.В., элементы методики Филичевой Т.Б., Акименко В.М. иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б.); внутренняя оценка, самооценка ДОУ; внешняя оценка ДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка.

Слайд 8

Содержательный раздел

Слайд 9

Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей, зачисленных на логопункт МАДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт и включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.

Слайд 10

Нарушения речи Направления коррекционной работы Фонетическое недоразвитие речи - коррекция звукопроизношения Фонетико- фонематическое недоразвитие речи - Развитие фонематического восприятия - Коррекция звукопроизношения Общее недоразвитие речи - Обогащение словаря - Совершенствование грамматического строя речи - Совершенствование связной речи - Развитие фонематического восприятия - Совершенствование слоговой структуры слов - Коррекция звукопроизношения

Слайд 11

Формы организации коррекционной образовательной деятельности Подгрупповые занятия Индивидуальные, индивидуально- подгрупповые занятия - закрепление навыков произношения изученных звуков; - отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; - воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков; - расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков; - закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков - развитие связной речи - развитие артикуляционного праксиса ; - фонационные упражнения; - уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко -слоговых сочетаниях; - вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; - первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

Слайд 12

Взаимодействие с семьями воспитанников Этап работы Содержание Подготовительный - сообщение данных о специфических нарушениях речи ребенка, уровнях развития разных сторон речи, специфичных трудностях и сильных сторонах речевого развития; - формирование представлений о содержании и формах взаимодействия с логопедом. Основной Обеспечивает преемственность логопедической коррекции в ДОУ и семье за счет вовлечения родителей в коррекционно-педагогический процесс с использованием следующих форм: - включение родителей в проведение занятий; - содержательное информирование родителей о динамике речевого развития в процессе логопедической коррекции; - обучение приемам логопедической коррекции, используемым в семейном воспитании детей с нарушениями речи; - содействие в создании коррекционно-педагогической среды в семье с учетом речевого нарушения ребенка. Завершающий Анализ эффективности взаимодействия с родителями за период логопедической коррекции; разработка рекомендаций по обеспечению устойчивости результатов логопедической коррекции.

Слайд 13

Формы работы с семьями воспитанников Тематические консультации Информационные стенды Индивидуальныебеседы , консультации Консультативно- методическая помощь Открытые занятия

Слайд 14

Взаимодействие с педагогами Направления работы Воспитатель Учитель- логопед Пропаганда знаний Сообщает родителям информацию об условиях благополучного развития речи Сообщает родителям информацию о видах и причинах речевых нарушений Диагностическое Распознает недостатки в речевом развитии и адресует логопеду запрос, содействуя раннему выявлению речевых нарушений Осуществляет первичную, последующую и итоговую диагностику речевого развития воспитанника. Коррекционно-развивающее Формирует у ребенка общие предпосылки, обеспечивающие успешность логопедической коррекции речи. Развивает все стороны речи детей в пределах нормы Корректирует все стороны речи для оптимизации ее развития. Развивает сохранные речевые навыки, что создает основу для коррекции ее нарушенных сторон

Слайд 15

При организации коррекционно-развивающей деятельности по коррекции нарушений речи в условиях логопункта прослеживается интеграция коррекционных задач в деятельности педагогов ДОУ: Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог- психолог - элементы логоритмики ; - постановка диафрагмально-речевого дыхания; - развитие координации движений; - музыкотерапия; развитие общей и мелкой моторики - развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях; - интеграция речевой и двигательной функции; - развитие основных видов движения. коррекция неречевых психических процессов ; коррекция эмоционально- волевой сферы .

Слайд 16

Организационный раздел Организация предметно- пространственной развивающей среды логопедического кабинета

Слайд 17

Перечень нормативных и нормативно- методических документов Закон РФ “Об образовании ” от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013). «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Минобр.науки России от 17.10.2013 № 1155) Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.; Устав МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 77» Программа развития МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 77» на 2015-2016 учебный год Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»; Положением о работе городской психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК); Письмо Министерство образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого - медико- педагогическом консилиуме»; Положение о работе групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями речи в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; Письмом МО РФ от 22 января 1998г. №20-58-07 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.052013 года., регистрационный №26)

Слайд 18

Перечень литературных источников 1. Афонькина Ю.А., Кочугова Н .А., Рабочая программа учителя - логопеда ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2014 2. Веракса Н.Е.,Комарова Т.С.,Васильева М.А.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М.: Мозаика-синтез, 2014 3. Емельянова Н.В, Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ.- С -Пб: ДЕТСТВО - ПРЕСС; 2013. 4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008. 5. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: методич . пособие для педагогов дошк . учреждений / под ред. Т.В. Волосовец , Е.Н. Кутеповой . – М.: Мозаика-Синтез, 2011. 6. Киреева О.Н. Программа коррекционно- развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта . – С-Пб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016 7. Нищева Н.В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет.. Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. 8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис Пресс, 2008 . 9. Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Презентация рабочей программы учителя-логопеда МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77" Энгельского муниципального района Саратовской области

Представлена краткая презентация в качестве дополнительного раздела  рабочей программы учителя-логопеда ДОУ...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...