Консультация для музыкального руководителя: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»
консультация по логопедии

Алексеева Наталья Владимировна
Логоритмика – это одна из форм активной терапии.
Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г.А. Волкова)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика24.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  

г. Долгопрудного  центр развития ребёнка - детский сад №4 «Рябинка»

Консультация

для музыкального руководителя:

«Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

Долгопрудный,

29.01.2018

Логоритмика  это одна из форм активной терапии.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы и адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Где под внутренней средой понимается отношение ребенка к своему дефекту. Под внешней средой понимается коммуникативные способности и построение межличностных отношений с окружающей средой (Г.А. Волкова)

Задачи логоритмики:

  •  оздоровительные (укрепление костно - мышечной системы, регуляция мышечного тонуса, повышение двигательной энергетики всего организма, коррекция функций дыхания, воздействие на нервную систему, сердечно - сосудистую систему);
  •  образовательные  (обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с элементами музыкальных навыков);
  •  воспитательные  (формирование навыков адаптивного поведения).

В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми с ОНР:

  •  развитие неречевых процессов (общая моторика,  координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, певческих способностей, активизация внимания, памяти);
  •  развитие речи детей, коррекция речевых нарушений (развитие дыхания, голоса, выработка умеренно темпа речи и ее интонационной выразительности, развитие артикуляционной и мимической моторики, воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха, координация речи с движением).

Логоритмическая работа по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения включает 3 этапа, как и в логопедической работе:

  •  подготовительный;
  •  этап формирования первичных произносительных навыков;
  •  этап формирования коммуникативных умений.

Подготовительный этап

На этом этапе пристальное внимание уделяется следующим упражнениям:

  1. упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, голоса (пропевание гласных звуков);
  2.  упражнения на формирование чувства темпа и ритма на речевом материале (четкое проговаривание слогов с сохранными согласными, чистоговорки);
  3. артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики.

Пр.: тема «Овощи, фрукты». Сели дети и стали есть фрукты: взяли кислый лимон, горький лук, вдруг увидели сочный помидор (удивились), вот «зубки почистили», облизали губки (артикуляционная гимнастика);

  1. упражнения способствующие формированию фонематического восприятия (различение неречевых звуков). Слушание музыки: ритм, темп, громкость создает основу для фонематического восприятия звуков речи;
  2. подвижные игры. В подвижных играх решаются следующие задачи: закрепление грамматических конструкций, формирование двигательных навыков, расширение словарного запаса. Это игры с мячом, игры - вокализации (пропевание вопросов и ответов), упражнения на классификацию и т.п.;
  3.  упражнения на релаксацию по контрасту «покой - напряжение»;
  4. обучение детей самомассажу лица, кистей рук, гимнастике для глаз.

 Пр.:

Массаж пальцев «Дружба»

Педагог.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Растирание ладоней.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.

Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом – на другой.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Педагог.

Паровоз кричит:

 «Ду - ду! Я иду, иду, иду!»

Поколачивание кулачками.

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! Так-так-так!

Похлопывание ладошками.

Так-так-так! Так-так-так!»

(Н. Френкель)

Формирование первоначальных произносительных умений

(постановка звука, автоматизация звука изолированно, в слогах, словах)

На этом этапе проводятся следующие упражнения:

- упражнения на выработку длительного направленного выдоха под музыку. Используются фонопедические упражнения, цель которых укрепление гортани, закрепление навыков речевого дыхания.

-  упражнения в произнесении вновь поставленных звуков изолированно

 (Пр.: игра «Комарики», «Чайник»), в слогах,  в сочетании с движениями рук, ног (игры - звукоподражания, чистоговорки), в словах (чистоговорки, попевки)

- упражнения на координацию речи с движением. «Рассказывание» стихотворений с помощью рук вызывает у детей живой интерес, развивает произвольное внимание, повышает эмоциональный тонус. В стихотворениях содержится много глагольных форм, что полезно для детей с ОНР.

- упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха. Проводятся игры на дифференциацию звуков сходных по звучанию и артикуляции (Пр.: игра «Комарики (з) и жуки (ж)»). Проводятся игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове, дети подбирают слова на заданный звук и т.д.

Формирование коммуникативных умений

(автоматизация звуков в предложениях и введение звуков

в свободную речь)

На этом этапе используются:

  1.  Стихотворения, песни, считалки, потешки и т.д.
  2.  Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию речи с движением, игры - диалоги.
  3.  Разнообразные творческие задания: инсценировки стихотворений, песен, разыгрывание диалогов по ролям.

Песни и стихотворения сопровождаются движениями рук, ног, головы, туловища. Развивается плавность, выразительность речи, речевая память.

  1.  Упражнения на развитие фонематического слуха, совершенствование звукослогового анализа слов (Пр.: игра «Живые звуки» - детям даются буквы и они составляют из них слово, «Умный молоточек» - отстукивание слогов с помощью бубна).

Конечная цель логоритмики -  научить детей выполнять упражнения в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой и речью.

Как осуществляется взаимодействие специалистов на логоритмике?

Логоритмику проводят  музыкальный руководитель, логопед, воспитатель. Все упражнения объединены одной лексической темой, которая изучается в данном квартале.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально - двигательные, музыкально - дидактические игры, песни, осуществляет контроль за артикуляцией, дикцией, темпом речи, дыханием. Логопед осуществляет контроль артикуляционной нагрузки в попевках.

Логопед подбирает упражнения на развитие общих речевых навыков, речевые игры, упражнения на расширение словарного запаса, на развитие фонематического восприятия.

Воспитатель на логоритмике  помогает организовать детей: следит за осанкой, качеством движений, за соблюдением правил игры. Выступает в роли персонажа, если необходимо.

В группе воспитатели и логопед повторяют упражнения, тексты песен, словесный материал к играм. Включают пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движением в свою образовательную деятельность.

Таким образом, осуществляется преемственность в работе специалистов.

Схема занятия по логоритмике

Вводная часть

Предусматривает приветствие, объявление темы занятия и проведение ритмической разминки. Задача разминки - подготовить организм ребенка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку. В начале занятий важен положительный эмоциональный настрой (эффективно включение мимической разминки). Можно включать дыхательный тренинг, речевые игры, пальчиковую гимнастику, речь с движением.

Основная часть

В зависимости от этапа логопедической коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных, речевых упражнений. Здесь целесообразно включать более сложные игры на воображение, развитие творческих способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Проводятся танцевально - ритмические упражнения.

Заключительная часть

Любое логоритмическое занятие заканчивается упражнениями на восстановление дыхания, упражнениями на релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега. Заключительная часть, кроме того, предполагает подведение итогов занятия, дети отвечают на вопросы. Одной из задач заключительного этапа является сохранение полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта. Для этого педагог позитивнее оценивает деятельность каждого из детей.

Список используемой и рекомендуемой литературы:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими ОНР/Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 176с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1985. - 191с.
  4. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. - СПб.: КАРО,2006. - 144с.
  5. Планирование и конспекты занятий по обучению детей регуляции дыхания: Методическое пособие/С.Н. Зинатулин. - М.: Айрис - пресс, 2007.-64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста»

В совместной деятельности с детьми используя логоримические упражнения- корректирием речь детей....

«Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)».

Мастер-класс «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста (программа по логоритмике «Говорящая музыка»)» в рамках Семинара-практик...

Методическая разработка "Логоритмика как форма коррекции речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта"

Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений...

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

Консультация для музыкальных руководителей:«Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»...

Консультация для родителей «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР"

Уважаемые родители, вам знакома ситуация, когда Ваш ребенок говорит много и без умолку, но большую часть в его речи невозможно разобрать? Или напротив, ребенку уже исполнилось три года, но он практиче...

Консультация для музыкального руководителя: «Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР»

В консультации освещается вопрос взаимодействия специалистов по логоритмике. Приведены этапы логоритмической работы по преодолению у дошкольников неправильного звукопроизношения...

"Логоритмика в системе коррекции слоговой структуры у дошкольников"

Ритмодекламация - чудесный вид речевой деятельности способствующий развитию речевого дыхания, дикции, навыков интонационно - выразительной речи, слуховой памяти, а также нормализации темпоритма речи. ...