Помощь родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте (встреча родительского клуба).
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Конспект-сценарий встречи родительского клуба в подготовительной логопедической группе по вопросам реализации помощи родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Встреча родительского клуба в подготовительной к школе группе
на тему
«Помощь родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте».
Цели:
- Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении нарушений письменной речи у детей, давать необходимые рекомендации.
- Обозначить проблемы, возникающие при письме у старших дошкольников и младших школьников.
- Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.
Задачи:
- Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
- Пополнить и систематизировать наглядно-информационный и практический материал для родителей, направленный на развитие письменной речи детей.
- Увлекать родителей разнообразными способами деятельности при проведении коллективных встреч.
Ход встречи.
I. Организационный момент.
В уголке группы для родителей оформлена выставка дидактических и методических пособий по профилактике нарушений и формированию письменной речи. Демонстрируется папка с информационно-практическим материалом для родителей.
II. Сообщение темы встречи.
Логопед: Добрый вечер, позвольте начать очередную встречу нашего родительского клуба на тему «Помощь родителей детям в преодолении трудностей при подготовке к обучению грамоте». Сегодня мы поговорим о процессе письма и предупреждении ошибок при формировании письменной речи у детей.
III. Психологический настрой.
Родители пишут левой рукой предложение: «Дети идут в школу» (для правшей). Затем делятся своими ощущениями от написания фразы в непривычных условиях.
Логопед: Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.
IV. Основная часть.
Логопед: Прежде чем говорить о помощи детям, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма.
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Какие умения и навыки (функции) должны быть сформированы у детей для успешного овладения письменной речью?
Ответы родителей по наводящим вопросам логопеда с опорой на схему «ухо- рот- рука- глаз»: умение выделять речевые звуки и выполнять звуковой анализ и синтез; умение правильно произносить звуки; показатель развития мелкой моторики; показатель развития зрительного внимания, восприятия и памяти.
Речеслуховой анализатор.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения звуков живой и неживой природы (шума дождя, жужжания пчел, шума ветра и т.п.), музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка- точка, уголь- угол т.п. Способность человека к распознанию звуков называется фонематическим слухом. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
К 6 годам ребенку необходимо научиться:
- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);
- отбирать картинки на заданный звук;
- выделять первый, последний звуки в словах;
- определять последовательность и количество звуков в словах;
- синтезировать звуки речи в целое слово (к-и-т).
Практическое задание. Родителям предлагается рассмотреть письменные работы младших школьников и определить ошибки, свидетельствующие о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:
- замена звонких и глухих согласных;
- замена твердых и мягких согласных;
- пропуски гласных букв;
- пропуски слогов;
- перестановки букв, слогов;
- недописывание слова;
- несоблюдение границ предложений.
Задания для родителей к написанному предложению «Дети идут в школу»: Назвать мягкие согласные в словах. Найти слово, в котором больше всего слогов. Назвать 1-ый слог четвертого слова. Назвать слово, в котором ударение падает на букву у.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.
1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку положить ладонь на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука на горле ощущается вибрация, дрожание голосовых связок.
2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
3. Использование графических обозначений звуков: звонкий ~ глухой (голосовые связки не дрожат).
4. Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец) л____ __л__ ____л
5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.
7. Звукобуквенный анализ слов.
8. Придумывание слова по заданной схеме.
9. Придумывание слова из трех/четырех звуков, со звуком л.
Внимание родителей обращается на папку с подборкой игр и упражнений по теме.
Речедвигательный анализатор.
Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, они могут отразиться на письме. (Обращается внимание родителей на письменные работы младших школьников.)
Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».
Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора.
1. Контроль за правильным произношением звуков.
С целью предупреждения вышеперечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.
Пример: звук [р]: губы –полураскрыты; зубы –щель; язык (кончик) –дрожит; воздушная струя –прерывистая; голос –звенит.
2. Развитие движений губ, языка, щек.
Родителям предлагается выполнить традиционные логопедические упражнения: «Блинчик», «Иголочка», «Чашечка», «Грибок»…
3. Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.
Родителям предлагается вспомнить установку на правильное дутье (губы –в улыбке, кончик языка между губами) и упражнения на формирование и развитие речевого дыхания.
«Загони мяч в ворота», «Сигнал» (Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.), надувание воздушных шариков, сдувать с носа кусочек бумаги, дуть через соломинку.
4. Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах, чисто- и скороговорках.
Логопед раздает некоторым родителям карточки с текстом скороговорок. Родители по очереди читают текст и определяют, какой звук чаще всего повторяется.
Труба трубит, труба поет,
Трубач по городу идет.
Толст тот, кто ест торт.
Дарья дарит Дине дыни.
Свиристель свистит свирелью.
Около колодца кольцо не найдется.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Волки рыщут, пищу ищут.
На заре озеро порозовело.
Ежу на ужин жук не нужен.
Съел Слава сало, да сала было мало.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Идет козел с козой, а коза идет с косой.
У ежа –ежата, у ужа –ужата.
Зрительный анализатор.
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
1. Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у.
2. Зеркальность (с, э, з, е).
3. Трудность удержания строки наклона.
Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза.
1. Назвать предметы по их контурам.
2. Назвать и дорисовать предметы.
3. Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
4. Назвать перечеркнутые изображения.
5. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
6. Показать правильно написанную букву.
7. Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).
Развитие зрительной памяти:
- запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (8-10);
- запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
- игра «Чего не стало?»(находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
- игра «Что изменилось?».
Двигательный анализатор.
При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожащие линии;
- колебание наклона и высоты букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Рекомендации по развитию мелкой моторики рук.
- Пальчиковые упражнения.
Ручку пальчиками взяли и кружок нарисовали.
Раз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их, дружок.
- Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро - ладонь».
Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
- Упражнения с бумагой (обрывание).
- Выкладывание букв из подручного материала.
Родителям предлагается назвать упражнения и игры по развитию мелкой моторики рук детей в семье.
V. Итог встречи.
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение и еще раз терпение и систематические занятия.
Литература:
1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.
2. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.
3. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2004.
4. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. – СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".
обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Конспект непосредственно организованной логопедической образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи по подготовке к обучению грамоте. Тема: Лыжная прогулка.
НОД по обучению грамоте в рамках лексической темы "Здоровей-ка" с развернутым звукослоговым анализом слова "лыжы"....
Методическая разработка по теме: Игры для детей старшего дошкольного возраста в подготовке к обучению грамоте.
Предлагается деловая игра с целью систематизации теоретических и практических знаний педагогв по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ "ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ" И РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ. Автор: учитель – логопед высшей квалификационной категории Гришина Ирина Юрьевна (irinag2121@mail.ru)
Комплект из 30 цветных таблиц разработан с целью повышения результативности усвоения детьми сложных понятий, звуков, букв, их последовательности, классификации и т. д., что позволя...
Консультация для родителей и педагогов "ФГОС дошкольного образования: подготовка к обучению грамоте детей с ТНР"
К консультации прилагается памятка....
Современные подходы к оказанию консультативной помощи родителям воспитанников в преодолении трудностей в обучении
В данном материале раскрываются практические приемы взаимодействия педагогов с родителями, направленные на построение эффективного взаимодействия родителей с детьми....