Главные вкладки

    Карточки по обучению грамоте
    методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

    Новичихина Наталья Александровна

    Дидактический материал по обучению грамоте для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartochki_obuchenie_gramote.docx23.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    КАРТОЧКА № 1. Условные обозначения.

    1. Условные обозначения: гласный звук – красный квадрат; твёрдый согласный звук – синий квадрат; мягкий согласный звук – зелёный квадрат; слог – жёлтый прямоугольник; слово – коричневая полоска.
    2. Закрепить с детьми:
    А) слова делятся на слоги;
    Б) слоги состоят из звуков. В слоге есть гласный звук и согласный звук, есть слоги из одного гласного звука;
    В) слово отличается от слога и звука тем, что имеет значение (слово – папа, слог – па, звук – п, а);
    Г) мы говорим предложениями. Предложения состоят из слов;
    Д) можно сосчитать количество и порядок слов в предложении. Например: Таня купила яблоко. ( В этом предложении 3 слова: 1-е – Таня, 2-е – купила, 3-е – яблоко);
    Е) есть короткие слова – предлоги: на, под, в, из, над и др. Короткие слова соединяют слова в предложения;
    Ж) при анализе предложения мы считаем и длинные и короткие слова. Коля пьёт сок (3 слова). Коля пьёт сок из стакана (5 слов).

    _________________________________________________________


    КАРТОЧКА № 2. Звук У.

    1. Звук у – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук у, губы вытянуты трубочкой. Произнеси звук у 2 – 3 раза медленно и чётко.
    2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук у: и – у – ы – у – а – у – и – у – а – и – ы – у – а – у – у – а – и – у .
    3. Назови первый звук в словах: угол, Ира, Аня, улица, Алик, Оля, Игорь, осень, Алла, ослик, окна, удочка.
    4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук у первый: утка, утюг, ухо, улитка, удав, Уля, улей, удод.
    5. Определи, в каких словах слышится звук у: муха, дом, паук, мак, кот, утка, сок, магазин, утюг, иголка, ива, какаду, машина.
    6. Определи, позицию звука в словах: утка, муха, паук, какаду.



    КАРТОЧКА № 3. Звук А.

    1. Звук а – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук а, рот широко открыт, язычок отодвинут назад. Произнеси звук а 2-3 раза медленно и чётко.
    2. Подними руки, когда услышишь звук а: и – у – а – о – у – а – и – а – а – ы – а – у – о – а – у – а – и .
    3. Назови первый звук в словах: уши, Аня, улитка, апельсин, обувь, индюк, облако, арка, астры, овощи, аист, удочка, озеро, антенна, утюг.
    4. Подбери картинки, наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук а: аист, Аня, Алик, апельсин, ананас, антенна, аптека, азбука, автобус.
    5. Послушай и назови, в каких словах слышится звук а: утюг, аист, индюк, Алик, ослик, Аня, санки, танк, мука.
    6. Определи позицию звука а в словах: Алик, танк, мука, аист, мак, пила.
    7. Выучи: Аист, азбука, айва
                      Начинаются на а.

                      И кончаются на а.

                      Астра, азбука, айва.

    ____________________________________________________________


      КАРТОЧКА № 4. Звук И.

    1. Звук и – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук и, губы улыбаются, язык находится внизу. Произнеси звук и 2-3 раза медленно и чётко.
    2. Открой глаза, когда услышишь звук и: и – о – у – а – и – у – и – о – э – и.
    3. Назови первый звук в словах: ива, Аня, окна, уши, Алик, осень, утка, искры, угол, иглы, обувь, иволга.
    4. подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук и первый: ива, иней, Инна, иголка, Иван, индюк.
    5. Определи, в каких словах слышится звук и: ива, дом, вилка, мак, малина, утка, петухи, кот, мухи, пауки, суп, Инна.
    6. Определи позицию звука и в словах: ива, иней, малина, бинт, мухи, пауки.
    7. Выучи: Иней лёг на ветви ели,
                                         Иглы за ночь побелели.


    КАРТОЧКА № 5. ЗВУК О.

    1. Звук о – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук о, губы округлены. Произнеси звук о 2 – 3 раза медленно и чётко.
    2. Подними руку, когда услышишь звук о: о – и – у – о – а – и – о – и – о – у – а – и – о – и – о – у – о.
    3. Назови первый звук в словах: Оля , Аня, утка, ива, обувь, аист, уши, иней, азбука, улица, Ира, окна.
    4. Подбери картинки и наклей или нарисуй предметы, в названии которых звук о первый: окна, обувь, Оля, окунь, овод.
    5. Определи, в каких словах слышится звук о: окна, муха, мак, обувь, ива, дом, паук, кот, бинт, яйцо.
    6. Определи позицию звука о в словах: обувь, дом, пальто, окунь, кот, окно.
    7. Отгадай и выучи: Вот так дом – одно окно,
                                               А в окне идёт кино. (Телевизор).

    ___________________________________________________________


    КАРТОЧКА № 6. ЗВУК Э.

    1. Звук э – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук э, губы в улыбке язык внизу. Произнеси звук э медленно и чётко 2-3 раза.
    2. Хлопни в ладоши, если услышишь звук э: и – э – о – у – э – а – э – и – о – у – э – о – у – э – а – и – э.
    3. Назови первый звук в словах: эхо, уши, осы, аист, эму, Эдик, Оля, Эмма, Аня, Эля, иней.
    4. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых первый звук э: Эмма, Эдик, эхо, Эля.
    5. Определи, в каких словах слышится звук э: Эмма, дом, мак, Эдик, кит, эхо, паук, Эля, муха, Аня, утка.
    6. Определи позицию звука э в словах: Эмма, поэт, галифе, эхо, дуэт, эльф, этикетка.
    7. Выучи: Эхо, эхо, вот потеха!
    8. Послушай, сколько звуков, назови первый, второй, третий звуки: ау, а, у, аэ, эаи, уиэ.

    КАРТОЧКА № 7. Звук Ы.

    1. Звук ы – гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук ы, губы улыбаются, язык внизу за зубами. Произноси звук ы медленно и чётко 2-3 раза.
    2. Открой глаза, когда услышишь звук ы: ы – а – и – э – ы – у – о – ы – и - о – ы – у –э – ы.
    3. Подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы, в названии которых звук ы слышится в середине и в конце: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинт, дубы.
    4. Определи, в каких словах слышится звук ы: дым, кот, мак, дыня, утка, тыква, паук, бык, бинт, дубы.
    5. Определи позицию звука ы в словах: дым, бык, конфеты, тыква, дубы, ноты, бегемоты, дыня.
    6. Выучи: Когда ноги вы,
                                         Когда ноги мы,
                                         Когда ноги ты,
                                         Тогда ноги вымыты.


    _________________________________________________________


    КАРТОЧКА № 8. Гласные звуки.

    1. Расскажи, какие звуки называются гласными. (Звуки, которые можно петь, тянуть, которые произносятся легко, свободно, без преграды и с голосом, называются гласными).
    2. Назови, сколько всего гласных звуков. (6 – а, о, и, ы, у, э).
    3. Вспомни и назови слова, которые начинаются с гласного звука: а, о, и, у, э.
    4. Повтори ряд звуков: а – о – у – и; у – э – о – а; и – о –ы – у; о – э – у – ы.







    КАРТОЧКА № 9. Звук П.

    1. Звук п – согласный звук, твёрдый, глухой. При произнесении звука п губы смыкаются, язык лежит внизу. Губы – это преграда для воздушной струи. Звук глухой, произносим его без голоса. Произнеси звук п быстро и чётко 2-3 раза.
    2. Повтори за мной: ап – оп – уп; ап – уп – оп; оп – уп –ап; ап – оп – уп – ип; оп – уп – ип – ап; уп – ип – ап – оп.
    3. Сделай звуковой анализ обратного слога. ОП, АП, УП, ИП. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой первый звук? Какой второй звук? Произнесём слог, проговаривая последовательно первый и второй звуки: ап, оп, уп, ип.
    4. подбери картинки и наклей их или нарисуй предметы со звуком п в начале слова: поляна, паук, пакет, пальма, павлин, панама, пальто, пулемёт, паутина, Полина.
    5. Определи, в каких словах слышится звук п: паук, мак, муха, бант, танк, пакет, дом, пальма, кот, ток, куст, пальто.
    6. Отхлопай слово. Назови, сколько слогов в таких словах:: папа, панама, липа, панама, пух, паук, плита, топ.
    7. Закрепи произношение звука п в словах. Игра «Чего не стало». Образец: паук – нет паука, пауки – нет пауков. Слова: липа, пакет, пальма, панама, поляна, подкова.
    8. Выучи скороговорку: От топота копыт
                                                  Пыль по полю летит.




                                        

    КАРТОЧКА № 10. ЗВУК Т.


    1. Звук т – согласный, твёрдый, глухой. При произнесении звука т рот приоткрыт, кончик языка упирается в верхние зубы. Произносим без голоса, т – звук глухой. Произнеси звук т быстро и чётко 2-3 раза.
    2. Повтори за мной: ат – от – ут – ит; от – ут – ит; ут – ит – ат –от; ит – ат – от – ут.
    3. Сделай звуковой анализ обратного слога. АТ, ОТ, ИТ. Повтори слог. Сколько всего звуков в слоге? Какой 1-й звук? Какой 2-й звук? Произнесём слог, проговаривая 1-й и 2-й звуки: ат, ут, ит, от.
    4. Нарисуй предметы со звуком т в начале слова: Тома, тыква, Таня, тополь, танк, туфли.
    5. Отхлопай слово. Назови количество слогов в слове: тыква, Таня, тополь, танк, туфли.
    6. Игра «1,2,5». Образец: 1 тополь – 2 тополя – 5 тополей. Слова: тыква, Таня, танк, туфли.
    7. Выучи скороговорки:
                                                 У кита китовый бок.
                                                 Вика и Ника идут в кино.





    КАРТОЧКА № 11. Согласные звуки.


    1. Скажи, какие звуки называются согласными. (при произнесении согласных звуков на пути воздушной струм образуется преграда).
    2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком).
    3. Назови пройденные согласные звуки.( П – т – к ).
    4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки (Все они согласные, глухие; различие в том, как образуется преграда: п – губами, т – кончиком языка, к – спинкой языка).





    КАРТОЧКА № 12. Звуки п – т – к .

    1. Повтори звуки п – т – к. Назови слова со звуками п, т, к (3-4 слова на каждый звук).
    2. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп, бант, индюк.
    3. Запомни и повтори: па – ка – та; кА – та –па; ко - то – по; ак – ап – ат.
    4. Отхлопай количество слогов в слове: кабина, батон, туфли, пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (в слове пеликан – 3 слога: 1-й – пе, 2-й - ли, 3-й кан.)
    5. Повтори скороговорку:
                                                       Купи кипу пик.
                                                       От топота копыт пыль по полю летит.
                                                       За гиппопотамом по пятам
                                                       топает гиппопотам.



    КАРТОЧКА № 13. Звук Х.

    1. Звук х согласный, твёрдый, глухой (произносим без голоса). Когда произносим звук х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом. Произнеси звук х 2-3 раза.
    2. Определи позицию звука х в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей. (Дети делают иллюстрации к этим словам-названиям).
    3. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.
    4. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один – много». Образец: поход – походы. Слова: муха, кухня, петух, хомяк, мех, монах.
    5. Объясни пословицу: Хоть ноги длинные у спеха,
                                                 но не доводят до успеха.
    6.Выучи скороговорку: Хохотуньи хохотали:
                                                  Ха – ха – ха да ха – ха – ха,
                                                  Хохотали: ха – ха – ха,
                                                  Увидали петуха.





    КАРТОЧКА № 14. Звук Х’.

    1. Звук х’ – согласный, мягкий, глухой. Преграда для воздушной струи – спинка языка, прижатая к нёбу. Когда произносим звук х’, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик язык опущен вниз и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси звук х’ 2-3 раза.
    2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук х’ в словах: халат, кот, хитрый, голубь, муха, кино, гири, хобот, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.
    3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни интонационно). Хи–хи–хи. Хи-хи–хи. Хе–хе–хе. Хе–хе –хе.
    4. Закрепи звук х’ в произношении слов. Игра «Много - один». Образец: мухи – муха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи.
    5. Выучи скороговорку:
                                          Хи-хи-хи,
                                          Хи-хи-хи,
                                          В поле пели петухи.

    КАРТОЧКА № 15. Звук Л’.

    1. Звук л’ – согласный, мягкий. Когда мы произносим звук л’, губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук л’ 2-3 раза.
    2. Подбери картинки, к словам – названиям со звуком л’, наклей их в тетрадь.
    3. Определи позицию звука л’ в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка, медаль, билет, лента, пальто.
    4. Закрепи звук л’ в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: олени – нет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.
    5. Выучи скороговорку:
                                              Мы еле-еле
                                              Поймали налима на мели.


    КАРТОЧКА № 16. Звук Б.
    1. Звук б – согласный, твёрдый, звонкий. При произнесении звука б губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая, произносится с голосом. Произнеси звук б 2-3 раза.
    2. Подбери в тетради рисунки к словам- названиям со звуком б.
    3. Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон, автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака, соболь, бумага, азбука, кабан.
    4. Звуко – слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.
    5. Составь слово из слогов: ка, бул; Ки, со, ба; бан, ба, ра, ба, шка, бу.
    6. Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец: бант – бантик. Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.
    7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать, в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.
    8. Запомни чистоговорку:
                                                 Бан-бан-бан-бан,
                                                      По лесу идёт кабан.
    ___________________________________________________________

    КАРТОЧКА № 17. Звук Д.

    1. Звук д – согласный, твёрдый, звонкий. При произнесении звука д губы округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется, воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2-3 раза.
    2. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша, звёзды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.
    3. Выполни звуко - слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.
    4. Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лан; до, блю; я,ды, го; кА, дуд.
    5. Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом – 2 дома – 5 домов. Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон.
    6. Составь предложение правильно. Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни.
    7. Запомни чистоговорку: Да-да-да, да-да-да –
                                                  Моет руки нам вода.

    КАРТОЧКА №18. Звук Г.


    1. Звук г – согласный, твёрдый, звонкий. При произнесении звука г губы округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу. Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2-3 раза.
    2. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка, гвозди, вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугай, магазин, гвоздика.
    3. Звуко – слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.
    4. Составь слово из слогов: си, гу; бы,гу; и, кА, гол; по, гай, пу; бу, га,ма; ма, зин, га.
    5. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова: гамак, голубь, вагон, губка, книга, гвоздика.
    6. Запомни и перескажи рассказ.
                                                             Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га!» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.


    КАРТОЧКА №19. Звук С.

    1. Звук с – согласный, твёрдый, глухой. При произнесении звука с губы улыбаются, широкий кончик языка плотно прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук с 3-4 раза медленно и чётко.
    2. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус, добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.
    3. Звуковой анализ слога СА.
    4. Раздели слова на слоги, отхлопывая: сад, косы, сани, ананас, самолёт, носок.
    5. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: сад – садик. Слова: лиса, самолёт, лес, пояс, лист, сундук, сын.
    6. Закончи предложения и повтори их целиком: Соня и Саня посадили…(сосну). В саду стоит высокая…(сосна). Скамейку поставили под…(сосну).
    7. Выучи: У Сени и сани в сетях сом с усами.
                         Где снег, там и след.



    Карточка №20. Звук с'.
    1. Звук – с' согласный, мягкий, свистящий. При произнесении звука с' губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная. Произнеси звук с' 3-4 раза медленно и чётко.
    2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука с' в словах: семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василёк, сетка, высь. Подготовь в тетради рисунки к этим словам-названиям.
    3. Выполни слоговой анализ слога су.
    4. Закрепи в произношении звук с'. Игра «Какой, какая, какое?». Синий, синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными: семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василёк, сетка, высь.
    5. Составь по картинкам предложения со словами: Сима, василёк, Сёма, гусята; Вася, кисель; Люся, семечки,
    6. Выучи стихотворение:
                                                Мы сидим на лесенке,
                                                И поём мы песенки


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Карточки по обучению грамоте"

    Карточки с красочными картинками по обучению дошкольников грамоте в условиях логопункта для детей с ФФН. Используются на занятиях по обучению грамоте, развития звуковой культуры речи и для выполнения ...

    Методическая разработка "Карточки по обучению грамоте" Часть 2

    Карточки с красочными картинками по обучению дошкольников грамоте в условиях логопункта для детей с ФФН. Используются на занятиях по обучению грамоте, развития звуковой культуры речи и для выполнения ...

    Методическая разработка "Карточки по обучению грамоте" Часть 3

    Карточки с красочными картинками по обучению дошкольников грамоте в условиях логопункта для детей с ФФН. Используются на занятиях по обучению грамоте, развития звуковой культуры речи и для выполнения ...

    Презентация "Карточки по обучению грамоте" Часть 1

    Уважаемые коллеги! Эта презентация карточек с картинками, к тем что я ранее загрузила в формате документа! Часть 1...

    Презентация "Карточки по обучению грамоте" Часть 2

    Уважаемые коллеги! Это 2 часть к карточкам по обучению грамоте....

    карточки по обучению грамоте для детей с ОНР

    Карточки можно использовать воспитателям для закрепления пройденной темы и для домашних заданий. Характеристика звука, написание буквы. анализ слов с данной буквой....

    Карточки по обучению грамоте. 1 класс

    Карточки  по обучению грамоте. 1 класс...