Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки «[М], [М’]». Буква М»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «Звуки «[М], [М’]». Буква М»

Цель: познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М.

Задачи:

- познакомить с артикуляционными и акустическими признаками звуков [м], [м’];

-познакомить с буквой М;

- развивать фонематический слуха и восприятие;

- развивать общую, мелкую моторику;

- закреплять умение определять место звука в слове;

- расширять активный словаря;

- воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.

Оборудование: предметные картинки (сом, машина, лампа, молоко, помидор, кормушка, сумка, самолет, мел, комета, мельница, дом, альбом), картина с изображением коровы, музыкальные инструменты (деревянные ложки, ксилофон, маракас, детская гармонь), небольшого размера ширма, сигнальные карточки, кружочки синего и зелёного цвета, схемы для определения звука в слове, счётные палочки, изображение буквы М.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра «Настроение»

Логопед: Ребята, перед вами на столе лежат картинки, вы должны назвать предметы, изображённые на них с разной интонацией (грустная, весёлая, удивлённая, злая).

Картинки: сом, машина, лампа, молоко, помидор.

Развитие слухового внимания.

Логопед: Ребята, сейчас будут звучать разные музыкальные инструменты, вам необходимо на слух определить какой инструмент звучит.

Логопед сам играет на инструментах за небольшой ширмой.

Инструменты: деревянные ложки, ксилофон, маракас, детская гармонь.

2. Основная часть

Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята вы любите отгадывать загадки, тогда отгадайте следующую загадку:

Кто с рогами и хвостом

Пахнет сеном, молоком?

Кто мычит, наевшись травки

Возле дома у канавки?

Кто под вечер

Нам парного

Молочка даёт?

Дети: Корова.

Логопед выставляет  на доску картинку с изображением коровы или показывает игрушку – корову.
Логопед: Нашу корову зовут Буренушка, вышла она  гулять и замычала: "М-м-м". Сегодня мы познакомимся со звуком [М] и буковой, которую он обозначает.

 Характеристика звука по артикуляционным м акустическим признакам.

Логопед показывает перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [м].

Логопед: Давайте перед зеркалом произнесём звук [м].

Логопед совместно с детьми произносит звуки [м], [м'] и характеризует их.

Характеристика звуков [м], [м']:

- при произнесении этого звука воздух встречается с преградой: сомкнутые без напряжения губки, значит этот звук согласный, может быть твердым (выставляется кружок синего цвета);

- у звука [м] есть братец звук [м’], мы его произносим мягко, значит согласный мягкий (выставляется кружок зелёного цвета);

- воздух входит через нос;
- горлышко «работает»- значит звук [м] звонкий;

Логопед: Итак, давай ещё раз охарактеризуем звук [м]:

Звук [м] – согласный, звонкий, может быть твёрдым (обозначаем кружочком синего цвета) или мягким (обозначаем кружочком зеленого цвета).
 Развитие фонематического слуха.
Логопед: Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, если вы услышите в них звуки [м], [м’],  поднимите сигнальную карточку.

Звуки: [м], [о], [л], [м], [н], [к], [у], [м].

Слоги: му, ди, ми, ам, па, мы, не, ме.

Слова: миска, булка, дом, молоко, рама.

Определение позиции звука в слове.

Логопед: Я вам буду показывать картинки, вам необходимо определить позицию звуков [м], [м’] в названии изображённых предметов и показать это на схеме синим или зелёным кружком.

Картинки: мяч, машина, кормушка, сумка, самолет, мел, помидор, комета, мельница, лампа, сом, дом, альбом.

 Физкультминутка

Движения по тексту.

Руки вверх мы поднимаем

И в ладошки хлопаем.

Хлоп- хлоп-хлоп.

Руки вниз мы опускаем

И ногами топаем.

Топ-топ-топ.

Повторить 2-3 раза.

Знакомство с буквой М.

Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки [м], [м'] обозначаются одной буквой?

Логопед: Они обозначаются буквой М (показать на доске букву М).

Логопед: Ребята, из скольких элементов состоит буква М?

Дети: Буква М состоит из 4 палочек.

Логопед: Нарисуйте в воздухе указательным пальчиком букву М.

Логопед: Возьмите палочки и выложите букву М. (Дети выкладывают букву).

 Игра «Найди букву».

Логопед: Найдите букву М среди других букв, перечёркнутых различными способами.

3. Заключительная часть

Логопед: С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились?

Логопед: Охарактеризуйте звуки [м], [м'].

Оценка деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...