ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ
статья по логопедии

Вдовенко Татьяна Сергеевна

В статье  возможные методы  нарушения письменной речи. В   проанализирована программа О. А. Ждановой по с детьми категории речевого нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx45.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ

В статье   возможные методы   нарушения письменной речи. В   проанализирована  программа О. А. Ждановой по  с детьми  категории речевого

Письмо представляет  сложную форму  деятельности в   и является  процессом.  При  письменной речи   различные анализаторы:  рече- рече-двигательный,  обще-двигательный.  ними в  письма устанавливается  связь и  При овладении  эти операции  в развернутом  Данный процесс  большое количество  и имеет  структуру.   процесса определяет  навыком, задачами и  письма. Конечным  самого процесса  устной речи в  является автоматизация  руки. Проговаривание  большую роль на  х этапах, при  навыком письма. Оно  уточнить характер  определить последовательность  в слове,  его от  звуков. Соотнесение  из слова  с определенным  образом буквы,  должна быть  от всех  особенно от  графически –  следующей операцией. Для  графически сходных букв  достаточный уровень  пространственных представлений,  анализа и  Воспроизведение с  движений руки  образа буквы –  операция процесса . Кинестетический   осуществляется   с  руки. По мере  букв и слов  контроль подкрепляется  написанного, зрительным  Процесс письма  на основе  уровня сформированности  неречевых и  функций: правильного их  слуховой дифференциации  сформированности лексико-грамматической  речи, языкового  и синтеза,  представлений, зрительного  и синтеза [2, с. 463].

Несформированность какой-либо из  функций может  причиной  я процесса  письменной речью – или  логопедической терминологии «дей». В. А. Киселёва указывает, что  в  логопедии в  время освещены  симптоматики, механизмов  структуры данного  расстройства, разработаны не  методологические  но и   содержание и  методы коррекции  видов дисграфии:  А. Н. Корнева, Ф. А. Рау,  А. Р. Лурия, М. Е. Хватцева,  Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой,   Р. И. Лалаевой, Г. Г. Мисаренко,  О. Б. Иншаковой, М. Н. Русецкой,  [3, с. 20].

У детей с  отмечается несформированность  высших психических  зрительного анализа и  пространственных представлений,  дифференциации звуков  фонематического, слогового  и синтеза,  предложений на  лексико-грамматического строя  расстройства памяти,  сукцессивных и  процессов, эмоционально-волевой  [2, с. 463]. Проявление  дисграфии заключается в  и повторяющихся  в процессе  которые можно  следующим образом:   на письме;    звукослоговой  слова; искажение и  букв; нарушение  написания отдельных слов в  [2, с. 471]. С дисграфии является ш дезадаптация, резкое  школьной мотивации,  усвоения тех  или иных  предметов, нарушение  развития школьника.

Профилактика нарушений  должна проводиться с  возраста: лучше  нарушение в  возрасте, чем  его в  школьном. Исправление  будет проходить на  дольше и  сложнее для  школьника, это  большой нагрузкой. Если же  данную предрасположенность в  возрасте при  пр профилактики, то оно   легче  воздействию. В. А. Киселёва  , что п нарушений письма у  старшего дошкольного  является одним из  направлений коррекционной  в системе дошкольного   [3, с. 10].  исследований, целенаправленно  на освещение  дисграфии  этапах обучения все еще  особо фрагментарно  сведения о специфике  современного диагностического  учителя-логопеда и его  применительно к  с  письменной речи.

Возможность получить  данные,   специфику  дисграфии  этапах обучения и  дополнить общую  дизонтогенеза детей   категории,   предопределило  исследовательской деятельности . Целью её   является  оригинальной программы  дисграфии у  дошкольного возраста. В  ею была разработана  профилактики нарушений  у старших  не имеющих в  нарушений речи [1, с. 151]. В е коррекционной   автор  использовать следующие : 1) формирование фонематических  работа по  фонематического слуха;  слухового внимания;  фонематического восприятия;  фонематических представлений;  фонематического анализа; 2) р оптико-пространственных функций,  над развитием  организации   работа по  ориентации в  теле; работа по  ориентации в трё пространстве; работа по  ориентации в  пространстве;  3) р языкового анализа и  анализа предложений на  слогового анализа и  фонематического  и синтеза;  4) р грамматического строя  работа над  словоизменения и  употребление предложно-падежных  согласование существительного и  в роде и  дифференциация глаголов  и множественного  в настоящем  дифференциация глаголов  и несовершенного  согласование существительного и  прошедшего времени в роде и ; 5) развитие зрительного  : знание  узнавание букв в  условиях ённых», изображённых  недописанных, стилизованных,  зеркально); узнавание  наложенных друг на  узнавание сходных по  букв; развитие  реконструировать печатные

Автор предлагает   работу по развитию  восприятия и  по двум  1) формирование  слухового контроля за  произнесения в  речи звуков, не  в произношении  2) формирование  слухового самоконтроля.  правильно и  произнесенного звука в  речи осуществляется  систему слуховых  в о последовательности.   предлагают  неправильное произношение: а)  в слогах  структуры (открытых, ых, со  согласных); б)   в словах в  позиции (звук в  конце, середине  без стечения и со  согласных); в)   во фразах. В  логопедической работы    предлагает  ть игры и  с нарастанием  условий  слов: от  отличающихся несколькими  к словам,  ися только  звуком.

При развитии у  умения дифференцировать  различающиеся несколькими  или  звуком,  широко ются приемы я серий  с различающимися  и согласными  с акустически  и акустически  звуками. В  используются  различных  – открытые,  без стечения  и со  согласных.

Автор указывает, что ф пространственных представлений и  ориентации включает в   1) работу по  ориентации в  теле (практическое  схемы собственного  освоение пространственных  между предметами и  телом, определение  удалённости  от собственного  выполнение и  построение  -организованных  использование соответствующих  эквивалентов для  пространственных понятий и   2) работу по  ориентации в трё пространстве   позади, далеко,  высоко, низко и   3) работу по  ориентации в  пространстве, т. е.  на плоскости.  

О. А. Жданова указывает на р языкового анализа и , который  в себя: 1)  предложения на  определение количества,  и места слов в  2) слоговой  и синтез: ение количества  в слове;  количества слогов в слове,  логопедом;   картинок, в  которых определённое  слогов (картинки не   назвать  предложение,  по слогам;  3)  анализ: выделение  на фоне  выделение первого  из слова;  последнего звука из  определение места  в слове  середина, конец);  количества звуков в  определение места  по отношению к  звукам слова;  4)  синтез; 5) фонематические   придумывание  в которых есть ённый звук. 

Развитие зрительного   включает в  выкладывание букв из  с фиксированием  на том, в  сторону направлена  где расположены ее  и в  количестве; определение  написанных на  где представлены как  так и  (зеркальные) буквы;  картонных букв с  глазами.  

Развитие графо- навыков, как  автор,   различные графо- упражнения. Содержание  упражнений разнообразно:  обведение заданных  и контуров,  линий разной  выполнение изображений в  воспроизведение графических  по клеточкам и без  на них,  создание разных  декоративных композиций по  знакам (точкам,  и без них с  принципов ритма,  написание   (отдельных  буквенных знаков).  

Автор   занятия  по трём  в  со степенью  графических упражнений и  точности их  При выполнении  упражнений дети  умение держать  (или фломастер)   делать им  без  в  направлениях. Для  навыков равномерного  руки под  зрения используются  на штриховку. Дети   правила  не выходить за  наносить линии в  направлении, соблюдать  между ними (не  0,3-0,5 см).  Дети  в  изображений, в  сочетаются горизонтальные,  наклонные, волнистые  замкнутые формы. Так,  игра «Дострой  тренирует руку   в проведении параллельных  При этом дети   определяют  линий и  им движение руки  –  слева –  и т. д.).  постепенно увеличивается  графических  путем использования  более сложной  воспроизведения узоров по  самостоятельного декорирования  изображений предложенными  в том  элементами   знаков. Дети  в плавном,  чередовании и  движений руки под  зрения.  На поем этапе  работы дети  приемы расположения  элементов на  упражняются в  определении направления  и движений  четкой передаче  элементов узора с  ритма, симметрии.   выполнения работы  характер  упражнений: от  конкретных изображений к  (использование точек,   графем).  петельные, зигзагообразные,  элементы, создающие  стилизованных цветов,  ягод  [1, с. 154].

Данная программа является многоуровневой и индивидуально-моделирующей работу с ребёнком. Она включает упражнения разного характера и уровни разной сложности, позволяющие выстраивать индивидуальный образовательный маршрут с любым ребёнком с нарушением письменной речи. Разнообразие упражнений позволяет организовать индивидуальный  дифференцированный подход в работе с дошкольниками в соответствии сложности речевого нарушения.

Как показывает  анализ работы О. А. Ждановой, созданная система профилактики нарушений чтения и письма является эффективной. Результаты анализа проведённой работы и подведение статистических исследований в конце учебного года имеет положительный результат. К сожалению, работа О. А. Ждановой не является оригинальной: основная идея её программы заимствована из методической концепции Галины Амосовны Каше. В программе не используются инновационные ресурсы, позволяющие освежить подходы в профилактике дисграфии. Возможно использование каких-либо наглядных пособий или компьютерных технологий. Использование данных технологий поможет изучить развитие предпосылок письменной речи, вызовет у дошкольника интерес к работе.

Сейчас век современных технологий и необходимо придумывать что-то новое, что бы профилактика, коррекция и диагностика были продуктивнее. В работе по диагностике предрасположенности к дисграфии я использую наглядное пособие «Развивайка», разработанное мною. Оно направлено на изучение предпосылок письма: на развитие мелкой моторики и познавательных процессов ребёнка, зрительной концентрации и т. д. Данное пособие по новому построит работу логопеда над проблемой предрасположенности к дисграфии.

Литература

1. Жданова О. А., Профилактика дисграфии в дошкольном возрасте // О. А. Жданова / Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова: Логопедия. Изд-во РИНХ, 2011. с. 149-154.

2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.

3. Киселёва В. А., Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии // В. А. Киселёва / Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук: МПГУ. – М.: 171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....