«Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
проект по логопедии (средняя группа)

Лепехина Светлана Викторовна
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_taktilno-kinesteticheskoy_stimulyatsii1.ppt1.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ» Авторы проекта: Лепехина Светлана Викторовна учитель-логопед Машина Татьяна Васильевна воспитатель МДОУ «Детский сад № 19 Ворошиловского района Волгограда

Слайд 2

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Цель Развитие и совершенствование у дошкольников с ОВЗ тактильных и кинестетических ощущений.

Слайд 4

Задачи 1.Формировать координацию движений пальцев рук и кистей. 2. Стимулировать проприоцептивные и кинестетические ощущения. 3. Развивать умение самостоятельно применять системы перцептивных действий в практической деятельности. 4.Повышать адаптивные возможности детского организма (защитные способности, иммунитет).

Слайд 5

Актуальность Наш детский сад посещают дети дошкольного возраста с ОВЗ. В основном это невролгические нарушения, являющиеся следствием органического поражения центральной и периферической нервной системы. Данная группа детей, как правило, имеет тяжелые дефекты речи. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также Отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Развитию мелкой моторики и тактильно-кинестетических ощущений в нашем учреждении отводится особое внимание. Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир, развиваются все стороны речи, обогащается и расширяется словарь. В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной деятельности.

Слайд 6

Как организовать работу логопеда, воспитателя чтобы она была наиболее эффективной? Мы сформулировали модель реализации эффективной техники коррекции речи с включением тактильного и кинестетического анализаторов. Тактильно кинестетические игры в коррекции речи детей с ОВЗ. Исследования Л.К.Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия доказали, что развитие тактильно кинестетической чувствительности стимулирует развитие моторной функции речи. Чем больше анализаторов, тем эффективней работа над поставленной задачей. Наша модель эффективной техники коррекции речевых нарушений выглядит так: я –играю - слышу – вижу – произношу – действую и в результате –правильно говорю. В целях повышения интереса детей к речевой активности мы применяем в своей работе игровые развивающие панели как средство образовательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ для использования их в подгрупповой, индивидуальной, совместной и затем в самостоятельной деятельности с детьми. Игровые развивающие панели вызывают восторженные эмоции детей и служат прекрасным дидактическим материалом для детей разных возрастных групп. При работе с воспитанниками они повышают мотивацию к познавательной деятельности, активизируют внимание детей. Основное назначение таких панелей – стимуляция тактильных ощущений и развитие мелкой моторики, но отдельные модели имеют свои уникальные особенности.

Слайд 7

Тактильная двухсторонняя панель "Елочка" Двухсторонняя панель «Ёлочка». Она представляет собой деревянный корпус. На обе стороны панели закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме Это барабаны с цветными шариками внутри, подвижные стаканчики для перекатывания шарика, цветные шестеренки с ручкой для вращения, маленькое зеркальце.

Слайд 8

В ходе игры на панели дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственное воображение, познавательный интерес, а также предназначена для звуковой стимуляции. Панель удобна в использовании, ее можно перенести в любое место, разместить на столе перед ребенком или на полу. Предназначена для развития групповой и совместной деятельности, так как её могут использовать 1 и 2 человека.

Слайд 9

Тактильно-кинестетическая панель. Стимуляция тактильных ощущений особенно важна в условиях современных мегаполисов – дети с ОВЗ испытывают недостаток таких ощущений и восполнить их поможет тактильно-кинестетическая развивающая панель. На панели расположено множество интерактивных предметов: пуговицы, застежки, шнуровки, кнопки пряжки, липучка, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений.

Слайд 10

В процессе игр совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук . Игры способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Слайд 11

Тактильный ящик Тактильный ящик предназначен для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и зрительной стимуляции. Изделие представляет собой ящик с дверцей, тремя тактильными ячейками и четырьмя съемными функциональными крышками, три из которых являются калибрами (сортерами), а одна тактильной ячейкой в виде двух шторок. Играя, ребенок учится правильно соотносить размеры предметов, сортировать и располагать их в определенном порядке, изучает цвета, а также развивает навыки идентификации и воображение.

Слайд 12

С целью развития тактильно-двигательного восприятия традиционно используются различные варианты игры. Ребенку предлагается определить предмет, его текстуру, форму, материал, из которого он изготовлен, вес, температуру. Целью этого задания является также обучение ребенка перцептивным действиям, т.е. ощупыванию предмета, целенаправленному передвижению ладони и пальцев по его поверхности . Играя, ребенок достает из ящика резиновые игольчатые шарики. Используем этот вид задания при автоматизации звуков: «Достань мячик и придумай слово на заданный звук, при отработке правильного употребления предлогов; «Достань мячик и спрячь его за спину, пронеси над головой, достань из-под стола… и т.д.» Вариантов много, а, главное, работая над моторикой - мы развиваем речь!

Слайд 13

Сухой дождь Шелковистые нити имитируют струи воды. Через них приятно проходить, трогать руками, перебирать в пальцах. «Струи» стимулируют тактильные ощущения, создают приятные эмоциональные переживания.

Слайд 14

У детей с ОВЗ плохо развито взаимодействие двух рук, им полезно отвинчивать, привинчивать, открывать, закрывать. Поможет в этом авторская дидактическая игра-тренажер на развитие сенсорики и мелкой моторики «Веселый паучок»

Слайд 15

Игра формирует зрительное восприятие цвета, формы, величины Развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторные координации

Слайд 16

Игра с разноцветными крышечками (откручивать и закручивать)

Слайд 17

Бросать в круглые отверстия мелкие предметы и шарики

Слайд 18

Плести паутинку для паучка и завязывать ему бантик

Слайд 19

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нуждаются в дополнительной стимуляции, иначе коррекционно-речевая работа будет недостаточно эффективной. Использование кинетического песка одно из самых эффективных средств сенсорно-моторного и общего развития детей с ОВЗ. Развитие тактильных ощущений при работе двумя руками, что благотворно отражается на речи ребенка. Песочную игротерапию можно отнести к инновационным, личностно-ориентированным и здоровье сберегающим технологиям работы с детьми. Этот необычный материал был изобретён в Швеции, в России появился лишь в 2013 году. Состоит на 98% из чистейшего кварцевого песка и 2% силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности в качестве добавки (Е 900).

Слайд 20

Этот удивительный песок: -лепится, как мокрый и рассыпается, как сухой; -завораживает своей воздушностью и мягкостью; -приятен на ощупь, не оставляет следов, при сжатии объём песка уменьшается в 2 раза; -сохраняет форму в течение длительного времени.

Слайд 21

Преимущества кинетического песка: -Не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, поэтому он безопасен для детей. -Силиконовая составляющая не высыхает со временем, поэтому он постоянно остаётся «влажным на ощупь». -Не боится воды и, в случае смачивания, после просушки сохраняет свои свойств. -Просыпанный на пол, легко собирается. -Им практически невозможно засорить глаза. - Рыхлый, но обладает «текучестью». -Не требует специальных условий хранения

Слайд 22

Используемые игрушки: Для организации игр с песком мы используем большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, искать спрятанные предметы, строить из песка горки, дороги.

Слайд 23

Включенность ребенка в игру с песком выражается в физических формах, создаваемых руками, таким образом песок способствует развитию мелкой моторики, тактильно – кинестетической чувствительности, зрительно-моторной координации, значительно повышает качество усвоения детьми принципов построения связного высказывания, поскольку позволяет представить задания не только в наглядном, но и в действенном плане, также способствует процессу обучения, либо коррекции письма и чтения..

Слайд 24

При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев к предмету, имеющему, поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков . В коррекционной работе учитель-логопед использует принцип усиления артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи. В целях усиления кинестезий вводятся пальцевые движения на иппликаторе, имеющем игольчатую поверхность. А также вводятся зрительные опоры-символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции. Логопед выполняет упражнение, т.е. произносит гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляет прижатие подушечек пальцев рук на иппликаторе. Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.

Слайд 25

Все представленные игровые пособия и оборудование помогли нам добиться определенных результатов. По нашим наблюдениям у детей заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...