Главные вкладки

    «ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».
    методическая разработка по логопедии

    Сергеева Татьяна Евгеньевна

         Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

         Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

         Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, которые способствуют социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx28.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад №21 общеразвивающего вида»

    Тема: «ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».

                                                                                            Подготовила

    учитель-логопед

    Сергеева Т.Е.

         В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, учителям – логопедам, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в работе, которые  были бы интересны дошкольникам,  соответствовали бы их возрасту, и эффективно решали  образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

         Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

         Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

         Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, которые способствуют социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.

     Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ  включает основные направления:

    • развитие общей и мелкой моторики;

    • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

    • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной) , к которой относятся - лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности.

    • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

    • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

    • формирование представлений о пространстве, времени

       Одним из современных средств в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ, является ЛЭПБУК.

           

          Лэпбук  (lapbook) – в дословном переводе с английского языка  означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, и т.д.),  в которых организован и записан изучаемый материал.

    Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
    Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.

       У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

         

     Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.

       

           По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материала для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т.е. содержание материала на протяжении длительного периода (до нескольких лет) закрепляться, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка.

    Такая интерактивная папка позволяет:

    • пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
    • ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
    • формировать грамматические категории;
    • развивать связную речь;
    • совершенствовать мелкую моторику.

    Лэпбук можно использовать как на индивидуальных, так  и  на подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

    Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

    • трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
    • полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
    • вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
    • доступность - лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
    • насыщенность - соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

         Работа с лэп-буком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

    • включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
    • добровольное присоединение детей к деятельности;
    • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
    • открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

        Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.

       

        Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.

        Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

    Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей.

        Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал

    • Это отличный способ для повторения пройденного
    • Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
    • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию

    Лэпбук состоит из папки разного формата, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.

      В интерактивной тематической папке, которую лучше  делать вместе с детьми своими руками будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: загадки, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку, используя лэпбуки, логопед,  имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально.

      Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить эффективное развитие речи.

     Лэпбук позволяет:

     - уточнить имеющийся словарь;

     - активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;

    Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.

    Таким образом, используя лэпбуки в работе с детьми, у дошкольников с ОВЗ формируются такие качеств, таких как:

    • уверенность в собственных силах;
    • любознательность;
    • способность к волевым усилиям;
    • самостоятельность;
    • инициативность.

    1. Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

    1. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбуки и с радостью повторяет пройденное.

    1. Ребёнок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, это хорошая подготовка к обучению в школе.

    1. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания в соответствии с возрастом ребенка и его способностями.

         5.  Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности     взрослого и ребенка. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

        Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект как метод познавательно-речевого развития детей в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГТ

    Работа по созданию проекта в рамках тематических недель "Овощи", "Огород" в подготовительной логопедической группе МБДОУ....

    НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...

    Педагогическая находка «Лэпбук как современное средство обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО»

    ЛЭПБУК – в дословном переводе с английского «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз посмотре...

    Вебинар "Современный электронный инструментарий для мониторинга образования в ДОУ и формирования индивидуальных образовательных траекторий детей"

    Что нужно для того, чтобы стать современным и востребованным дошкольным образовательным учреждением? Как без больших усилий добиться доверительных отношений между педагогами и родителями воспитанников...

    СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

       Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...