Занятие - путешествие "В лес пойдем: грибов, ягод наберем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фаль Виктория Николаевна

Занятие направлено на систематизацию знаний детей о лесе, грибах, ягодах, на развитие речи через обучение созданию образных характеристик объектов ( ягод или грибов), обогащение речи детей глаголами, закрепление умения употреблять предлоги.  Игровые приемы, применяемые на занятии, положительно влияют на эмоциональный настрой детей, соревновательный характер  заданий активизирует мыслительные способности детей. Занятие будет полезно учителям-логопедам, дефектологам, родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

-Сформировать представление о лесе, грибах, ягодах.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

- закреплять и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания;

-  обогащать активный словарь (гриб, боровик, подосиновик, подберезовик, груздь, волнушка, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, белый, ножка, шляпка, куст, ягода, клюква, брусника, малина, морошка, черника); формировать глагольный словарь (искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать)

- Развивать связную речь; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными);

- тренировать навык составления предложения с пространственными предлогами (в, на, из, под, из-под); учить выделять предлоги из словосочетаний и предложений; формировать навык правильного их употребления.

Коррекционно-развивающие:

- развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание, общую, тонкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать активность, инициативность, навыки самостоятельности, взаимодействия и сотрудничества; любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: желтый лист со стихом, мяч, иллюстрации с изображением грибов и ягод, карточки с изображением схемы предлогов  на, под, в, из, схемы и картинки для составления предложений, запись волшебной музыки

Ход занятия

I  Организационный момент

– Здравствуйте, ребята!

- Сегодня к нам в окошко залетел желтый лист. Посмотрите, ребята, да он не простой, на нём что-то написано. Давайте прочитаем:

«Дорогие, дети! Отгадайте загадку: Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём».

- Почему лес называют домом? (Потому что в лесу живут животные, птицы, насекомые, растут деревья, кустарники, травы, цветы, грибы, ягоды.)

II Объявление темы

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес, чтобы лучше рассмотреть    грибы и ягоды, которые там растут. Вы согласны?

- А как должны вести себя туристы в лесу? (Не разоряйте птичьи гнезда, не шуметь в лесу, не разжигайте костры в лесу, не оставляйте мусор в лесу.)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем,

В страну лесную улетаем.

1,2,3,4,5-

Смотрим глазками опять.

Игра «Загадай загадку»

Послушайте загадки:

Под осинкой у тропинки                         У девчонки – тонконожки

Кто стоит среди травы?                           Ярко-красные серёжки.

Ножка есть, но нет ботинка.                   Под листочек загляни-ка,

Шляпка есть, нет головы                        Там краснеет ….

- Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и  лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

Логопед рассыпает на ковре плоскостные изображения грибов  и ягод и предлагает детям встать на ковер, представив, что это лесная полянка.

Физкультминутка

Мы с друзьями в лес пойдем,

Ягоды, грибы найдем.

Их в корзинки соберем

И домой их принесем.

-У каждого из вас картинка с изображением гриба или ягоды. Сейчас садитесь на места и загадайте загадку про то, что вы нашли, а ребята попробуют отгадать.  

Игра «Чего не стало»

Дети загадывают загадки вначале про грибы. Все изображения грибов выставляются на доске, затем 1 карточка убирается (то же с ягодами)

- Ребята, какой гриб пропал?

- Ребята, какая ягода пропала?

Игра с мячом «Что делают?» (обогащение речи детей глаголами)

- Что можно делать с грибами и ягодами? (искать, собирать, перебирать, срезать, мыть, чистить, варить, сушить, жарить, мариновать, заготавливать, найти, сорвать)

Игра «Маленькие и важные слова»

- Когда вы отвечали на мои вопросы, вы использовали маленькие, но очень важные слова. Они помогают нам узнать, где находится предмет. Рассмотрите схемы и ответьте, где находится кружок, и догадайтесь, какие предлоги они обозначают.

на           под          в             из

Придумайте предложения с этими предлогами. А помогут вам справиться с заданием схемы и картинки.

(Подосиновик растет под осиной. Земляника зреет на солнце. Клюква растет на болоте. Мальчик принес из леса целую корзину грибов.  и т.д.)

Л. Вы справились с этим трудным заданием. Давайте отдохнем.

Зрительное упражнение «По ягоды»

Справа зреет земляника,

Слева – сладкая черника,

Справа красная брусника,          движения глазами влево - вправо

Слева спеет голубика

Ягоды все соберем                       сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

Отдохнем, домой пойдем.           повторить 6-8 раз

Игра «Исправь ошибки»

- Я тоже приготовила для вас небольшой рассказ  о ягодах и грибах. Послушайте, что у меня получилось.

 

      Грибы и ягоды растут из леса. Подосиновики в осине, подберезовики на березе. Ягоды – черники и малина под кустиками. Соберу грибы из корзины, а ягоды под банку и принесу домой. Дома из клюквы сварю вкусный  грибной суп, а из белых грибов освежающий, полезный морс.

 - Кто заметил ошибки в моем рассказе? Исправьте их и повторите мой рассказ правильно.

III Подведение итогов (Оценка работы детей.)

- Закрываем глаза и возвращаемся в группу (звучит волшебная музыка). Лес приготовил нам подарки/

Логопед предлагает вспомнить, чем они занимались, что им было интересно делать, оценивает их работу.

  • Спасибо! Все были молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-путешествия по окружающему миру для средней группы «У медведя в бору грибы ягоды беру…»

Занятие предназначено чтобы закрепить знания детей об изменениях в природе, формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах и расширять кругозор детей о пользе природных витаминов для чело...

Конспект заняти по оркужающему миру "Грибы , Ягоды"

Уточнение и расширение представления детей о грибах и лесных ягодах....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ                 «ГРИБЫ. ЯГОДЫ» (старшая группа)....

Конспект подгруппового НОД в средней группе компенсирующей направленности «В лес пойдем, грибов, ягод соберем» Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря....

Занятие по познавательному развитию "Грибы.Ягоды"

Представляю конспект занятия по познавательному развитию детей 5-6лет по лексической теме Грибы, ягоды, в котором ипользую такие методы и приемы, как мотивация, практическая деятельность, дидактически...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Грибы, ягоды"...