Использование элементов логоритмики для совершенствования речедвигательной деятельности у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
статья по коррекционной педагогике

Гребенщикова Елена Сергеевна

Логоритмика - как элемент коррекционно- логопедической работы учителя логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Овладение ребенком возрастными двигательными навыками является функциональной основой для формирования речевых функций. Отсутствие двигательной активности и предметных действий, недоразвитие мелкой моторики и, вообще руки как познавательного органа, неполноценное доречевое общение к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений [1: 5].

Особо стоит отметить, что нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. И дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, несомненно, преодолевают эти затруднения в процессе развития и обучения в детском саду. Наиболее эффективным средством развития психической и речедвигательной сферы этих детей являются занятия с элементами логопедической ритмики [1: 6].

Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Отечественные ученые (В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гринер и другие) занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса [2 : 10].

Занятия с элементами логоритмики способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами [2 : 23].

Примеры логоритмических элементов, составляющих логопедическое занятие: артикуляционная гимнастика, чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики рук; упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма. Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве. Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа и мышления. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Их последовательность и наполняемость варьируется в зависимости от поставленных коррекционных задач и индивидуального развития детей.

К проведению логопедического  занятия с элементами логоритмики, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:

Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме [2 : 18].

На таких занятиях реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука; развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения [1 : 21].

Использование логоритмических игр и упражнений активно используется нами при проведении комплексных интегрированных занятий с другими специалистами и воспитателями. Предлагаем вашему вниманию конспект такого занятия по обобщающей лексической теме «Весна».

Цель: систематизация знаний детей на тему «Весна в лесу» в процессе двигательной и речевой деятельности.

Задачи: Коррекционно-образовательные: активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные”; закреплять знания детей о признаках весны; автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи; закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму у существительных;

Коррекционно-развивающие: продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения детей; продолжать развивать мелкую моторику рук; укреплять мышцы спины и живота, коррегировать диафрагмальное дыхание; продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; продолжать развивать координацию речи с движением (под счет, заданный ритм);

Воспитательные: воспитывать любовь ко всему живому; воспитывать положительное отношение между детьми в процессе игровой деятельности.

Оборудование:

мягкие игрушки (дикие животные), шишки и грибы (муляжи), галстуки лесных спасателей, аудиозаписи лесных звуков, карточки с изображением признаков весны, спортивный инвентарь : обручи, мяч, утяжелители, мягкие модули, тоннель, ребристая дорожка, гимнастические коврики.

Ход занятия: Инструктор ЛФК:

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Но сначала скажите, какое время года наступило? Правильно. А теперь отгадайте, кто к нам пришёл?

Зеленоглаза, весела, 
девица-красавица. 
Нам в подарок принесла
то, что всем понравится: 
зелень – листьям, нам – тепло, 

волшебство – чтоб все цвело. 

Вслед ей прилетели птицы – 
песни петь все мастерицы. 
Догадались, кто она? 
Эта девица - ...

Входит Весна (логопед):

– Слышу-слышу, это я!

Здравствуйте, мои друзья!

Дети, а по каким приметам мы узнаем весну?

Работа с картинками.

Ребята, а я же к вам за помощью пришла! Инструктор ЛФК: - Весна, что случилось?

Весна: «Верная слуга зимы Снежная Королева заколдовала лесных жителей! Медведь голодный все спит в своей берлоге, а зайка никак не поменяет свою шубку, так и бегает в белой…  И ёж спит… А ведь давно пора всем проснуться и радоваться весне! На дворе уже апрель! Ребята, помогите мне прогнать Снежную Королеву и зверей разбудить!»

Инструктор ЛФК:

- Поможем весне? Но чтобы в лес попасть, надо силушки набраться! Путь нам предстоит нелегкий и долгий!

 Весна (Логопедическое упражнение на развитие мелкой моторики и  артикуляторных движений):

- Давайте вспомним нашу закличку! Говорить нужно чётко, громко, выговаривая каждый звук!

ЛА-ЛА-ЛА

– к нам весна пришла;

Хлопают в ладоши на каждый слог

Шагают по раскрытой ладошке.

ПЛО-ПЛО-ПЛО

– на дворе тепло;

Хлопают в ладоши на каждый слог

Сжимают разжимают кулачки.

ПЕЛЬ-ПЕЛЬ-ПЕЛЬ

– капает капель;

Хлопают в ладоши на каждый слог

Указат.пальцем стучат по ладошке.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

– расцветай земля.

Хлопают в ладоши на каждый слог

Соединяют «колечки»

Теперь мы размяли наши пальчики и язычки, и я могу посвятить вас в отряд лесных спасателей! Хотите? Со словами:

Чтоб стать лесным спасателем,

Нужно быть всегда внимательным!

Чётко, громко говорить,

Ловким, быстрым, умным быть!

Повязываем на шею синий галстук спасателя.

Инструктор ЛФК (упражнения на развитие общей моторики):  – Ребята, теперь вы настоящий отряд спасателей! И мы готовы отправиться в путь!

Вводная часть

Обычная ходьба

Ходьба на носках

Ходьба на пятках

Ходьба на четвереньках

Ходьба на высоких четвереньках

Обычная ходьба

Лёгкий бег

В лес весенний мы шагаем
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки

По прямой дорожке.

Девчонки и мальчишки!

Вы теперь зайчишки!

На носочки поднимитесь

И макушкою тянитесь.
Зайки тихо все идут

Уточек к себе зовут!

Вот лисичка прибежала.

Спинку выгнула сначала.

Плавно лисонька ступает

И волчонка подзывает!

Мы в ребяток превратились,

Дальше в путь с тобой пустились.

Друг за другом побежали

И нисколько не устали.

Весна (Упражнения на развитие слухового внимания и звукоподражания):

Вот пришли мы на опушку

А тут разные зверюшки!

Приготовьте ушки-слушки!

Отгадайте-ка зверюшку!

 (включаются голоса птиц и диких зверей, дети отгадывают)

Отгадали? А теперь покажите нам зверей!

Сова – повороты головы вправо-влево со звуком У-УХ!

Кукушка – со звуком КУ-КУ взмахи руками

Дятел – наклоны вниз со звуком ТУК-ТУК!Ребята, скажите, как одним словом мы можем назвать и сову, и кукушку, и дятла? Они все кто?

Ёж – сидя на полу, сгибают колени и прячут голову со звуком Ф-Ф.

Медведь – дрессированный медведь едет на велосипеде.

Белка – приседают и цокают.

Заяц – прыжки на месте.

Ребята, скажите, как одним словом мы можем назвать этих животных?

Инструктор ЛФК (основные движения): Всех животных отгадали. И нисколько не устали! А теперь вам предстоит преодолеть разные препятствия в лесной чаще! Нам нужно пронести по разным тропинкам угощения для лесных животных. Орехи для белки и грибы  для ежа. Ёж после зимней спячки голодный, да и белка все свои запасы съела давно. Чтобы не упасть в болото, нужно перепрыгивать с кочки на кочку (прыжки по мягким модулям). 2.А вот упало старое дерево! Нужно проползти внутри ствола! (упражнение с тоннелем). 3.Чтобы речку перейти, надо по мосту пройти (ребристая дорожка). 4.И последнее задание – прыжки с пенька на пенёк, чтобы не намочить ног!  (прыжки на двух ногах из обруча в обруч)

Весна (Подвижная игра «У медведя во бору» - проводится три раза, Индивидуальная работа по автоматизации звука в речи):

 - Слышите-слышите, кто-то шуршит вон там в траве?! Да это же белка с ежом почуяли запах наших угощений! Вот они! Давайте отдадим корзинку с лакомством! А теперь давайте немного отдохнем и сыграем в игру «У медведя во бору»! Кто помнит нашу считалку про белочку?

Сидит белка на тележке,

Продает зверям орешки.

Кому два, а кому три,

А медведем будешь ты!

Инструктор ЛФК:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Всё на нас рычит!

Весна (заключительная часть, малоподвижная игра с мячом, закрепление названий детёнышей диких зверей): - Ой, ребята, слышите рёв?! Неужто, сам медведь проснулся от вашего веселья?! Точно! Вот же он! Да он не один пришел, а с подругой рыжей лисой!  И его мы разбудили, какие молодцы! Посадим их к лесным братьям рядышком.

–  В круг скорее становитесь

И с мячом все подружитесь!

Называем не спеша

Маму – я, вы – малыша.

 Звучит мелодия весеннего леса, читается стихотворение:

Мы прогнали Королеву!

В лес пришла краса Весна!

Рады птицы! Рады звери!

Счастлива и детвора!

Что в природе изменилось?

Как природа пробудилась?

Зайка шубку поменял:

Белый был, а серым стал!

Из берлоги Миша вышел,

Белка снова стала рыжей!

Ёж очнулся ото сна!

Чудеса творит  Весна!

Вот спасибо ребята! Какие вы все молодцы! Как дружно и бесстрашно прошли все испытания! Помогли мне навести порядок в лесу! Теперь и птицы, и звери могут радоваться весне! Я приготовила для вас сюрприз! Возьмите! Ну а мне пора в другие леса, меня там тоже ждут! До свидания, ребята!

Инструктор ЛФК (рефлексия): – Пора и нам возвращаться из весеннего леса.

Ребята, понравилось вам занятие? А что именно? Каких зверей и птиц встретили? А что было сложным на занятии? Все вы молодцы! Пойдемте в группу скорее, посмотрим, чем же Весна вас угостила…

 

Список литературы

  1. Новиковская О.А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников: Практическое пособие. – М.: Корона-Век, 2012.

                2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. «Логопедическая ритмика»: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой – СПб.: КАРО, 2005.

Ольга Сергеевна Демиденко. Учитель-логопед. МДОУ «ЦРР д/с №102»

Сот.: 89127933833