Конспект логопедического занятия по развитию речи В группе подготовительного к школе возраста «Грибы. Поздняя осень!».
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей об позднем периоде  осени , грибах.

Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней сенью; о разновидностях грибов, местах их произрастания. Актуализация и активизация активного словаря по данной теме. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Совершенствование умения составлять предложения, правильно согласовывая при этом числительные, прилагательные и существительные в косвенных падежах. Автоматизация сонорных звуков в игре.

Коррекционно –развивающие задачи: развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой о общей моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: изображение осеннего леса с грибами, макет сказочного героя «Старичка – боровичка», планшеты с играми «Волшебные стрелки», картинки разных грибов, раздаточный материал для игры «Разноцветные кружки», схемы предложений, пенцет, заготовки для аппликации, клей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательно учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида № 25 «Теремок»

с приорететным осуществлением физического развития воспитанников»

города Невинномысска

Конспект занятия по развитию речи

В группе подготовительного к школе возраста

 «Грибы. Поздняя осень!».

(13.11.2019г.)

Автор: Гольцева О.В.

                                                                             Учитель -логопед

г. Невинномысск 2019г.   

Цель: закрепить знания детей об позднем периоде  осени , грибах.

Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней сенью; о разновидностях грибов, местах их произрастания. Актуализация и активизация активного словаря по данной теме. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Совершенствование умения составлять предложения, правильно согласовывая при этом числительные, прилагательные и существительные в косвенных падежах. Автоматизация сонорных звуков в игре.

Коррекционно –развивающие задачи: развитие диалогической речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой о общей моторики.

Коррекционно – воспитательные задачи: воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: изображение осеннего леса с грибами, макет сказочного героя «Старичка – боровичка», планшеты с играми «Волшебные стрелки», картинки разных грибов, раздаточный материал для игры «Разноцветные кружки», схемы предложений, пенцет, заготовки для аппликации, клей.

Ход занятия

Организационный момент. (Создание эмоционального настроя детей). Звучат звуки осеннего леса. Логопед приглашает детей, в украшенный осенними листьями, кабинет. Здоровается, просит обратить внимание на, то, что к ним на занятие пришли гости, мотивирует детей поздороваться с гостями и подарить им и друг другу улыбки. После чего обращается к детям с просьбой присесть на стульчики, расслабится, закрыть глаза и представить, что, они оказались в волшебном осеннем лесу. После расслабления выводим детей с релаксации согласно правилам.

  1. Беседа с детьми по теме. (Развитие связной речи; диалогической речи).

Логопед: ребята, скажите, какие звуки вы сейчас слышали?

Дети: Звуки падающих листьев, звуки дующего ветерка, звуки животных.

Логопед: правильно ребята.  А давайте скажем какое сейчас время года?

Дети: осень

Логопед: а какой, наступил осенний месяц?

Дети: наступил ноябрь месяц

Логопед: молодцы ребята, а теперь скажите к какому осеннему периоду относится месяц ноябрь?

Дети: ноябрь месяц относится к позднему периоду осени.

Логопед: всё правильно, ребята. А знаете ли вы, зачем люди ходят в осенний лес?

Дети: люди ходят в осенний лес для того, чтобы полюбоваться природой и собирать грибы и ягоды.

Логопед: Да, это действительно так.  Даже в поздний период осени в лесу есть различные грибы.

Ребята, вспомните название грибов, в которых есть звук [Р].

 Дети: Да. Боровик, мухомор, рыжик, груздь.

Логопед: Молодцы ребята, я думаю, что вы уже все догадались о, чём сегодня мы будем говорить?

Дети: мы будем говорить о грибах.

Логопед: да, ребята, тема нашего сегодняшнего занятия грибы.  

 Ребята посмотрите, к нам сегодня на занятие пришёл сказочный загадочный герой. Скажите, он вам что –ни будь или кого -нибудь напоминает?

Дети: он очень похож на гриб.

Логопед: да, я с вами полностью согласна, это действительно гриб, но гриб не простой, как мы видим, а гриб волшебный. Он пришёл к нам, из того самого, волшебного осеннего леса, который мы представляли.   Зовут его, «Старичок – боровичок». Пришёл он, чтобы помочь вам, хорошо изучить и запомнить разные грибы. И только, тогда, когда вы узнаете многое о грибах, он сможет вернуться в свой сказочный лес.                                                                                                               Ребята, вы постараетесь помочь «Старичку – боровичку» вернуться в свой сказочный лес?

Дети: Да.

Логопед: замечательно. Ребята, «Старичок – боровичок» приготовил вам, разные задания, которые помогут вам многое узнать о грибах. Задания эти находятся в ярких, красочных конвертах, которые мы будем открывать поочередности.  

    Логопед просит ребёнка открыть первый конверт и достать картинку с заданием.                      

Логопед: ребята, я предлагаю открыть первый конверт. (Открываем конверт показываем задание. Дети говорят, что это за задание.)

  1. Составление предложений по картинкам. Составление предложений по схемам. (Развитие связной речи).                                                                                            

Дети составляют предложения по картинкам, после чего логопед предлагает детям готовые схемы и просит детей составить предложение по данным схемам.

Дети выполняют задание.

Логопед хвалит детей за выполненное задание и просит детей открыть следующий конверт.

       3. Упражнение «Волшебные стрелки» (Совершенствование навыков слогового анализа слов. Совершенствование навыков определения начального звука в слове. Совершенствование умения находить и выделять общие признаки и различия в ряде грибов).

Логопед: дети, перед вами планшеты с «волшебными стрелками» и изображения разных грибов. Сейчас я буду произносить вам звук, с которого начинается название гриба, изображённого у вас на планшете, а вы будете определять первый звук этого слова, и направлять на эту картинку жёлтую стрелку. Зелёной стрелкой вы должны указать на цифру, обозначающую количество слогов в данном слове. Будьте внимательны!

Название грибов (мухомор, боровик, лисичка, рыжик).

Дети: выполняют задание

Логопед: Молодцы ребята, а теперь посмотрите внимательно на ряд изображённых грибов, подумайте, что в этом ряде «лишнее»?

Дети: в этом ряде лишний гриб мухомор, потому что он ядовитый, а все остальные грибы съедобные.  

Логопед: молодцы ребята! Вы всё сделали правильно.

Предлагает открыть следующий конверт с заданием.

Дети открывают конверт, определяют, называют задание.

4   Упражнение «Разноцветные кружки» (совершенствование умений выполнять звуковой анализ и синтез слов).

Логопед: ребята я хочу вам загадать загадку.

Разгадка этой загадки и будет тем словом, над которым вы будите выполнять звуковой разбор.

      Загадка (развитие мышления)

Логопед:

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он, бывает очень рад.

Если дождик и тепло – но считает повезло!

Дети: это гриб.

Логопед: правильно ребята. А теперь выполните звуковой разбор, слова гриб.

Дети выполняют задание.

Гриб      

Проверка и разбор у доски выполненного задания.

Логопед хвалит детей.

5   А сейчас я предлагаю вам встать и поиграть в подвижную игру. Игра «Соберём грибы» (координация речи с движением)

На полу по кругу разложены грибы (количество грибов соответствует количеству детей). Дети идут по кругу со словами:

Мы идём, идём, идём,

Мы грибы сейчас найдём

Под листочком, под травинкой,

На пенёчке, под осинкой.

Вот и гриб, не зевай

И быстрей его хватай!

Как только последние слова произнесены, дети должны быстро взять любой гриб.

Дети выполняют задание.

Логопед хвалит детей.

6. Упражнение «Сосчитай и называй» (Совершенствование умения составлять предложения, правильно согласовывая при этом числительные с существительными и прилагательными).

Логопед предлагает детям взять корзинки и отправится в «воображаемый волшебный лес» собирать грибы. Грибы дети должны собрать такие же, как они выбрали в предыдущей игре. После чего сосчитать их количество и назвать название и количество грибов. Свой ответ дети должны начать со слов: «Я нашёл …»

Логопед приводит пример: «Я нашла 4 красных мухомора»

Дети: Я нашёл 6 жёлтых лисичек.

Дети: Я нашёл 7 коричневых боровиков

Дети: Я нашла 5 …..

Логопед: молодцы ребята! Вы очень хорошо умеете собирать и считать найденные  грибы.

Предлагает присесть на стульчики. После чего предлагает открыть следующий конверт с заданием. Дети открывают конверт и определяют задание.

7   Упражнение «Раскрась грибок» (развитие зрительного внимания, мелкой моторики).

Логопед раздаёт детям картинки с изображением грибов, у которых раскрашены только ножки. И просит детей раскрасить грибные шляпки. Дети с помощью пинцета берут приготовленные заготовки из бумаги и приклеивают их на грибные шляпки. По завершению работы у детей получаются объёмные грибы.

Логопед раздаёт детям планшеты с расчерченными в клетку листами и карандаши. Просит найти на листе точку «старта», с которой дальше они будут передвигаться по плоскости карандашом, согласно указаниям. В результате по завершению задания у детей на листе появится фигура гриба – боровика.

Логопед хвалит детей за выполненную работу, и просит рассказать о том, что за изображение у них получилось.

Дети: это гриб боровик.

Логопед: Молодцы ребята, вы выполнили все задания, которые вам приготовил «Старичок – боровичок». Вы действительно узнали много нового и интересного про грибы. А это значит то, что наш гость может спокойно возвращаться к себе домой. В свой сказочный, волшебный, осенний лес. Ребята провожают сказочного персонажа.

Окончание занятия. (Оценка детей. Логопед предлагает детям высказать впечатления о занятии, а потом оценивает деятельность каждого ребёнка).

Картинный материал

     C:\Users\dns\Desktop\a248de396cb7d4b1eec9c8984a4802d4.png

 

                                                             «Старичок – Боровичок»

Игра «Волшебные часики»

Игра «Найди грибы»

https://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpghttps://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpghttps://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpghttps://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpghttps://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpghttps://st2.depositphotos.com/3284723/5431/v/950/depositphotos_54311547-stock-illustration-mushroom-chanterelle.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2014/09/08/9767291.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/09/08/9767291.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/09/08/9767291.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2014/09/08/9767291.png 

https://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpghttps://i1.rozetka.ua/goods/4685864/41784144_images_4685864432._S.jpg

https://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpghttps://img2.freepng.ru/20181203/prx/kisspng-portable-network-graphics-fungus-clip-art-mushroom-ampquot-5c05f317a27504.2484016815438937836654.jpg

http://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000027/pic/000016.jpghttp://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000027/pic/000016.jpghttp://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000027/pic/000016.jpghttp://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000027/pic/000016.jpghttp://gribochek.su/books/item/f00/s00/z0000027/pic/000016.jpg

https://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpghttps://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpghttps://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpghttps://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpghttps://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpg

https://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpghttps://waydom.ru/media/uploads/mushrooms/russula-emetica/russula-emetica.jpg 

http://doshkolnik39.ru/modules_cwrk/import/files_output/images/items/c000033663_0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы. "Зимующие птицы"

Цели:уточнять и расширять словарь по теме:" Зимующие птицы"расширять представление о том, чем питаются птицы зимой;формировать обобщающее понятие "Зимующие птицы";формировать фразовую речь;совершенсво...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Конспект Контрольного занятия по развитию речи «Придумывание сказок» подготовительная к школе группа

Закрепление знаний сказок в игровой форме.Формировать у детей элементарные представления о добре и взаимопомощи в сказках.развить навыки речевого общения;развить связную речь;развить речевое тво...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в группе подготовительного к школе возраста «Джунгли зовут!».

Цель: развитие речи детей. Коррекционно – образовательные задачи: обобщение и систематизация  представлений о животных жарких стран. Актуализация и активизация активного словаря по дан...

Конспект итогового занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

Программное содержание:Образовательные:- совершенствовать умение составлять рассказ по опорным схемам, по сюжетным картинкам ;-совершенствовать умение составлять сравнительный рассказ по картинкам ;- ...

Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель:Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Задачи:Дать представление о былинах, их происхождении,...