Мастер - класс "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ"
методическая разработка по логопедии

Кушнир Татьяна Николаевна

Мастер - класс учителя - логопеда для педагогов и гостей конкурса "Воспитатель года - 2018"Данный мастер - класс решал следующие задачи: .показать значимость технологии для формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи связной монологической речи,расширить представления и знания педагогов о методах и приемах мнемотехники, способствовать развитию творчества, профессиональной активности педагогов, создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой, создание  положительного настроя в группе участников мастер-класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Организационная часть. Приветствие.

  -  Добрый день, уважаемые коллеги, гости. Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс на тему:

Слайд 1                                      

 Формирование  связной монологической речи у детей с ОНР средствами мнемотехники учителем – логопедом ДОУ

Слайд 2     Цель мастер – класса: создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию методов и приемов мнемотехники  для формирования у детей с общим недоразвитием  речи связной монологической речи.

Слайд 3            Задачи:

- Создать положительный настрой в группе участников мастер-класса.

- Показать значимость технологии для формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи связной монологической речи.

- Расширить представления и знания педагогов о методах и приемах мнемотехники.

- Способствовать развитию творчества, профессиональной активности педагогов.

- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

                                             

  1. Теоретическая часть.

Слайд 4    К. Д. Ушинский сказал: «Учите ребенка каким – нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету»

Для развития связной речи воспитанников группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи я использую мнемотехнику.

Слайд 5    Мнемотехника – (в переводе с греческого «искусство запоминания») это система методов и приемов, обеспечивающих  успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об окружающем мире.

Слайд 6

    Мнемотехника развивает не только все стороны речи, она решает еще множество коррекционных задач:

- развивает познавательные функции : мышление, память, восприятие,

-развивает воображение,

- расширяет кругозор,

- развивает мелкую моторику.

Слайд 7    Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному и подчиняется определенным правилам: все знаки и символы обсуждаются с детьми, должны быть знакомы и понятны им и отображать обобщенный образ предмета.

- Уважаемые коллеги, приглашаю желающих принять участие в моем мастер-классе.

  1. Практическая часть.

 Слайд 8   

   -  Предлагаю всем вместе выучить стихотворение по мнемотаблице, где каждый квадрат содержит картинку, придуманную на каждое слово или словосочетание.

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит,

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

- Обсудим, что нарисовано в каждом квадрате. (Показываю указкой на рисунки. Участники называют нарисованные предметы) 

Читаю стих по соответствующим квадратам, веду показ по схеме.

    - Теперь все вместе прочитаем стихотворение. (Затем, приглашаю одного участника прочитать  стихотворение наизусть по мнемотаблице)

- Скажите, Вам тяжело было учить стих?

- Уважаемые коллеги, а сейчас, предлагаю Вам закодировать стихотворения. Для этого у Вас на столах тексты и заготовки под мнемотаблицу. А Вам наоборот – раскодировать стихотворение и по возможности его рассказать.

Слайд 9

     - Уважаемые коллеги, пока участники мастер-класса работают, я предлагаю Вам расшифровать актуальную  фразу ……Чтение надо начинать с верхней строки слева направо, а затем слева направо читаем нижнюю строку.

(Закон об образовании гласит: Все дети дошкольного возраста должны иметь равные  стартовые возможности для обучения в школе.)

- Кто уже справился? Прочтите стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Слайды 10- 13  - Давайте сравним! (показываю мнемотаблицы на слайдах)

 

Слайд 14   - Теперь,  предлагаю Вам, уважаемые коллеги, составить описательный рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы.(показ слайда, участники составляют рассказ) У Вас на столах заготовки мнемотаблиц для составление описательных рассказов. На примере мнемотаблицы Зима, придумайте свой рассказ и составьте мнемотаблицу к нему.

(Помогаю участникам мастер – класса по мере необходимости)

 Слайд 15   -  А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам раскодировать пословицы по мнемотаблице, поиграть в игру «Угадай пословицу»

 Скажите, Вам трудно было выполнять задания? (Ответы участников)

 Слайд 16  - Таким образом, можно сделать вывод, что использование приемов мнемотехники эффективно. (Зачитываю РЕЗУЛЬТАТ)

Уважаемые коллеги,  Вы смогли что – то взять с мастер- класса? Скажите, возможно ли применение данной технологии Вами и где?

Слайд 17 – Подведем итог.

Рефлексия  - А теперь, уважаемые коллеги, я прошу выразить Ваше отношение к мастер-классу, используя мнемоквадраты, мнемодорожки или мнемотаблицы. (Рисуют смайлики и т.п.)

 Мне кажется, что наш мастер-класс прошел продуктивно. Вы научились рисовать мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Спасибо за участие! И на память о нашем мастер-классе примите буклеты о мнемотехнике.

Слайд 18    Спасибо за внимание!

Подготовила: Кушнир Т.Н., учитель-логопед

МДОУ «ЦРР – д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР средствами мнемотехники

Консультация для родителей, в которой описаны основные трудности в овладении связной монологической речью детьми с ОНР. Дано определение и суть мнемотехники, советы по ее применению....

АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"

Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....

Использование методов и приемов мнемотехники учителем – логопедом ДОУ для формирования связной монологической речи у детей с ОНР

Презентация к мастер - классу для педагогов по использованию приемов и методов мнемотехники при формировании связной монологической речи у детей с ОНР...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....

Презентация "Использование методов и приемов мнемотехники учителем – логопедом ДОУ для формирования связной монологической речи у детей с ОНР

Презентация для педагогов с целью повышения у них мотивации  к использованию методов и приемов мнемотехники  для формирования у детей с общим недоразвитием  речи связной монологиче...

Мастер-класс «Использование мнемотехники и элементов технологии ТРИЗ как средства развития связной (монологической) речи у детей старшего дошкольного возраста»

Данный материал  представляет из себя практический мастер-класс по использованию технологии ТРИЗ для развития речи детей старшего дошкольного возраста....