Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р`]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Колубович Александра Юрьевна

Конспект  НОД в речевой группе детского сада или в первом классе начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] и [Р`]

«Учимся различать звуки [Р] и [Р`]»

 Цель: Закрепить правильное произношение и дифференциацию звуков [Р] и [Р`]

 Задачи:

1. Продолжать автоматизировать звуки [Р] и [Р`] в слогах, словах, предложениях.

 2. Продолжать учить дифференцировать звуки [Р] и [Р`] в собственной речи и на слух.

3. Продолжать развивать фонематический слух и восприятие.

4. Упражнять в умении осуществлять звуко-слоговой анализ.

5. Закрепить умение узнавать букву Р (печатную и письменную) среди других. 6. Закреплять навыки чтения.

7. Продолжать закреплять умения образовывать относительные прилагательные. 8. Упражнять в умении отвечать на вопросы полным ответом.

 9. Воспитывать самоконтроль за речью.

Наглядные материалы:

1. Изображения девочки и мальчика.

2. Изображения елок.

3. Фишки синего и зеленого цвета

4. Карточки с буквами.


План конспект урока

Структурный компонент урока

Время

Деятельность логопеда

Деятельность ученика

l Организационный момент

2-5 мин.

Педагог приветствует ребят. Сообщает тему занятия.

- Какое сейчас время года?

- Назовите осенние месяцы.

-Сейчас второй месяц осени. А после осени какое время года наступит?

- Молодцы, а может вы знаете какой главный праздник нас ждёт зимой?

- Сегодня я расскажу историю про Рому и Риту, которая случилась перед Новым годом. Вместе с героями мы научимся различать звуки [Р ]и [Р`].

Дети приветствуют педагога, отвечают на вопросы

- Осень

-Сентябрь, октябрь и ноябрь

 - Зима

Новый год

ll Основная часть

20 мин.

8

10 мин

1) Артикуляционная гимнастика. 

Педагог рассказывает и показывает

- Рома и Рита пошли кататься на санках с горы. Сели на санки и помчались вниз. Подул сильный ветер, подхватил санки и понес их по воздуху. Когда ветер стих, санки опустились на полянку в лесу. Дети были рады оказаться на земле и улыбнулись. С одной стороны поляны стоял заборчик. Около забора лежала лопатка. Мимо детей проскакала лошадка. На ветке куста дети увидели грибок. Рядом с кустом стоял сундук, Рома и Рита открыли его и увидели: гармошку, барабан, балалайку. - Как назвать одним словом?

2)Дифференциация изолированного звука.

-Дети взяли музыкальные инструменты, начали играть и петь.

- В имени «Рома» назовите первый звук?

- Он твердый или мягкий? Рома пел песенку твердого звука [Р]

- Назовите первый звук в имени девочки.

Какой он?

- Давайте споем песенку Риты: «РьРьРь»

3)Характеристика звука.

- В каком положении губы? Где находится язык?

- Что происходит с голосом?

- Звуки [Р] и [Р`] какие?

- Чем отличаются? [Р] и [Р`]

-Договорите за мной предложение: звуки мы… -Буквы мы…

 

- У каждого звука есть своя буква. Буквы бывают письменные и печатные, строчные и заглавные. На карточках найдите и обведите по точкам буквы Р.

 4)Выделение звуков [Р] и [Р` ]среди других звуков. 

- Вернемся к нашей истории. Дети зашли в лес. Там росли ели. Две украшенные, а третья – нет. Давайте украсим елку. Я буду называть звуки, если услышите Р, положите синий кружок, если [Р`] – зеленый. [П], [С`], [Р], [М], [Р`], [Р], [Л`], [Р`], [Б], [А], [Р], [П], [Р ]

5)Выделение звуков [Р] и [Р`] в слогах.

- На шариках первой елки – слоги, я буду их читать, а вы закройте глаза и, если услышите слог со звуком [Р],хлопните в ладоши. (тоже со звуком [Р`])

6)Выделение звуков [Р ]и [Р`] в словах. - На третьей елочке – белые шары, сделаем их цветными. Я буду называть слова, если в слове [Р]» - положите на белый кружок – синий, если в слове [Р`] - зеленый. (ракета, редька, забор, ворона, карета, репа)

 - А сейчас усложним задание. Запишите слово под нужный кружок (рама, Рита, репа, Рома).

7)Дифференциация звуков [Р] и [Р`] в слогах и в словах. 

- Рита и Рома пошли дальше. Кругом снег, только видны пеньки, а на них написаны слоги. Дети стали прыгать с пенька на пенек. Рома по пням со звуком [Р], Рита по пенькам со звуком [Р`]. Прочитайте слоги.

 8)Звуковой анализ слова. 

- Откройте столько окошечек на звуковой линейке, сколько звуков в слове «Рита».

- Назови первый звук?

- Какой он?

- положите кружок

- Самостоятельно выложите кружки для остальных звуков

9)Дифференциация звуков [Р] и [Р`] в словах. 

- И снова к Роме и Рите. Подул холодный ветер. Дети достали варежки. Рома взял варежки со звуком Р в названии украшений, Рита – со звуком [Р`]. Подчеркните то изображение на  варежке, что  со звуком [Р] синим, а с [Р`] – зеленым (горох, рябина, баклажан, огурец, морковь, репа).

10)Слоговой анализ. - Посмотрите на картинки. Какая лишняя?

Почему?

- Дети надели варежки и стали играть в снежки. Рома бросил столько снежков, сколько слогов в слове РЯБИНА. Сколько снежков бросил Рома? А Рита бросила столько снежков, сколько слогов в слове горох. Сколько?

Физкультминутка.

 - Давайте и мы поиграем в снежки (действуем с импровизированными снежными комочками в соответствии со словами стихотворения).

«Мы с комочками играем, Очень ловко вверх кидаем. Опускаем дружно вниз. Наклоняйся, не ленись. Вправо – влево, Вверх и вниз, назад – вперед, Говорим наоборот. Далеко (а наоборот) близко, Высоко – низко. Мы с комочками играли И слова мы повторяли.»

11)Автоматизация звуков [Р] и [Р`] в предложениях.

 - Рома и Рита подошли к избушке. В ней жила бабушка Варвара. Она напоила детей чаем с вареньем. Варенье было разным. - Из чего бабушка Варвара сварила варенье? (Бабушка Варвара сварила варенье из персиков). - Какое варенье? (персиковое) и т.д. абрикосовое, рябиновое.

Домашнее задание.

- Бабушка Варвара показала Роме и Рите дорогу домой. За это дала задание, которое нужно выполнить дома (выучить стишок и раскрасить ворона) «Ворон в черных сапогах, В позолоченных серьгах. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная.»

Ребята повторяют за педагогом

Дети отвечают

-Музыкальные инструменты

-Это звук [Р]

-Твердый

произносим по очереди звук [Р] (несколько раз)

- Это звук [Р`]

-Он мягкий

Дети пропевают песенку

Учащиеся показывают

-Звучит

- Эти звуки согласные и звонкие

- [Р] это твёрдый звук, а [Р`] мягкий

-Слышим и произносим.

- Пишем и видим.

Дети выполняют письменные задания

Выполняют задание

Выполняют задание

Выполняют задание

Записывают

Читают слоги

Открывают, все вместе проверяем

-Первый звук [Р`]

- Он согласный, мягкий

Кладут зеленый кружок.

Выкладывают, проверяем

Выполняют задание

-Лишняя варежка с изображением рябины

-Потому что это ягода

Ребята дают ответы

lll Итоги урока

2 мин

Итог. - Какие звуки сегодня изучали? - Что понравилось на занятии?

Оценка. - Молодцы!

Дети отвечают 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В гостях у Корней Корнеича» Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Р] - [Р’].

Данное занятие позволяет автоматизировать звуки [Р] и [Р’] в речи. Провести дифференциацию в игровой форме. Приобщить детей к прекрасному....

План -конспект занятия "Индивидуальное занятие по автоматизации и дифференциации звуков[ р] и [л] в предложениях удетей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа."

В данном конспекте  предлагается подробный план проведения индивидуального  логопедического занятия для воспитанника,у которого поставленные звуки уже автоматизируются и дифференциируются,но...

Конспект занятия по автоматизации и дифференциации звуков Л – Р с использованием Лэпбука

В данном методическом пособии представлен конспект занятия по автоматизации и дифференциациии звуков Л - Р с использование Лэпбука "Старичок - Звуковичок в стране Рычалок и Лалакалок". Консп...

Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации [С] и [Ш] в словах и фразах для детей 6-7 лет с ФФНР

Конспект фронтального занятия по автоматизации и дифференциации [С] и  [Ш] в словах и фразах для детей 6-7 лет с ФФНР...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации и дифференциации звуков [Л]-[Р] в словах, предложениях. (По мотивам сказки В.Г. Сутеева «Мешок яблок»)

На занятии присутствовали дети подготовительной группы (6-7 лет), посещающие логопедический пункт детского сада, находящиеся на одной ступени коррекционной работы по автоматизации и дифференциации тве...

Конспект фронтального занятия по автоматизации звука Щ.

Конспект фронтального  занятия  по автомтизации звука Щ...