Проект «Играем – грамоте обучаем» подготовительная к школе группа
проект по логопедии (подготовительная группа)

Киселева Ксения Сергеевна

Проект«Играем – грамоте обучаем»

подготовительная к школе группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_igraem_-_gramote_obuchaem.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Играем – грамоте обучаем»

подготовительная к школе группа


Разработала:

учитель-логопед Киселева К.С.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники проекта: групповой (участники проекта: дети подготовительной к школе группы, учитель-логопед, воспитатели, родители воспитанников).

По содержанию: обучающий.

Актуальность проблемы.

Обучение грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности педагогов и родителей в группе для детей с ОНР. В настоящее время является общепризнанным тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письмуДля того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов, слоги из звуков, звуки в слове расположены в определенной последовательности. Навык чтения формируется у ребенка только после овладения слиянием звуков в слоги, слова.

Ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является игра. Именно через нее легко и доступно усваиваются необходимые знания, формируются навыки и умения для дальнейшего развития личности. Дидактическая игра – это своеобразное средство обучения, которое имеет два значения: учебное и игровое. Цель дидактической игры заключается в том, что она позволяет детям решать интеллектуальные задачи в игровой форме.

Цель проекта: активизация роли родителей в обучении грамоте детей с ОНР через дидактические игры.


Задачи проекта:

  1. расширять и систематизировать представления родителей по тематике: «Игры в обучении грамоте дошкольника».
  2. вовлекать в коррекционную деятельность всех членов семей воспитанников на основе игрового взаимодействия со своим ребенком.
  3. оборудовать педагогический процесс дидактическими играми по обучению грамоте с усложнениями и вариативностью, в соответствие с возрастом и интересами детей.
  4. формировать у детей навыки дидактической игры, чтения и письма.
  5. развивать коммуникативные навыки, активизировать познавательную активность детей и их родителей.


Предполагаемый результат:

1. Активизация роли родителей в обучении грамоте дошкольников с ОНР.

2. Повышение компетентности родителей по вопросам игровой деятельности и обучению грамоте в дошкольном возрасте, вовлечение в коррекционную деятельность членов своих семей.

3. Пополнение базы настольно-печатных дидактических игр по обучению грамоте в группе детского сада.

3. Подборка словесных дидактических игр по обучению грамоте.

4. Формирование у детей навыков дидактической игры, чтения и письма.

5. Повышение познавательной активности, интереса к дидактическим играм у детей и их родителей.


Этапы проекта:


Подготовительный этап.

  1. Доведение до участников проекта важности данной проблемы.
  2. Составление перспективного плана мероприятий.
  3. Материально-техническое оснащение проекта.
  4. Организация работы по созданию условий для реализации проекта.
  5. Организация методической работы.



Основной этап.

Взаимодействие с детьми

Проводимые дидактические игры:

«Слово. Предложение»

Словесные дидактические игры:

«Я дарю тебе словечко», «Словесная цепочка», «Назови предметы словами», «Назови действия словами», «Назови признаки словами», «Загадки», «Похожие слова», «Угадай, какое слово загадали», «Испорченный телефон», «Подбери синонимы», «Скажи наоборот» (антонимы), «Не зевай, слова добавляй», «Повторялки», «Составь предложение» (по опорному слову, по схеме, с определенным словом), «Сколько слов в предложении», «Чего не стало?», «Исправь ошибки в предложении», «Съедобное-несъедобное».

Настольно-печатные дидактические игры: «Веселый поезд», «Сколько слов в предложении», «Составь предложение по схеме», «Игра в слова», «Умные кубики», «Карусель из слов, букв и слогов», «Ромашка».

 «Звуки и буквы»

Словесные дидактические игры:

«Слови звук в ладошку», «Звук заблудился», «Четвертый лишний», «Найди букву», «Один-много», «Чего не стало?», «Превращалки», «Буква потерялась», «Восстанови букву», «Звуковая дорожка», «Кто больше назовет?», «Составь слово из звуков»

Настольно-печатные дидактические игры: «Пазлы с буквами», «В гостях у сказки», «Карусель из слов, букв и слогов» «», «Магазин», «Укрась елочку», «Звуковое лото», «Помоги Незнайке», «Найди пару», «Домино с буквами», «Мозаика с буквами», «Соедини букву с картинкой», «Посели слова в домики», «Ромашка», «Зачеркни букву...»

Игры с предметами: «Учимся писать» (вышивание без иглы), буквы и предметы на магнитах, «Выложи букву» (из палочек, нитей, бусинок, пуговиц, семян и т.д.), «Сделай букву» (из проволоки, теста, пластилина, бумаги и т.д.)


«Гласные звуки», «Деление слов на слоги»

Словесные дидактические игры:

«Хлопушки» (деление на слоги), «Кто больше слов подберет?», «Слово измени, окончание назови», «Четвертый лишний», «Капитаны» (чтение слогов), «Телеграмма» (слоги), «Пальчики здороваются» (на каждый слог), «Закончи слово», «Добавь слог», «Молоток», «Не зевай, слова добавляй», «Повторялки».

Настольно-печатные дидактические игры: «Многоэтажный дом», «Поезд» (с разным количеством окошек), «Азбука», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери слова» (из слогов), «Ромашка»

«Согласные звуки», «Согласные твердые и мягкие», «Согласные звонкие и глухие»

Словесные дидактические игры:

«Ворота» (гласные-согласные), «Слова с определенным звуком», «Что в начале, что в конце», «Звенит-не звенит», «Не зевай, слова добавляй», «Кто больше слов подберет?», «Не зевай, пару называй» (можно с мячом), «Том и Тим», «Добавь звук».

Настольно-печатные дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди букву», «Карусель из слов, букв и слогов», «Домики», «Подарки Петушку и Глухарю», «Звуковая рыбалка», «Укрась елочку», «Собери бусы», «Посели слова в домики», «Звуковой кубик», «Подарки разным звукам», «Самолет и самолетик».

Игры с предметами: «Автобус», «Учимся писать» (вышивание без иглы), «Не зевай, карандаш поднимай» (по цвету: синий- твердый звук, зеленый-мягкий звук). 

 

«Звуко-слоговой анализ слов»

Словесные дидактические игры:

«Не зевай, слова с определенным звуком называй», «Сколько слогов», «Сколько звуков», «Добавь слог», «Составь слово из слогов (из звуков)», «Продолжи ряд», «Цепочка», «Звуковая рыбка» (ладошка: начало, середина, конец слова), «Кто больше слов составит», «Повторялки».

Настольно-печатные дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Звуковое лото», «Где кто живет?», «Веселый поезд», «Звуковая фотография», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери свою сказку», «», «Звуковая пирамидка», «Звуковое лото», «Составь слово из слогов», «Ромашка»

Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение занимательных задач. 


Взаимодействие с родителями

  1. Семинар-практикум «Играем-грамоте обучаем».
  2. Памятки родителям «Дидактическая игра», «Шпаргалка для родителей по обучению грамоте детей», «Звуко-слоговой анализ и синтез слов».
  3. Проведение игр по обучению грамоте с детьми в домашних условиях с учетом желания ребенка.
  4. Помощь в материально-техническом оснащении проекта (изготовление и приобретение готовых настольно-печатных дидактических игр, материала для проведения дидактических игр и др.).

Заключительный этап.

Итоги:

  1. Родители приняли активное участие в семинарах, мастер-классах, вовлекли в коррекционную деятельность членов своих семей на основе игры.
  2. Провели итоговое мероприятие по презентации детьми игр, совместно приобретенных или изготовленных с родителями «Моя игра».
  3. Пополнилась база настольно-печатных дидактических игр в группе детского сада.
  4. Составлена подборка словесных дидактических игр по обучению грамоте.
  5. У детей сформированы первоначальные навыки дидактической игры, чтения и письма.
  6. Повысилась познавательная активность, интерес к дидактическим играм у детей и их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...

Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в форме игры КВН в подготовительной к школе группе

Это занятие очень интересно, позволяет приобщить родителей к воспитанию детей и проявить активность и заинтересованность результатом. Занятие проводится с группой детей подготовительной к школе группы...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «ИГРА-ВИКТОРИНА «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Цель:Повторить и закрепить имеющиеся знания по обучению грамоте.Задачи:Закрепить умение детей выделять звуки в начале слова.Упражнять в подборе слов с заданным звуком.Развивать речевое внимание, фонем...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе квест-игра «Слушай, думай, играй - правильно отвечай»

В конспекте по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Слушай, думай, играй - правильно отвечай» познакомите детей со звуком Щ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей и родителей. Образовательная область: Речевое развитие (по обучению грамоте) Игра-викторина «Знайки» (подготовительная к школе группа)

Цель: обобщить  полученные знания о звуках,  слогах, словах, предложениях.Обучающие задачи.Обобщить знания детей о гласных и согласных звуках и  их особенностях.Продолжать формировать у...