Автоматизация звука "щ"
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сергеева Вероника Анатольевна

Автоматизация звука "щ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Автоматизация звука "щ"61 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [Щ].

  1. Повтори слоги.                                                      1

Ща       ща-щи-ще

Щё       щу-ща-щи

Щу       ще-щу-щё

Щи       щи-щё-ща

Ще       щё-ще-щу

  1. Повтори слова.

Щавель, щётка, щёки, щёлка, щука, щит, щель, щепка, щека, щенок, щегол, щекотка, щеколда, щепотка, щетина, щебетание.

  1. «Один-два-много». Изменяй слова по образцу.

Щука – две щуки – много щук.

Щепка, щётка, щит, щель, щегол.

  1. Повтори предложения.

От холода щиплет щёки.

Дима считает на счётах.

Щетина идёт на щётки.

Таня покупает щавель для щей.

Мама кладёт в щи щепотку соли.

Щенок щекотал мне щиколотки.

Звук [Щ].

  1. Изменяй предложения.                                          2

Я ем щи. Ты… он… она… мы… вы… они…

Я надуваю щёки.

Я поймаю щуку.

Я доеду до Щёлково.

Я щупаю щель в полу.

  1. Повтори предложения.

Надя убегает от щенка.

Ваня наступил на щётку.

Мама купила капусту для щей.

Щеглята будут у щеглов.

Слёзы бегут по щекам.

Ветер дует в щели.

Звук [Щ].

  1. Повтори слоги.                                                      3

Аща       ща-аща

Ощё       щё-ощё

Ущу       щу-ущу

Ищи       щи-ищи

Эще        ще-эще

  1. Повтори слова.

Площадка, обещание, пощада, гуща, пища, площадь, роща, угощение, помещение, похищение, ящик, клещи, ведущий, трещина, ущелье, пещера, трещотка, будущее, туловище, кладбище, хранилище.

  1. «Один – много».

Лещ – лещи, вещь, плащ, овощ;

Площадка – много площадок, угощение, ящик, пища.

  1. «Он и я». Изменяй слова по образцу.

Он искал, и я ищу.

Он таскал, и я…

Он опускал, и я…

Он угостил, и я…

Он грустил, и я…

Он простил, и я…

Он превратил, и я…

Он прекратил, и я…

Он отпустил щегла, и я отпущу щегла.

Он полоскал вещи, и я …

Он вырастил овощи, и я…

Звук [Щ].

  1. Повтори предложения.                                          4

В ящике много вещей.

Щенок пищит без пищи.

Дима поймал щуку и леща.

Гвоздь вытащили клещами.

Щенок тащит щепки в ящик.

  1. Изменяй предложения.

Я тащу вещи. Он… она… мы… вы… они…

Я ищу клещи.

  1. «У великана». Изменяй слова по образцу.

Дом – домище

Диван - …

Лоб - …

Рот - …

Голова - …

Ладонь - …

Бровь - …

Борода - …

Кот - …

Кабан - …

Помидор - …

Арбуз - …

  1. Выучи чистоговорки.

Щи-щи-щи, для кого ищу плащи?

Ща-ща-ща, тащит Ваня два плаща.

Ще-ще-ще, под дождём иду в плаще.

Звук [Щ].

  1. Повтори слоги.                                                          5

Ащ         ящ           ащ-ищ-ущ

Ощ         ёщ           ищ-ощ-ащ

Ущ         ющ          ущ-ащ-ощ

Ищ         ещ           ощ-ущ-ищ

  1. Изменяй предложения.

Я надену плащ. Он… она… мы… вы… они…

Я поливаю плющ.

Я иду на помощь.

  1. Повтори предложения.

Лещ живёт в воде.

Ваню испугал клещ.

В ливень плащ – необходимая вещь.

  1. Доскажи слово в рифму.

Ащ-ащ-ащ, я надену (плащ).

Ощ-ощ-ощ, вырос в огороде (овощ).

Ещ-ещ-ещ, не найду я (вещь).

Ещ-ещ-ещ, на листе зелёный (клещ).

Ющ-ющ-ющ, на окне зелёный (плющ).

Ящ-ящ-ящ, не вари ты этот (хрящ).

Звук [Щ].

  1. Повтори слоги.                                                        6

Амща, омщё, умщу, имщи, анща, онщё, унщу, инщи, авща, овщё, увщу, ивщи.

  1. Повтори слова.

Общение, толщина, гонщик, кладовщик, упаковщик, каменщик, пильщик, угольщик, хищник, мощный, ощущение.

  1. «Один – два – пять». Изменяй слова по образцу.

Один гонщик – два гонщика – пять гонщиков.

Мойщик, банщик, хищник, купальщик, погонщик, барабанщик, морщина, ныряльщик.

  1. Повтори предложения.

Хищная щука поймала леща.

Ищейки ищут бунтовщиков.

Упаковщик упаковал вещи в ящик.

Кладовщик считает ящики с овощами.

Мойщик тщательно полощет вещи.

Каменщик делает стены толщиной в ладонь.

Звук [Щ].

  1. Изменяй предложения.                                          7

Я ищу одну вещь. Он… она… мы… вы… они…

Я ощущаю мощь льва.

Я обещаю не щекотать маму.

  1. Продолжи предложение по образцу.

Дядя Витя привозит уголь для печки, он угольщик.

Дядя Вова делает мебель, он…

Дядя Коля делает обувь, он…

Дядя Лёня моет машины, он…

Дядя Ваня работает в бане, он…

Никита танцует, он…

Дядя Петя настраивает пианино, он…

Олег играет на барабанах, он…

Данила ныряет в море за ракушками, он…

Дядя Дима регулирует движение машин, он…

  1. Выучи стихотворение.

Щеглиная семья.

Щебетал щегол с щеглихой,

Щекотал своих щеглят.

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По-щеглиному пищат.

Звук [Щ].

8

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

В роще.

К Мише пришёл товарищ и позвал его гулять.

Товарищи пошли в рощу. За ними побежал щенок.

В рощу прилетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Щеглы улетели в другую рощу.

Вопросы:

  • Кто пришёл к Мише?
  • Куда пошли товарищи?
  • Кто побежал за ними?
  • Кто прилетел в рощу?
  • На кого залаял щенок?
  • Куда улетели щеглы?

Звук [Щ].

9

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Машин подарок.

Маше на день рождения подарили щенка спаниеля. У него была большая голова с длиннющими ушами, тоненькое туловище и коротенькие лапки.

Маша кормила щенка кашей с мясом и овощами, гуляла с ним на площадке.

Щенок быстро подрос.

Вопросы:

  • Кого подарили Маше на день рождения?
  • Какие у щенка были голова, уши, туловище и лапки?
  • Чем Маша кормила щенка?
  • Где Маша гуляла со щенком?

Звук [Щ].

10

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Помощник.

Яша бежал из школы домой. Мороз щипал его за щёки и нос.

Сразу Яша забежал в сарай, притащил дров, набрал щепок.

В помещении он быстро скинул вещи и помог маме затопить камин. Вскоре весело затрещали щепки и дрова, в комнате стало ещё теплее.

Мама попросила Яшу собрать оставшиеся щепки щёткой. А сама стала наливать щи из щавеля, накрывать на стол.

Вопросы:

  • Почему у Яши щипало щёки и нос?
  • Зачем Яша забежал в сарай?
  • Что сделал Яша в помещении?
  • Что затрещало в камине?
  • О чём мама попросила Яшу?
  • Что стала делать мама?

Звук [Щ].

11

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Ящерица.

Вася гулял в роще. Около тропинки он заметил камень, на котором сидела ящерица. Вася подошёл, и ящерица угрожающе открыла ротик, но не убежала. Вася осторожно взял ящерицу за туловище, а она крепко уцепилась за Васин плащ.

Ящерица что-то защищала. Вася сдвинул камень и увидел в ямке ящерок. Вася сразу поставил камень на место и посадил защитницу на него.

Вопросы:

  • Где гулял Вася?
  • Что заметил Вася около тропинки?
  • Что сделала ящерица, когда Вася подошёл?
  • Как Вася взял ящерицу?
  • За что уцепилась ящерица?
  • Кого защищала ящерица?

Звук [Щ].

12

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Миша и щеглёнок.

Однажды Миша гулял на детской площадке и услышал, как кто-то пищит в кустах. Это пищал маленький тощий щеглёнок. Он, видно, выпал из гнезда.

Миша отнёс щеглёнка домой. Там щеглёнок осмелел и стал скакать с вещи на вещь: со стола на щётку, со щётки на плющ на окне. Щеглёнок остался жить у Миши.

По утрам щеглёнок будил Мишу своим щелканьем и щебетом. Миша давал ему пищу: щепотку семян и немного овощей. Щеглёнок съедал угощение, а потом летел к окну, садился на плющ и таращился на площадь.

Вопросы:

  • Где гулял Миша?
  • Кто пищал в кустах?
  • Куда Миша отнёс щеглёнка?
  • Что стал делать щеглёнок, когда осмелел?
  • Как щеглёнок будил Мишу по утрам?
  • Какую пищу давал Миша щеглёнку?
  • Что делал щеглёнок после угощения?

Звук [Щ].

13

  1. Прослушай текст.
  2. Ответь полным ответом на вопросы.
  3. Прослушай текст ещё раз.
  4. Перескажи текст.

Муравей и зёрнышко.

Муравей нашёл зёрнышко и потащил его в муравейник. Но зёрнышко было слишком тяжёлое. Муравей один никак не мог дотащить его.

Тогда муравей позвал на помощь товарищей. Вместе они утащили зёрнышко в муравейник. Всегда проще работать и добывать пищу с товарищами.

Вопросы:

  • Что нашёл муравей?
  • Почему муравей один не мог дотащить зёрнышко?
  • Кого позвал на помощь муравей?
  • Что проще делать с товарищами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

занятие по автоматизации изолированного звука"ш" и автоматизация "ш" в открытых и закрытых слогах

Занятие - презентация  с использованием игровых приемов (анимация)...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект совместной деятельности с ребёнком по коррекции звукопроизношения. Занимательная автоматизация. Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р).

Конспект совместной деятельности с ребёнкомпо коррекции звукопроизношения.Занимательная автоматизация.Игры и игровые упражнения по автоматизации звука (Р). "Игрушечная стройка"...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....