Тема: « Использование речевых логических игр в работе учителя-логопеда в процессе экологического воспитания»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_logicheskie_igry_v_rabote_logopeda.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Использование речевых логических игр в работе учителя-логопеда в процессе  экологического воспитания»

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, объектам. Основным проводником экологического образования в дошкольном возрасте является воспитатель. Если в коррекционно – воспитательной работе ведущая роль принадлежит учителю-логопеду, а воспитатель является активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач, которые осуществляются воспитателем самостоятельно, роли педагогов меняются: учитель-логопед становится активным помощником и участником.

Экологическое воспитание в группе часто переплетается с изучением определенной лексической темы. Если посмотреть годовое лексическое планирование в группе комбинированной направленности, то увидим, что около 50% тем связаны с темами экологического содержания.

В экологическом воспитании детей учитель-логопед решает следующие коррекционные задачи:

1.Обеспечить условия для формирования правильной речи:

-Формирование  и совершенствование лексико-грамматических категорий, обогащение словаря новыми лексическими единицами; усвоение детьми новых значений слов, уже имеющихся в их лексиконе; грамотное употребление предлогов; составление разных видов предложений.

-Развитие связной речи (пересказ рассказа; составление разных видов рассказов)

2. Экологическое воспитание

Создать условия для уточнения и углублений знаний о растениях, животных и природных явлениях; формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);формировать представления о взаимодействии живой и неживой природы; знакомить с народными приметами; расширять представления о сезонных изменениях в природе ;развивать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру; вырабатывать умение правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);развивать интерес к родному краю, формировать элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса; развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Следует отметить решение коррекционных задач по развитию речи не отходят на второй план, но без экологического воспитания на логопедических занятиях не обойтись.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяется дидактическим эколого-речевым играм:

• «Съедобное – несъедобное»

• «Кто где живёт?»

• «Узнай на вкус»

• «С какого дерева лист?»

• «Узнай по голосу животного»

• «Угадай, про кого расскажу»

• «Что сначала, что потом»

• «Угадай, что в мешочке»

• «Когда это бывает?»

• «Чей хвост?»

• «Четвертый лишний»

Использование схем-описаний («Животные», «Времена года» и т.д.) помогают развить связную речь.

         Одним из наиболее действенных приемов в работе учителя-логопеда для решения задач является использование  речевых логических задач, в данном случае  по экологическому воспитанию. Речевая логическая задача — это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, педагог ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того, обеспечивает активность детской мысли и речи

вопросы «почему?»«зачем?»«когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности . Задание педагога, направленное на выяснение последовательности или одновременности событий, требует ответа в форме сложносочиненного предложения, а описание — предложения с использованием однородных членов и обособления.

Решение речевых логических задач имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной.

Речевые задачи содержат не большой объём текста, поэтому их удобно использовать как часть занятия,  в режимных момента или в организации логопедических минуток

Рассмотрим несколько примеров:

"Веточка березы» 

Когда я утром шла к вам в гости, то заметила на земле веточку березы. Видимо, ее кто-то сорвал с дерева. Я взяла ее с собой, чтобы показать вам. Посмотрите на нее внимательно. Как вы думаете, на этой сорванной веточке березы распустятся листочки?

           «Здоровое растение»

Когда я пришла к вам в группу, то сразу заметила один очень красивый цветок (название). У него такие красивые зеленые листья. Они имеют даже небольшой блеск. А цветочки, которые распустились на нем, имеют очень красивый оттенок. Такое комнатное растение выглядит очень здоровым. Ребята, как вы думаете, почему это растение такое красивое?

«Письмо от Незнайки» 

Здравствуйте ребята! Хочу вам рассказать о деревьях. Весной на деревьях набухают почки, потом распускаются листья и цветы. Плоды созревают к концу лета. Осенью листья на деревьях меняют цвет. Листья становятся желтого, красного, оранжевого цветов. Начинается пора листопада. Деревья совсем остаются без листьев. А что же происходит с деревьями зимой?

    «Пусть живет» У моей подружки есть дочка. Один раз я пришла в гости к подружке и увидела, как её дочурка бегает с водой из ванной в свою комнату. Тогда мне стало интересно, что же девочка делает с водой. Я зашла к ней в комнату и увидела ее около цветочка, который завял. Как вы думаете, как девочка ухаживает за растением?

      «Деревья зимой» 

Дети, когда была зима, дворник расчищал весь участок, снег не мешал вам играть. Дворник не выносил снег за пределы детского сада, а сгребал снег прямо к деревьям. Почему дворник сгребал весь снег к ним?

«Клумбы зимой» 

Летом многие выращивают разные цветы. Ваши мамы на дачах в своих клумбах разводят очень красивые, необычные цветы. Ухаживают за ними, уделяют им много внимания. А зимой ни кто не выращивает на клумбах цветы. Как вы думаете, почему ни кто не выращивает зимой цветы на улице?

«Елочка на новый год» На Новый Год многие семьи привозят из леса настоящие елочки. Они их наряжают и празднуют вместе с ними все новогодние праздники. Но, через несколько дней, у елочки

начинают опадать иголочки. А у елочки, которые остаются в лесу иголки не опадают. Как вы думаете, почему иголки опадают дома?

«Букет роз» Однажды моей подружке подарили букет роз. А дома у нее есть комнатная роза, растущая в горшке, она как раз в это время цвела у неё. Букет роз простоял совсем не долго, лепестки на цветочках начали засыхать, а потом они совсем опали. А комнатная роза цветет до сих пор. Как вы думаете, почему букет роз так мало простоял?

«Цветы на лугу»  (На основе рассказа М. Пришвина «Золотой луг»).

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг — золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел» (во время прочтения показ фото с золотым и зеленым лугом) «Ребята, подумайте, почему луг меняет свой цвет с золотого на зеленый?

«Два комнатных цветка»: Ребята, сейчас я вам покажу уже знакомые вам два комнатных растения. Посмотрите внимательно на них. Чем они отличаются? Да, ребята, у этого цветка засохшие листья, тусклый цвет всего цветка, видно, что оно погибает. А вот это растение выглядит здоровым, у него нет сухих листьев, само растение насыщенного зеленого цвета. Как вы думаете с чем связано то, что растения отличаются друг от друга?

«Клубника»

Клубника растет на грядках. Чтобы появилась ягодка, сначала на растении распускается цветок, после чего образуется плод, который в дальнейшем краснеет. Так созревшую ягодку можно скушать. Однажды моя сестренка сорвала цветок у клубники, принесла домой и сказала мне, что дома теплее и так быстрее появиться ягодка. Как вы думаете, появиться из такого цветочка ягодка?» Права ли девочка?

«О чём рассказал ёжик»

 Каждый по своему готовится к зиме. Прыгает непоседа – белка. Собирает орехи, грибы, жёлуди, рассовывает их по дуплам. Если найдёт грибок на земле, то повесит его сушиться на дереве - зимой пригодится. Целый день работает белка и всё на соседа посматривает- ёжика. Он к осени ленивым стал, мало по лесу бегает, мышей не ловит, забирается в сухие листья и дремлет. «Что то ты ёж совсем разленился»- спрашивает белка.- Почему к зиме на готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет? Рассмеялся ёж и что-то тихонько белке сказал, так тихо что я не расслышала» Что ёж сказал белке? Почему ёж засмеялся?

«Разноцветные кораблики»

Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов на пруду: жёлтые красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетел кораблик, опустится на воду и поплывет. Много прилетит их сюда сегодня и завтра. А потом кораблики больше не будут прилетать и пруд замерзнет. Расскажите, что это за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают такие кораблики

«Книжка про осень»

Мама купила Саше новую книгу. В ней было 3 картинки. На первой деревья стояли с жёлтыми листьями. Также листья покрывали землю. На второй картинке листьев на деревьяв было меньше, небо затянуло тучами и шёл дождь. Грустная была картина. А на 3 картинки почти все деревья стояли голыми. Только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружится и падает на землю первый снег. «Как называется первая картина?»-спросила Саша маму и показала на первую картину. «Осень»-прочитала мама. А эта? - спросила Саша показав на 2 картину. «Осень»- опять сказала мама. «А эта?» -Саша показала на 3 картину. «Осень» -сказала мама» Почему про осень нарисованы все три картинки. Как разложить их по порядку?

«Кто где зимует?»

Собрались насекомые на лесной полянке и стали рассказывать друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть тёплая уютная щель»; «А я,- сказал муравей,- ……»; «А мы….» зажужжали пчёлы, жуки; « А я,- зашуршала гусеница,- …». Что сказали насекомые? Где они зимовали.

«Что бабушка рассказала Саше?»

На Новый год маленький Саша поехал к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревни зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Всё было покрыто снегом. Удивился Саша, побежал скорее в лес, где собирал ягоды и грибы и слушал птиц. Но в лесу было тихо и  не слышно зверей и птиц. Тогда побежал  Саша на речку, чтобы посмотреть, ка резвятся рыбки, прыгают лягушки и купаются утята. Но не нашёл речки кругом была только белая поляна да снег. Очень удивился Саша, стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка? Где все лягушки и рыбки?» Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывает Саше о зиме. Что же она ему рассказала?

Кто обедал в птичьей столовой»

Положил я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Смотрю сели на кормушку другие птички. Грудка у них красная ,хвост, концы крыльев и голова тёмно-синие, на крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы?

Что случилось?»

Аленушка встала рано. Побежала к окну, посмотрела на улицу. Что такое? Вчера земля была чёрная, грязная, в лужах. Крыши домов были разного цвета. А сегодня…всё кругом белое: и земля, и крыши, и деревья. Что такое, что случилось?  Другой вариант:  Шли дети из детского сада домой, обходили лужи, чтобы ноги не замочить. А утром пошли в детский сад, лёд под ногами хрустит, воды нет. Что случилось? Куда вода  делась.

«Где снежинки»

Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: смотрите какие красивые? А на руках блестят капельки воды. Где снежинки?

«Зимние братья»

Расскажу вам о зимних братьях. Их трое. Они похоже, но всё же не одинаковые. Когда приходит первый брат начинается Новый год. По его команде лютует стужа, трещат морозы, скрепит под ногами снег. Он разрисовывает окна разными узорами. Торопятся прохожие, боятся его проказ- он может обморозить уши, нос. Когда приходит 2 брат стоит ясная погода, на небе ни облачка, а в морозном воздухе сверкают колючие иголки сухих снежинок. Третий брат любит метели, сильные ветра. Крепкие морозы бывают только ночью, а днём начинает пригревать солнце. На солнечной стороне снег подтаивает, покрывается блестящей корочкой -наст. Третий брат тоже любит снег, но его снег не такой как у второго брата: мелькает, кружится, будто одуванчики летят. Угадайте, что за зимние братья? Как их зовут? Расскажите о первом брате.

«Книга зимы»(В.Бианки)

Белым слоем покрыл снег землю. Поля теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днём идёт снег. Кончится- страницы чистые. Утром придёшь - белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, точек, запятых. Как вы думаете, что это такое?

«Когда это бывает»

Ещё на полях лежит снег. Ещё упрямится зима, посылая на землю снег, ветер, холод. Но уже длинее становится день, звенят весёлые капели, бегут ручейки. От солнце потемнел снег и начал таять. Что здесь случилось?

«Первые цветы»

На лесных полянах зацветают первые цветы. Они такие нежные, на длинных тонких ножках-голубые шапочки пробиваются из-под снега. Знаете ли вы, как они называются?

«Почему деревья белые?»

Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад, посидели на скамеечке. А вокруг нас деревья белые белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты-белые стоят. Кто догадался, в какой сад мы попали? Почему деревья белые?

Рассказ-загадка «Про девочку Машу»

 Проснулась утром Маша, посмотрела в окно и видит: вся улица стала белая. Оделись, Маша с Колей, и побежали во двор, а двор тоже белый.  «Очень я снег люблю»  - сказала Маша. Снег, снег возьму его домой. А Коля сказал: «Что ты, глупая, не бери снег домой, он дома растает. Давай лучше из снега фигуры лепить.  «Давай» - говорит Маша - сделаем мартышку, мышку, осла и теленка, козла и поросенка. Хорошо. Стали они лепить. Лепили, лепили и вот что налепили; мышку, мартышку, осла и теленка, козла и поросенка. На другое утро проснулась Маша и кричит с кровати – «Коля вставай скорее пойдем наших зверей смотреть». Вышли на улицу и видят: улица не белая, а серая, мокрая, с крыши капает, всюду лужи. Смотрят, где же звери? «Ах, сказала Маша – куда же они делись?»  - А я знаю куда – сказал Коля. – они проголодались за ночь и стали друг друга есть. Съела мышку мартышка, съел козел осла, съел поросенка теленок, козел съел мартышку, теленок съел козла. Правильно ли сказал Коля, и куда делись звери?

«На прогулке»

«В понедельник мы поедим в лес»,- сказала Елена Ивановна детям. Дети обрадовались. Погода в понедельник была чудесная, тёплая. Стояло начало лета, деревья покрылись маленькими листочками. Вдруг дети на ёлочке заметили гнездо. Там сидела небольшая птичка ,серенькая, с тонким клювом и рыжей шапочкой. «Эта птичка называется Славка»,- сказала воспитатель. Увидев детей, птичка забеспокоилась, закричала, но не улетела. Почему забеспокоилась? Почему не улетела?

«Удивительные капельки»

На даче дети встали рано и побежали на участок, где росли красивые цветы и травы. На каждом листочке и цветке они увидели крупные прозрачные капли. Они блестели, переливались на солнце.- Что это такое?-удивились дети и побежали спрашивать  у бабушке. А вы знаете что это такое? Как называются эти капельки воды? В какое время дня они бывают? Останутся ли они на траве и цветах целый день?

«Летом»

-Погода стоит тёплая, но большой жары нет. В садах цветут сирень, жасмин, акация, в лесу зацвела рябина. В воздухе вьётся тополиный пух. Нарядны луга, лесные поляны. Всё наряднее, крупнее, разноцветнее и душистее букеты лесных цветов: здесь колокольчики, ромашки, васильки. В лесу цветёт земляника, но ягод ещё нет. Из птичьих гнёзд вылетают птенцы - учатся летать. Когда это бывает? В каком месяце лета?

-Виталик с мамой гуляли по лесу. Виталик увидел куст рябины, усыпанный ягодами, и позвал маму. Вместе они набрали полную корзину ягод. «Мама, а зачем ты на ветках оставила ягоды? Если все собрать, будет полная корзина!»
«Не надо собирать в лесу все грибы и ягоды, надо оставлять немного», — сказала мама и объяснила, почему.
О чем рассказала мама сыну?

Что ищет медведь?

Посмотрите на косолапого! Едва ворочается. На рыбе да на ягодах летом отъелся, а сейчас по лесу осенью бродит, зверюшек пугает и что-то все ищет, ищет… Что ищет медведь?

Таким образом, работа по экологическому воспитанию неразрывно связана с коррекционной работой. Речевые задачи способствуют  обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи, формируется способность устанавливать причинно-следственные связи. Ребенок сможет передать свои мысли, впечатления, представления связно, грамотно в том случае, если он научился наблюдать и видеть, замечать мир, который его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.

Список литературы.

1. Арбекова Н. Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР.

Альбом 1. Мир растений, Альбом 2. Мир животных, Альбом 3. Мир человека. М: Гном, 2014.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб.:«Детство-пресс», 2006.

3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие /Под ред. С. Н. Николаевой. М.: Педагогическое общество России, 2007.

4. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.

5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.

6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...