Развитие речи в онтогенезе
методическая разработка по логопедии

Представлен материал в табличном варианте об этапах развития речи детей от рождения до 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_v_ontogeneze_tablitsa.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Показатели    развития речи детей  

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

10 дней

Рефлекторный крик  младенца.

18-20 дней

Рефлекторный крик и рефлек-торные звуки: диффузные, не расчлененные, растянутые гласные комплексы

 («у-а, э-э, а-й»)

1 месяц

«Гуканье», «гыканье»:

короткие звуки - «гы», «кхы» с пусканием пузырей, кряхтением.

2 месяца

«Гуление»: звуковые комплексы из расчлененных, но еще недостаточно четких звуков - «агу», «агы», распевное произнесение гл.зв. (а, у, и, о).

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

3 месяца

 Речевое внимание: сосредоточение на лице говорящего  взрослого.

1) Прислушивается  к голосу  взрослого.

2) Узнает знакомые голоса.

1) Адекватно реагирует на интонацию: отличает ласковую  от сердитой.

2) Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора с ним.

3) Настойчиво пытается что-либо достать.

1) Гуление совершенствуется, обогащается его  звуковой состав: «мам, ам, тль, пль».

2) Интонационно окрашенный крик, смех.

4 месяца

1) Гулит в ответ на обращенную речь

(«а-а, о-о, а-га, а-гу, а-бу»).

2) Интонационно окрашенный крик, смех.

5 месяцев

«Певучее гуление»:

подолгу,  громко, певуче  и интонировано  гулит, повторяя за взрослым  звуки.

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

 6 месяцев

1) Различает голоса близких, реагирует на свое имя (движениями).

2) Начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне».

«Начало  лепета»:

произносит  хорошо различимые отдельные слоги

 («ба», «ма», «па»  и др.)

7 месяцев

На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом

1 предмет,  находящийся на постоянном месте.

«Активный лепет»:

подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги лепета: «ма-ма-ма», «па-па-па». лепетные цепочки»)

8 месяцев

1) На вопрос «Где?» находит несколько предметов (2-3) на постоянных местах.

2) По слову взрослого выполняет разученные ранее действия  без показа, например, «Ладушки»,

 «Дай ручку» и др.

Громко, четко и повторно произносит различные слоги лепета.

9 месяцев

1) На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их  месторасположения

2) Знает свое имя – на зов оборачивается и приближается к взрослому.

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (т.е. закрепляются имеющиеся слоги).

РЕЧЬ ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

10 месяцев

1)По просьбе «дай» находит среди игрушек знакомый предмет, и дает его.

2) При заигрывании с ним  выполняет разученные действия и движения:

«догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки» и др.

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (вызываются новые слоги).

11 месяцев

1) По словесной инструкции выполняет разученные действия: водит куклу, кормит собачку и др.

2) Проявляет первые обобщения в понимае-мой речи: по просьбе взрослого находит в группе и дает несколько одинаковых игру-шек, отличающихся только по внешним признакам  («Дай мяч, дай еще мяч, …»).

3) Понимает названия отдельных предметов.

«Первые лепетные слова»:

1) произносит облегченные слова

 («ав-ав", «ка-ка», «би-би»,  «ляля»,  «ам-ам»),

2) простые двусложные слова («мама, папа, дядя, баба»),

3) жестовая речь

 («нет», «да», «спасибо»-кивок головой).

 

12 месяцев

1) Понимает без показа названия нескольких предметов (действий, имен).

2) Выполняет отдельные поручения: «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» и др.

3) Понимает слово «нельзя», прекращает запрещенные действия.

4) По слову выполняет разученные действия.

1) Легко подражает новым  слогам.

2) Произносит

 5-10 облегченных слов: звукоподражательные (ав-ав);

 с одинаковыми слогами (ма-ма, па-па); реже слова из разных слогов (Га-ля, тик-так); слова-действия («на, дай, бух»).

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

1 год 3 месяца

1) Понимает названия окружающих предметов и игрушек:

  • находит  и дает 3-4 игрушки,
  • дает предметы обуви и одежды.

3) Понимает  и выполняет простые инструкции по слову: «покорми куклу», «положи спать в кроватку»

4) По слову ориентируется в группе: «Где твоя кроватка? Возьми свой горшок»

5) Узнает знакомые предметы и игрушки на картинках (3 картинки).

1) Разнообразно лепечет, подражает новым слогам.

2)  Пользуется  облегченными  «словами – действиями»  в процессе активной  деятельности  (« дай, бух,  на, иди…»)

1 год 6 месяцев

1) Обобщает предметы: находит   2 одинаковых    по значению, но разных по цвету или величине предмета: «Где собачка, где еще собачка?»

2) Узнает «картинки в действии» - собака ест, кукла спит,… (2 картинки).

3) Показывает одну из частей тела.

1) Начинает заменять звукоподражательные слова на общеупотреби-тельные  («ляля» - кукла).

2) Использует в речи однословную фразу:

«Дай» + жест рукой

Имеет активный словарь около 5-20 слов

Словарь состоит в основном из существительных

Часто повторяет слово или фразу снова и снова

Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием

Способен выполнять простые команды

1 год 9 месяцев

1) Показывает знакомые предметы на сюжетных картинках.

2) Отвечает на вопросы  при рассматривании сюжетных картинок (ребенок может ответить одним словом).

3) Показывает три части тела.

1) Обозначает  свои действия словами

(«спи, иди, упал»).

2) Связывает слова в двухсловную фразу:

 «Дай ку» - дай куклу.

- начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования ("папа туту" - папа едет).

Общее звучание речи смягченное.

Говорит о себе в 3 лице (по имени).

Отвечает на вопросы словами "да", "нет".

Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними.

Слушает и понимает небольшие рассказы.

ВОЗРАСТ

ДЕТЕЙ

РЕЧЬ

ПОНИМАЕМАЯ

РЕЧЬ АКТИВНАЯ

2 года

1) Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции: «Покажи, кто сидит, кто спит?»

2)  Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку из личного опыта. Отвечает  на вопросы взрослого словом или коротким предложением.

3) Показывает 5 частей тела.

4) Выполняет 2-х этапную инструкцию.

1) При общении со взрослым пользуется 2-3х словными предложениями.

2) Вводит в речь:  

  • прилагательные,
  • местоимения (я, ты, мы, он),
  • наречия (там, туда).

Называет целый ряд объектов из своего окружения

Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под

Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений  1,2 слова

Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому

Активный словарь примерно 150-300 слов

Объем и высота голоса плохо контролируются

Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают

Начинают появляться понятия “Я” и “мои”

Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”

Задает вопросы “Что это?”

К 2 годам называет предмет по просьбе.

Использует уменьшительно - ласкательные суффиксы (нос-носик).

Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока).

Знает слова большой-маленький, хороший-плохой.

Различает понятие один-много.

Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

2 года 6 месяцев

1) Понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («Положи на стул»).

2) Начинает понимать прочитанные сказки с опорой на картинку.

1) Строит  предложения из 3-х и более слов.

2) Появляются вопросы «Где? Куда?»

3) Использует в речи предлоги (в, на, у, с).

4) Использует в речи местоимения  «мой, моя, мои, мое».

3 года

Понимание

  • Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной ситуации.) Понимает  прочитанные сказки без опоры на картинку.
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем...»)
  • Слушает простые рассказы.
  • Различает предлоги "через", "между", "из-за", "из-под".

Словарь

  • Используют редкие слова во  множественном числе и в прошедшем времени
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Знает 1-2 цвета.
  • На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Он овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.

Грамматический строй речи

  • Употребляет  в  речи сложные предложения.
  • Использует вопросительные слова «Почему? Когда? Зачем?»
  • Рассказывает наизусть стихи,  потешки, песенки из 2-4-х строк с опорой на картинки.
  • Договаривает слова и словосочетания в стихах, чистоговорках.
  • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адрес, имена родителей
  • Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у).
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
  • Задает вопрос «что это?»
  • Согласовывает прилагательные и существительные ("красивая мама").
  • Отвечает на вопросы "почему", "сколько"
  • Начинает говорить от первого лица («Я»).
  • Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе

Звукопроизношение

Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется.  

  • заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: [р] и [л] — [и] или [л'], шипящие и твердые свистящие — мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т'], [д'] (сюба, тюба вместо шуба, сянки, тянки вместо санки, зюк, дюк вместо жук, тяй вместо чай).
  • нередко твердые согласные заменяются простыми по артикуляции мягкими (дяй вместо дай). Причем такая заме¬на обнаруживается лишь в группе переднеязычных звуков ([т], [д], [с], [з]) и почти не наблюдается при произнесении губно-губных ([п], [б], [м]) и губно-зубных ([в], [ф]) согласных, хотя в процессе становления звуков последние появляются раньше, чем соответствующие им пары мягких согласных. Многие дети заменяют звук [ы] звуком [и], звук [х] звуком [к].
  • правильно и четко произносят гласные звуки [а], [у], [и], [о] (некоторые дети еще могут заменять или недостаточно четко про¬износить звуки [ы], [э]), согласные [м], [п], [б], [г], [д], [н], [в], [ф], [к], [г], [х] (некоторые дети еще заменяют звук [х] звуком [к]: клеп вместо хлеб, смягченно произносят звуки [т], [д]: тянк вместо танк), йотированные звуки [и], [йа], [йу], [йэ], [йо], усваивают мягкие согласные [с'], [з'] (твердые соглас¬ные большинство детей начинают правильно произносить к концу года). Звук [ц] отсутствует и заменяется звуком [т'] или [с'] ([с]). Однако к концу года этот звук у некоторых детей появляется и произносится правильно.
  • начинают правильно произносить звук [л'], заменяя им недостающие звуки [л], [р'], [р] (люк, лепа, лядио вместо лук, репа, радио). Многие малыши заменяют всю эту группу звуков звуком [и] (йук, йена вместо лук, река), иногда звук [л'] заменяют также звуком [и] (бойно вместо больно). В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки. При стечении двух или трех согласных нередко выпадают даже те звуки, которые легко произносятся в простых одно-, двухсложных словах (пигин вместо пингвин).

    Следует отметить, что к трем годам одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твердых свистящих звуков звуками [т1], [д']; неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков [с], [з], нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).

4 года

Понимание

  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам

Словарь

  • Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
  • Знает названия знакомых животных.
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад).
  • Называет свое имя, возраст, пол.
  • Определяет пол людей (он — папа, она — мама).
  • Использует прошедшее и настоящее время.
  • Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне».
  • Понимает и называет слова-обобщения (одежда, игрушки и т. д.).
  • Подбирает рифмы к словам.
  • Грамматический строй речи
  • В речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги: по, до, вместо, после;  союзы: что, куда, сколько.
  • Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик).
  • Умеет подбирать и называть простые антонимы;
  • Умеет согласовывать простые существительные с числительными;
  • Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела - до леса).

Звукопроизношение

  • Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки .
  • Исчезает смягченное произношение согласных.
  • У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов [Р], [Р`].

Фонематические процессы

  • различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)        К 4 годам
  • определяет наличие звука в слове

5 лет

Лексика

  • Запас слов увеличивается до 2500-3000.
  • Активное употребление обобщающих слов («одежда», «овощи», «животные» и т.п.),
  • Называние  широкого круга предметов и явлений окружающей действительности.

Грамматика

  • В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор).
  • В предложении используются все части речи.
  • Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
  • К концу пятого года высказывание ребенка начинает напоминать по форме короткий рассказ.
  • Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.
  • К концу пятого года объем активного словаря составляет около 3000 слов, что дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли.
  • Все чаще и шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние все чаще выступают в роли подлежащих).
  • Расширяется спектр используемых предлогов, появляются сложные предлоги (из-под, около, перед и т.д.).
  • Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко  приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят»), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), неправильно употребляют сложные предлоги, допускают нарушения в структуре предложения.

Связная речь:

  • Дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

6 лет

Лексика 

  • Словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.
  • Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.
  • Активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.
  • Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
  • К шести годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности.
  • Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи.
  • Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме».
  • Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи.
    Речь не косноязычная.
  • Согласует свою деятельность с другими людьми. Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием их значения. Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети.
  • Ребенок может рассказывать при поддержке взрослого.
  • Отвечает на вопросы.
  • Может написать свое имя.
  • Ребенок не только выделяет существенные предлоги в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.
  • Дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.
  • Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и  за счет названий отдельных частей предметов, глаголов, суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять в этом возрасте.

 

Грамматика

  • В рассказах детей иногда наблюдаются  неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога «между» используются слова «в середине»).
  • На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
  • В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний.
  • Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон,  ламп, карандашей).
  • Ребенок легко образует существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей - учитель, читает книги - читатель), прилагательные из существительных  (ключ из железа - железный, стакан из стекла - стеклянный).
  • Однако в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых  существительных («грушев» вместо «груш»), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине» стоят часы»), неправильное употребление предложно-падежных конструкций.

Связная речь 

  • В диалогической речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
  • У ребенка на шестом году жизни совершенствуется связная речь.

7 лет

Лексика 

  • Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (например, одежда и обувь зимняя и летняя, а не просто одежда и обувь).
  • У детей складывается представление о многозначности слов (чистая куртка, чистый воздух).
  • Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, способен в процессе речи подбирать синонимы.
  • Большое влияние на формирование у детей, грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.
  • В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения.
  • Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

Грамматика

  • В этом возрасте дети правильно согласуют между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых имен существительных.
  • Правильно употребляют сложные предлоги. к моменту поступления в школу ребенок имеет в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы, правильно употребляет предложно-падежные конструкции.
  • В дошкольном возрасте процесс овладения речью ребенком, конечно же, еще не заканчивается. Да и речь его в целом не всегда бывает грамматически правильно оформленной.
  •  Правильное развитие грамматического строя речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться и в школьные годы и на протяжении всей жизни.

 Связная речь

  • В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками, может поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту.
  • Во время рассказа  он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
  • На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной.
  • При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказывания.
  • В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описание игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать содержание небольшого художественного произведения.
  • Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"

Активизация знаний педагогов  по логопедии....

развитие речи в онтогенезе

этапы развития речи...

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.

(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе...

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»

Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

РЕЧЬ не является врожденной способностью, а развивается в процессе ОНТОГЕНЕЗА (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развит...

Развитие речи в онтогенезе.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни). Для того чтобы выявить патологию речи, необходимо...