Конспект индивидуального занятия "Хомячок Хомка"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Представлен конспект индивидуального занятия по постановке звука [х] "Хомячок Хомка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postanovka_zvuka_h.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [х]

Цель: постановка звука [х]

Образовательная задача: Дать понятие о механизме образования звука [х].

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать артикуляционныйпраксис;
  • Уточнить артикуляционный и акустический уклад звука [х]
  • Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [х];
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать зрительное внимание.

Воспитательная задача:

  • Воспитывать самоконтроль при выполнении заданий;

Оборудование:зеркало, одноразовый шпатель, предметные картинки (лук, дом, утка, машина, жук, самолет, танк, сова), картинка хомяка Хомы.

Ход занятия

1. Организационный момент

Л: Здравствуй! Смотри, кто это к нам с тобой пришел в гости?

Р: Хомячок

Л: Да, к нам в гости пришел хомячок Хома. Только он не может правильно называть свое имя. Не умеет говорить звук [х]. Поучимся вместе с ним?

Р: Да.

Л: Хорошо.

2. Основная часть

Л: Для того, чтобы красиво говорить звук [х], сначала нужно сделать зарядку для нашего язычка.

Артикуляционная гимнастика у зеркала

Упражнение «Улыбочка»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Упражнение «Трубочка».

Буду подражать слону!

Губы трубочкой тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю

Упражнение «Чередование улыбочка – трубочка»

Если наши губы улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке. 

Упражнение «Лопаточка».

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Упражнение «Иголочка»

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

Упражнение «Чередование лопаточка – иголочка»

Язык лопаточкой лежит

И нисколько не дрожит.

Мы иголочкой потом

Язык потянем остриём.

Упражнение «Качели» за зубами

На качелях я катался:
Вверх летел и вниз спускался.

Упражнение «Горка»

Сделаю я горочку,

Горочку круту.

Будет эта горочка

У меня во рту!

Упражнение «Покрасим верхний и нижний заборчик»

Красим верхний мы заборчик,

Нарисуем там узорчик.

А теперь покрасим нижний,

Нашим язычком подвижным.

Упражнение «Чистим зубы»

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи, и внутри…

Не болели, не желтели,

Не темнели чтоб они.

Р: выполняет упражнения.

Л: Отлично. Потренировался наш язычок и стал сильным и ловким.

Пока язычок тренировался, наши ручки замерзли. Давай вместе с Хомой погреем их.

Открой и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

Попробуй еще раз.

Если не получилось вызвать звук [х]логопед предлагает ребенку смешную картинку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним

Л: Смотри, как мы смеемся «ха-ха-ха». Давай посмеемся еще раз вместе.

Р: Ха-ха-ха

Если звук [к] не получился, то ставим звук механическим способом

Используется опорный звук [с] в 3 этапа.

Логопед предлагает ребенку широко открывая рот:

а) произнести слог СА, затем логопед нажимает шпателем (рот остается открыт) на переднюю часть спинки языка. Удерживая язык в таком положении, просим произносить слоги са-са-са, слышится ся-ся-ся.

б) далее проделываем упражнение при более глубоком нажиме на язык. Ребенок дает слог хя.

в) наконец, шпателем продвигаем язык еще глубже, слышится ха-ха-ха.

Л: Молодец! Вот какой красивый звук у нас получился.

Л: Давай теперь расскажем Хоме, что делают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [х].

Р: (С помощью логопеда) Губы- раскрыты, занимают нейтральное положение.

Зубы – разомкнуты.

Язык – кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка выгорблена вверх и образует щель с областью на границе твёрдого и мягкого нёба, голосовые связки не напряжены, раздвинуты.

Голос не образуется.

Воздушная струя – длительная, теплая, протяжная.

Л: Послушай, как я произнесу звук [х]. Давай, теперь вместе с Хомой произнесем звук [х]. (Логопед и ребенок произносят звук вместе).

Л: Как мы греем ручки? Какой звук слышится при этом?

Р: Мы греем ручки «ххххххх»

Л: Давай мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук» Слушай внимательно! Если услышишь звук [х] хлопни в ладоши.

с, х, ж, ч, х, а, в, х, м, о, х.

Р: хлопает

А теперь в слогах: са, ха, ко, мо, хо, жу, ху, но, ха, мы, ху.

Р: хлопает

Л: Замечательно. Ты был очень внимательным. Хома просит нас помочь выбрать слова со звуком [х]. Поможем ему?

Р: Да.

Ребенок должен выбрать из двух картинку, в названии которой есть звук [х].

Мох – дом, хомяк – собака, горох – машина, халат – сова, сахар – карандаш

3. Заключительная часть

Л: Хома говорит, ты такой молодец! И ему очень понравилось с тобой вместе учиться говорить звук [х]. Но теперь ему пора домой, он говорит тебе: «До свидания!»

Р: До свидания, Хома!

Л: Кто к нам сегодня приходил в гости?

Р: хомячок Хома

Л: Какой новый звук мы научились правильно произносить?»

Р: [х]

Л: Отлично. Спасибо за занятие.

Список литературы:

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.
  2. Исправление нарушений произношения звука /Х/. Михайлов С. [Электронный ресурс] URL:https://poskladam.ru/logoped/t/l_h.html
  3. Правильная артикуляция заднеязычных звуков (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Нарушения произношения заднеязычных звуков. Перфилова Н. [Электронный ресурс] URL:http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/pravilnaya-artikulyatsiya-zadneyazyichnyih-zvukov-k-k-g-g-h-h-narusheniya-proiznosheniya-zadneyazyichnyih-zvukov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на тему: "Звук С"

конспект индивидуального занятия на звук С....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация твердого звука [р] словах и предложениях"

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях". Презентацию к этому занятию можно посмотреть на моем мини-сайте....

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект индивидуальной НОД с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС

Конспект индивидуального занятия с учётом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС. Приоритетная образовательная область: «Музыкально-художественная деятельность»....

Конспект индивидуального занятия с ребенком 3-4-х лет с ОНР-1 уровня речевого развития по сказке "Три Медведя". План-конспект занятия по логопедии (младшая группа).

Конспект занятия с презентацией. Может быть использованно специалистами в индивидуальной и подгрупповой работе....