КОЛЛАЖИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Гринько Галина Алексеевна

КОЛЛАЖИРОВАНИЕ  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

   В  настоящее время  одним из самых популярных направлений в логопедической работе является атр-терапия.  Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию речи.  Главная цель: повышение мотивации к логопедическим занятиям и коррекция речевых нарушений,  используя эффективные  методы, а именно элементы арт-терапии. В статье описану игры и упражнения которые успешно  использую на своих  занятиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОЛЛАЖИРОВАНИЕ  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Гринько Г.А.

МОУ «Бадарминская СОШ»

           В  настоящее время  одним из самых популярных направлений в логопедической работе является атр-терапия.  Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию речи.  Главная цель: повышение мотивации к логопедическим занятиям и коррекция речевых нарушений,  используя эффективные  методы, а именно элементы арт-терапии.

Задачи: формирование позитивного эмоционального фона; развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи.

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии.  К  основным видам  можно отнести: Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы.  Сказкотерапию –  дети с логопедом изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки, тем самым развивают речь. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает арт-терапия. Создание специальных условий  в коррекционной работе с детьми-логопатами  тем, самым повышается  мотивация к занятиям, дети легче  усваивают  программный материал и  быстрее автоматизируются  поставленные звуки. Для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач  оптимальным средством  является метод  «Коллажирования». 

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

С помощью приема коллажирования у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и словесно - логическое мышление, стимулируется  познавательный интерес, создается положительная мотивация к логопедическим занятиям. Кроме того, коллаж это один из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой. Применение коллажей  на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а так же и целях диагностики нарушений речи.   В своей педагогической практике я использую следующие коллажи:

Коллажи на автоматизацию и дифференциацию звуков (с,з,ш,ж, р,л)

  1. Назвать, что изображено на коллаже.
  2. Назвать звук, который есть в названии каждого, изображенного на коллаже предмета.
  3. Провести, дорожки проговаривая автоматизированный звук.
  4.  Назвать слова, в которых заданный звук стоит первым, последним, находится в середине слова.
  5. Назвать слова с определенным количеством слогов.
  6.  Приклеить  на коллаже предметы, название которых подходит к заданной схеме.
  7. Посчитать предметы, изображенные на коллаже от 1 до 5. Согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5.
  8. Составить предложения из четырех, пяти и более слов по определенной картинке.
  9.  Узнать предмет по его описанию.
  10.  Составить рассказ - описание, загадку - описание по предложенному плану.
  11.  Составить небольшой творческий рассказ с использованием максимального количества картинок, изображенных на коллаже.
  12.  Игра "Запомни и назови". Развитие зрительного внимания, памяти.
  13. Игра «Засели домики» (в одном домике живут слова-картинки в названии, которых слышится звук «ш», в другом  слова со звуком «ж»).
  14. Игра  «Назови соседей» (в одном домике живут слова-картинки в названии, которых слышится звук «ш», в другом  слова со звуком «ж»)

Коллаж "Определи первый звук в слове"

Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

        На коллаже 12 изображений: арбуз, автобус, ананас, утюг, удочка, утка, индюк, иголка, игрушки, ослик, осы, обруч. У детей - карточки с буквами.

Ход игры: Дети по очереди называют изображения, определяют 1 звук в слове, и кладут карточку с соответствующей буквой на изображение предмета.

Коллаж "Соберём урожай"

Цель: Упражнять детей в определении твердости, мягкости звуков, дифференциации звуков Л, ЛЬ, Л - Р, закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты.

 В центре коллажа изображены  корзинка синего  цвета и  ваза синего цвета. Вокруг них -  изображения овощи и фрукты, в названиях которых есть  твердые и мягкие  звуки  Л или ЛЬ (слива, свекла, лук, лимон, апельсин, баклажан). Л-Р (лайм, абрикос, мандарин, персик, гранат, груша, яблоко, морковь, картофель, петрушка, помидор, огурец, горох, редис, редька, репа, перец, виноград).

Ход игры: Дети должны назвать, что изображено на коллаже. Затем "сложить" в корзинку овощи, в названии которых есть  твердый звук Л , а в вазу  - фрукты, названии которых есть  мягкий звук ЛЬ.

Коллаж "Магазин"

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Р - Л, С - Ш.

        На коллаже изображены предметы одежды, посуды, игрушки в названии которых встречаются звуки Р, Л, С, Ш: рубашка, сарафан, свитер, платок, платье, машинка, кувшин, стакан, вилка, миска, сковорода, лошадка, сумка, игрушка, леденец, полотенце, мыло, шарф, шапка, самокат, лодка, карандаш.

        Деньги - бумажные карточки  с буквами Р, Л, С, Ш.

Ход игры: Логопед раздает детям карточки с буквами и объясняет правила игры: "Я буду продавцом, а вы покупатели. На свои "деньги" вы можете купить в магазине различные предметы. На деньги "С" можно купить те предметы, в названии которых  есть звук С, на деньги "Р" - вещи со звуком Р. Если уплатите правильно, я продам вам товар".

Коллаж «Засели домики», «Назови соседей», «Кто с кем дружит?»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Ж – Ш

На коллаже изображения двух домиков с окошечками. Приготовить картинки в названии, которых звук «Ж», «Ш» в разных позициях.

Ход игры: Дети должны назвать и приклеить картинки. Затем "поселить" в нужный  домик со звуком «Ж», «Ш». Игра усложняется например, на первый этаж селятся картинки- слова, начинающиеся на звук «Ж», второй этаж -  звук с середине слова, третий этаж – в конце слова.

«Кто с кем дружит?». Дети составляют предложения с данными картинками, автоматизируя поставленный звук.

        В процессе выполнения данных заданий дети-логопаты становятся активными участниками  логопедического занятия.  У  них повышается мотивация к коррекционным занятиям, желание еще прийти на занятия к логопеду, с увлечением закрепить поставленные звуки, составляя самостоятельно коллаж, выполняя домашнее задания.

Коллажи применяю при диагностике речевых нарушений у дошкольников. При исследовании  словарного  запаса детей  по темам: "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Мебель", "Игрушки",  состояние звукопроизношения и при  исследовании слоговой структуры слов.

Список использованной литературы

1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб., 2000.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"

В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками

Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

Игры в логопедической работе с дошкольниками.

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.

В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...