Главные вкладки

    Как образуются звуки
    консультация (старшая группа)

    Тихонова Марина Владимировна

    Консультация для родителей о работе органов органов артикуляции при произнесении звуков речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_obrazuyutsya_zvuki.docx811.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Люди с правильной, четкой речью обычно не задумываются над этими вопросами. Поток звуков льется как бы автоматически и воспринимается так же как бы автоматически. И только когда, например, выпадает зуб, впервые замечаешь, что речь нарушается.

    Речевой аппарат человека – это сложнейшая структура с центром в головном мозге. В образовании того или иного звука участвуют различные органы артикуляции.

    Почему детям  трудно даются  некоторые звуки?

    Во-первых, у них еще недостаточно развит фонематический слух. Поэтому они часто не узнают звуки в речи взрослого и воспроизводят их в искаженном виде.

    Во-вторых, артикуляционный аппарат ребенка еще очень неустойчив. И ему не так-то просто справиться с преградами на пути струи воздуха. Когда он выговаривает согласные звуки.

    Для того, чтобы образовался нужный звук, язык, губы и зубы должны принять определенное положение (артикуляционную позу).  Именно это подчас не удается ребенку, особенно при произнесении свистящих, шипящих и сонорных Л, Р. Вспомним устройство одного из отделов речевого аппарата человека – звукопроизводящего, или артикуляционного аппарата –  и покажем, как ведут себя различные органы речи при образовании разных звуков. Без этих элементарных знаний просто нельзя начинать занятия с ребенком.

    Самым подвижным органом является язык, Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка. Так как от их работы зависит качество звуков.

    Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончика языка.  Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках С, З, Ц), подниматься за верхние зубы (при звуках Т, Д, Н), прижиматься к альвеолам (при звуке Л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).

    Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках С, З, Ц,), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (при звуках Ш, Ж, Щ).

    Средняя спинка языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (при звуке Й и мягких согласных).

    Задняя часть спинки языка может подниматься и смыкаться с небом (при звуках К, Г) или же образовывать щель с небом (при звуке Х).

    Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха ( при звуках И, Э, С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке Л); язык может сужаться, и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках О, У).

    В образовании звуков играет большую роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках И, С, З, Ц, Л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках Ш, Ж).  Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках П, Б, М), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках Ф, В).

    Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

    Мягкое небо, или небная занавеска, может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки М, Мь, Н, Нь. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней  стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все, кроме М, Мь, Н, Нь).

    Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижными, а работа их координированной.

    В связи с тем, что дети овладевают нужными речедвигательными навыками постепенно, формирование звуков, особенно трудных, происходит у них в несколько этапов.

    В логопедической практике принята строгая последовательность работы над коррекцией произношения. Система логопедических занятий предусматривает такие обязательные этапы формирования правильного произношения:

    - подготовка артикуляционного аппарата ребенка;

    - первичная постановка звука;

              - закрепление его в устной речи.

    О том, как помочь ребенку подготовить артикуляционный аппарат, научить его управлять «непослушными», малоподвижными органами  речи и речевым дыханием пойдет речь в нашей следующей консультации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика проведения занятий в рамках реализации проекта по развитию фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии

    Столкнувшить с трудностями в формировании и закрепления артикуляционного образа звука, имеющимися у дошкольников с ЗПР, из-за недоразвития аналитико-синтетической деятельности , а так же органической ...

    Проект "Развитие фонетико-фонематического восприятия и артикуляционного образа звука . Прогулка по Звукляндии".

    Проект реализовывался в группе детей с задержкой психического развития старшего возраста....

    Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

    Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

    Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

    Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

     Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

    Как образуются звуки?

    Почему у детей возникают проблемы со звукопроизношением? Для того чтобы у ребенка образовался нужный звук, его губы, зубы и язык должны принять определенное положение  - артикуляционный уклад. Пр...

    Театрализованные игры как средство ознакомления с окружающим миром через образы, краски, звуки.

    Театрализованные игры - это театральное представление. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной ...