"В мире звуков и букв"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Будковая Ирина Сергеевна

Занятие в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

             «Центр развития ребенка – детский сад №7»

           

             

«В мире звуков и букв»

                                                                                             

                 

                                                                                                   учитель – логопед

                                                                                                   Будковая И. С.

                                       

                                           

Тема: «В мире звуков и букв».                                            

Цель: Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки, «буква».

Задачи: 1.Дифференцировать понятия «звук» и «буква».    

              2.Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память.

Демонстрационный материал: буквы, домики, сказочные герои.

Раздаточный материал: зеркала, буквы, логопедическое лото, предметные картинки, крышки красного, зеленого и синего цвета.

                                         Ход занятия.

Организационный момент.

Игра «Назови ласково».  Дом – домик малина – малинка кровать – кроватка  тетрадь – тетрадка собака – собачка кошка – кошечка вода – водичка слон – слоненок бегемот – бегемотик  стакан – стаканчик  тарелка – тарелочка стул – стульчик кастрюля – кастрюлька

Развитие общей моторики.

Упражнение «Едем, едем на машине...»

  Едем, едем на машине,

(Дети имитируют движения рулём)  

   Нажимаем на педаль.                    

(Ногу сгибают, вытягивают)

Скорости переключаем,                

(«Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.  

(Приставляют ладонь ко лбу)

Дворники  счищают  капли          

(Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)  

  Вправо, влево. Чистота!              

(Наклоняют руки вправо, влево)

Волосы ерошит ветер.                

(Над головой шевелят пальцами)

Мы - шофёры хоть куда!          

(Поднимают вверх большой палец руки)

Ехали мы и приехали в гости к бабушке и дедушке. А кто вы для бабушки с дедушкой? (внуки). Сейчас все вместе будем рассказывать сказку «У бабушки с дедушкой». Я словами, а вы - при помощи губ, щек и языка.

Артикуляционная гимнастика.

Толстые внуки приехали в гости.    Надувают щеки

С ними худые –                                  Втягивают

Лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой

Всем улыбнулись                              растягивают губы в улыбке

Поцеловать они всех потянулись     тянут губы вперед

Утром проснулись –

В улыбочку губы.                               Широко улыбаются.

Чистили мы свои верхние зубы        Широкий язык за верхними зубами

Вправо и влево,

Внутри и снаружи.                            Двигают языком.

С нижними зубками

Тоже мы дружим

Губы сожмем мы

 И рот прополощем.                      Надувают губы, щеки не пропускают воздух.

И самоваром пыхтим

Что есть мочи.                              Надувают щеки и выпускают воздух через губы

Блюдца поставим –

Положат блины нам.                      Широкий язык на нижней губе

Дуем на блинчик –

Не в щеки, не мимо.                        Дуют на широкий язык.

Вкусным был завтрак –

Мы губки оближем.                         Облизывают кончиком языка губы по кругу.

Здесь нашей сказочке конец,

А кто упражнения делал.

Тот молодец.        

Развитие мелкой моторики.

  Эй. Ребята! Эге – гей!             Хлопают в ладоши

Чистим овощи для щей.         Ладони II друг другу, пальцы выпрямлены

Режем мы капусту –                поднимают и опускают ладони («рубят»)  

Будет супчик вкусный.

   Чистим мы картошку,        поглаживают  пальцами правой руки  

    Чистим очень ловко,              тыльную сторону левой    

Мы натрем морковку

Красную головку.

   А потом, а потом                стучат по левой ладони ребром правой.

  Мы покрошим помидор,

И головку лучка,

И зубок чесночка.

Мы посолим супчик.             «солят»

         Попробуй, голубчик!                        Протягивают обе ладони вперед    

Речевая гимнастика.

Беседа о звуках.

Звуков много есть на свете: шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи, мы их точно знать должны.

 Подумайте, что мы знаем о звуках речи? Какие они бывают?  Гласные и согласные).

Почему они называются гласными? Каким цветом обозначаются на схеме? Сколько гласных звуков в русском языке? Назовите согласные звуки. Почему они называются согласными? Согласные звуки бывают какими? (твердыми и мягкими, звонкими и глухими). Каким цветом обозначаются на схеме? (твердые синим , мягкие зеленым).

  Вы точно и правильно называли звуки, значит легко и быстро поможете собрать бабушкины бусы.

         У бабушки нашей

         Рассыпались бусы.

         Чтоб бабушке бусы

          Смогли мы собрать,

         Нам нужно подумать,

         Картинку назвать

         Красиво и четко,

         Конечно же, вслух,

         Чтоб самый последний

          Все слышали звук.

          Нам выделить нужно его и узнать

          И новое слово с него начинать. (бегемот тыква автобус санки индеец цыпленок карандаш шар рукав вагон носорог грач черепаха ананас снежинки).

Ну что ж, молодцы,

Вы все бусы собрали,

На тонкую ниточку их нанизали.

«Найди сой домик»

В разных местах группы расставлены домики с 1, 2мя, и 3мя окошками. В домике с одним окно живут слова с одним слогом, с двумя окнами – с двумя слогами, с тремя окнами – с тремя слогами. Л. раздает картинки детям. По первому сигналу Л. дети разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить звуки. (машина, кровать, санки, нож, подушка, автобус, сок, кошка, собака, цветы, кровать,)

Вот посмотрите, к вам в гости пришли сказочные герои. Они знают очень много слов, которые начинаются с гласных звуков А, У, О, И, Э.Только эти слова все перепутались и нужно помочь разобрать слова так, как они просят:

 Буратино: Назовите мне слова –

В начале слова гласный – А

      Мышонок: слово быстро назови,

      В начале слова гласный – И.

 Волк: Слов придумать не могу

  В начале слова гласный – У.

        Микки Маус: Вспомнить слово не легко –

        В начале слова гласный – О.

Заяц: Не в середине, не в конце,

 В начале слова гласный – Э.

(Дети по очереди выбирают нужные картинки и отдают их сказочным героям. Ананас, автобус, абрикос, улитка, ухо, утюг, ослик, окна, овощи, иголка, индюк, индеец, эскалатор, экскаватор, этажерка.)

 Физкультминутка.

Аист, аист, длинноногий!

Укажи домой дорогу.

Топай правою ногой, топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

 «Речевое лото»

У каждого ребенка карточка с картинками, в названиях которых есть звуки а, у, и, о и карточки с буквами А, У, И, О.

 Рассмотрите картинки, определите, какой из гласных звуков есть в слове и положите соответствующую букву на картинку.

Итог занятия.

Какие бывают звуки речи? Каким цветом на схеме обозначаются гласные звуки, согласные?

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект учителя-логопеда "В мире звуков и букв"

С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную область «Коммуникация» вошло обучение грамоте, с целью научить детей сливать слоги и простые слова. Для того ...

"В мире звуков и букв"

Конспект итоговой НОД по логопедии с включением ИКТ....

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЗВУКОВ И БУКВ».

Главная задача педагогов и родителей дошкольника – сформировать предпосылки к овладению грамотой. И начинать надо с развития фонематического восприятия, то есть умения правильно слышать выделять...

Педагогический долгосрочный проект «В мире звуков и букв»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «ТОПОЛЕК» №1      Педагогический проект«В мире звуков и букв»...

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв".

Проект в подготовительной группе "В мире звуков и букв"....

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв».

Проект моя первая буква «В мире звуков и букв»....