Логопедические игры с использованием УМК "Говорим по-татарски"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Данилова Наталья Владимировна

Используя дидактический материал из УМК “Говорим по-татарски” З.М.Зариповой мною была создана серия логопедических игр, в которых раскрываются традиции и обычаи нашей многонациональной республики. Через игры по НРК не только решается главная задача – научить ребенка правильно произносить и различать звуки, но и происходит знакомство с культурой нашего региона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr_2016.docx15.48 КБ

Предварительный просмотр:

   Работа по речевому развитию занимает одно из главных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

   Хорошая речь – важное условие развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры, так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

   Дидактическая игра – это прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры дают возможность автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки, обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире.

   Используя дидактический материал из УМК “Говорим по-татарски” З.М.Зариповой мною была создана серия логопедических игр, в которых раскрываются традиции и обычаи нашей многонациональной республики. Через игры по НРК не только решается главная задача – научить ребенка правильно произносить и различать звуки, но и происходит знакомство с культурой нашего региона.

   

Несколько игр я представлю для вашего внимания:

  1. Дидактическая игра «Имена».

Цель: автоматизация звука [Р], звуковой анализ

Оборудование: картинки мальчика и девочки в татарских национальных костюмах

Ход игры: Придумай имена для мальчика и девочки со звуком [Р] в начале слова.

Имена: Раида, Равиля, Рамиля, Рушания, Расима, Роза, Розалия, Рузалия, Рэйхан.

Раиль, Рамис, Рафис, Рунар, Руслан, Расул.        

  1. Дидактическая игра «Угости друзей».

Цель: автоматизация шипящих звуков, развитие фонематического слуха,  закрепление названий татарских национальных блюд.

Оборудование: картинки детей-татар и детей-русских, картинки татарских национальных блюд, в словах которых слышатся шипящие звуки.

        

Ход игры: Сегодня к Шамилю и Гульчечек в гости пришли Женя и Маша. Скажи, чем их угостят Шамиль и Гульчечек? Назови картинки, четко произнося шипящие звуки.

Речевой материал: чак-чак,

  1. Дидактическая игра «Читек для Самиры».

Цель: автоматизация звука [С] в словах, развитие фонематического слуха, познакомить с татарской национальной обувью.

Оборудование: картинка девочки в татарском национальном костюме; картинки - сапожки (ичиги, читек), на обороте которых изображены картинки, в словах которых слышится звук  [С].

 Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть татарские национальные сапоги, и назвать картинки, четко произнося звук [С]

  1. Дидактическая игра «Песенки петушка».

Цель: автоматизация звука [Ш] в словах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: картинка петушка (из УМК «Татарча сөйләшәбез), нотки – на обороте изображены картинки, в словах которых слышится звук [Ш]

 Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть картинку петушка –давай назовем, про что поет песенки петушок. Называй картинку, четко произнося звук [Ш].

  1. Дидактическая игра «Ежик играет в мяч».

Цель: автоматизация звука [Ж] в словах, развитие фонематического слуха.

Оборудование: картинка ежика, играющего в мяч (из УМК «Татарча сөйләшәбез”), картинки мячей, на которых изображены картинки, с автоматизируемым звуком -  [Ж].

 Ход игры: Ребенку предлагается рассмотреть картинку ежика – давай назовем, с какими мячами играет ежик. Называй картинку, четко произнося звук [Ж].

  1.  Дидактическая игра «Цветочки для бабочки».

Цель: автоматизация звука [Ч], познакомить детей с бабочкой из мультфильма  "Бала белән Күбәләк" ("Ребёнок и Бабочка")

Оборудование: картинка бабочки, картинки-цветы, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры:  Показать картинку бабочки, спросить, знаком ли ребенок с ней. «Бабочка (Күбәләк) летает над поляной с красивыми цветами, давай посмотрим, на какой цветочек она сядет. Называй картинку, изображенную на цветочке, четко произнося автоматизируемый звук».

  1. Дидактическая игра «Нарисуем узоры»

Цель: - развитие тактильных ощущений, развитие восприятия цвета, формирования представления об их оттенках, формах фигур,

- знакомство с элементами татарского национального орнамента,

- развитие речи

Оборудование: белые и цветные шаблоны элементов татарского национального орнамента, стеклянные шарики и камушки «Марблс» (разной формы, величины и разного цвета)

  Ход игры:

1 вариант игры (с белыми шаблонами)

Знакомим детей с элементами татарского орнамента (называем элемент и проговариваем вместе), акцентируем внимание детей на белом шаблоне. Предлагаем детям пофантазировать и раскрасить, например, тюльпан в какой-нибудь понравившийся цвет, определенными камушками. Затем рассказать, что у нас получилось. Где мы можем использовать данный узор (элемент) – на платье, на фартуке, на тюбетейке и т.д.

 

2 вариант игры: (с цветными шаблонами)

Предлагаем детям украсить шаблон камушками того же цвета, что и элемент орнамента.

3 вариант игры: (с шаблонами)

Предлагаем детям посмотреть на шаблон элемента узора и нарисовать его на столе с помощью камушек.

Словарь: тюльпан (лалә), пион (чалмабаш), шиповник (гөлҗимеш), лист (яфрак), колокольчик (кыңгырау), гвоздика (канәфер чәчәге), трёхлистник (өч яфрак), платье (күлмәк), фартук (алъяпкыч), калфак (калфак), тюбетейка (түбәтәй), ичиги (читек).  

  

Дидактические игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии логопеда и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры в коррекционной логопедической работе с использованием наглядного моделирования посредством ИКТ» (старший дошкольный возраст)

Современные требования к организации педагогического процесса детей дошкольного возраста предусматривают использование в работе логопеда информационно – коммуникац...

Консультация для педагогов и родителей "Использование нетрадиционных методов в логопедических играх летом (и не только)".

 Нетрадиционные методы - это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных...

Конспект занятия с использованием УМК по татарскому языку.

Путешествие по произведениям «Габдуллы Тукая».  ООД для детей старшей группы.Цель: формирование у детей интереса к  родной природе,родному языку и воспитание любви к прекрасному.....

Деловая игра для русскоязычных воспитателей "Дидактическая игра с использованием УМК "Говорим по-татарски"

С использованием в детском саду  программы "Говорим по-татарски" наши русскоязычные воспитатели прошли обучения по овладеню татарским языком. Они активно закрепляют с детьми пройденный материал в...

Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии

Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие с использованием коррекционных логопедических игр. Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие  с использованием коррекционных логопедических игр.  Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»...

Логопедические игры с использованием мяча

Как применить мяч в логопедии?...