ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
методическая разработка по логопедии

Киселькова Татьяна Сергеевна

опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОСТРОМЫ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 67»

156008 Российская Федерация, город Кострома, улица Шагова,207. Тел. (4942) 42-73-33

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

       ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

учителя-логопеда

Центра развития ребенка - детского сада 67 города  Костромы

Кисельковой Татьяны Сергеевны

Кострома 2018

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий в организации образовательного процесса. В связи с этим среди практиков, учителей-логопедов, возник вопрос – нужно ли использовать ИКТ в процессе коррекции речи детей? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство коррекции речи дошкольников». С разрешения жюри, я далее буду термин «информационно-коммуникационные технологии» называть ИКТ.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  

Я работаю учителем-логопедом. Целью моей работы - научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели я использую в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяю современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы. Такие требования предъявляются к современному педагогу. В должностной инструкции учителя-логопеда сказано, что он должен знать: основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс»

Сегодня я хочу поделиться опытом, как ИКТ помогают мне в работе. Я вижу их необходимость для себя, для детей и в работе с родителями.

Для меня, как для педагога, ИКТ полезны для:

Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение).

Ведения электронного портфолио.

Ведения документации.

Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

С детьми ИКТ я использую в процессе совместной деятельности на коррекционно-логопедических занятиях в качестве современного наглядного материала. Еще К. Д. Ушинский заметил: "Детская природа требует наглядности". Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня как учителя-логопеда большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка. В поисках новых путей и методов организации коррекционного обучения, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе Power Point (создание мультимедийных презентаций).

В пункте 2.11. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года определена модель организации образовательного процесса в ДОУ, где особое место отведено взаимодействию с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Я считаю, что использование ИКТ может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей следующим образом:

Привлечение родителей к созданию мультимедийных презентаций.

Использование средств ИКТ для психолого-педагогического просвещения родителей.

Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.

Совершенствование образовательного и коррекционного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи, определяют актуальность данной проблемы. Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.


3.  ЦЕЛЬ

Поэтому главная цель моего опыта это: использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как средство коррекции речи дошкольников.

ЗАДАЧИ

Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:

изучить нормативно-законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы учителя-логопеда.

ТЕХНОЛОГИЯ

Как и все, я когда-то была маленькой и любила играть.  Я накрывала стол или перевернутые стулья покрывалом. Это был мой дом. В нем я учила своих кукол, как и моя мама.  Я и сейчас, как в детстве, мечтаю построить дом, где будут жить дети с красивой, правильной речью. Поэтому технология построения моего опыта – это строительство дома.

5.1. ПРИНЦИПЫ

Строительство дома всегда начинается с фундамента. В дидактике основой, фундаментом являются принципы. Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые мы сегодня наполняем новым содержанием.

5.1.1. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

5.1.2. Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

5.1.3. Реализуя принцип доступности я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.  

5.1.4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

5.1.5. Принцип  наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты.

5.2.УСЛОВИЯ.

Для того чтобы наш дом был крепким, нужно создать определенные условия. В моем случае, для успешного применения ИКТ это:

Компетентность в области компьютерной грамотности

С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это в 2010 году я прошла обучение по новому курсу Программы Intel «Обучение для будущего».

Соблюдение требований к использованию ИКТ в образовательном процессе.

Вы видите их на слайде. Это соблюдение санитарно-гигиенических требований, а так же технические, эргономические и эстетические требования.

Санитарно-гигиенические требования. В СанПиН 2.4.1.2660-10 разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении.

Занятия с использованием компьютера следует проводить с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. После занятий проводят гимнастику для глаз.

Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.

Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.

Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.

Технические, эргономические и эстетические требования

Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.

Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.

Наличие необходимой материально-технической базы.

В нашем детском саду создана необходимая материально-техническая база, позволяющая применять ИКТ в работе с детьми.

Наименование

Количество

Компьютер

6 шт.

Ноутбук

1 шт.

Мультимедийный проектор

1 шт.

Экран

1 шт.

Принтер

4 шт.

Сканер

1 шт.

Копировальный аппарат

1 шт.

Ламинатор

1 шт.

Видеомагнитофон

2 шт.

Телевизор

3 шт.

Магнитофон

12 шт.

Фотоаппарат

8 шт.

Видеокамера

шт.

Создание методического банка мультимедийных презентаций и конспектов занятий с использованием ИКТ.

Построение банка мультимедийных презентаций я основываю на направлениях работы по речевому развитию с учетом тематического планирования. С ним вы можете познакомиться в приложении на компьютере.

5.3. СРЕДСТВА

Для реализации поставленных задач я использую средства, которые можно разделить на:

Аудиовизуальные (слайд-фильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации).

Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.).

Чаще всего в работе я использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создавая и используя мультимедийные  презентации, я учитываю своеобразие и особенности коррекционно-логопедических занятий каждого вида: индивидуальных, подгрупповых или фронтальных. Я могу самостоятельно скомпоновать наглядный и дидактический материал, исходя из особенностей конкретной группы, темы, и организовать занятие так, чтобы добиться максимального обучающего эффекта. Занятия с использованием ИКТ являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Я считаю, что использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на логопедических занятиях интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Сегодня могу смело сказать, современным языком, что в нашем детском саду создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы:

Формирование произношения.

Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Развитие связной речи.

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

Представляю вашему вниманию иллюстрацию некоторых фрагментов мультимедийных презентаций по каждому направлению работы.

Формирование произношения.

Предлагаю вам вместе со мной погудеть, «как пароход». Давайте «подружим» его с гласными.

Развития фонематического восприятия. Обучение грамоте. 

Работу по развитию фонематического слуха  начинаю с восприятия неречевых звуков, например таких: «вода капает».

Дайте характеристику. Какой звук [Л]? Где звук [Л] стоит в слове ЛУК?

                Формирование лексико-грамматических средств языка

Особенно необходимы презентации для развития словаря. Готовить презентации мне помогают родители, например по лексической теме «Дом и его части» была подготовлена презентация, которая знакомит детей с этапами строительства дома.

По теме «Предлоги» использую дидактическую игру: «Где котенок?». Посмотрите и скажите «Где котенок?».

                Развитие связной речи

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Использование анимированных картинок помогает учить стихотворения.

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

                Давайте  поиграем с Шариком. Если вы правильно выполните упражнения, Шарик залает.


РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

 

За 14 лет работы я выпустила 84 ребенка. (Диаграмма). Наблюдая их обучение, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду, помогают им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придает им уверенности. Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время на преодоление нарушений речи. 

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

положительную мотивацию обучения;

активизирует познавательную деятельность детей;

   Использование ИКТ позволяет проводить занятия:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,  анимация, музыка);

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

 А в целом, способствует повышению качества образования.

ПЕРСПЕКТИВА.

Говоря о перспективе, я с уверенностью говорю, что я хочу построить не один дом, где будут жить дети с красивой и правильной речью, где гармонично и корректно будут использовать ИКТ. Для того, чтобы быть настоящим профессионалом  и быть с компьютером на «ты», я планирую освоить другие компьютерные программы и специальное программное обеспечение, входящее в комплект интерактивных досок. В этом случае появляется возможность более «плотно» использовать некоторые их специфические интерактивные возможности. Надеюсь, что такая доска появится и у нас в детском саду.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3260 «Об образовании».

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства  Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 23 ноября 2009 года№ 655 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Федеральный закон от 29.10.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ:

Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.

Вренёва Е.П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. – ж. Логопед, № 5, 2010, с. 46

Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

Говиц Ю.М., Зворыгина Е.В., Поддьяков Н.Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

 Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

Ковалько В.И. Здоровиесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007

Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011, с. 68
Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005

Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.

Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.

Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.

ИНТЕРНЕТ- РЕСУРСЫ:

 www. iteach . ru

http://www.solnet.ee

http://www.detsat.ru

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// http://www.logopedia.ru

http:// festival .1 september. ru / articles


ПРИЛОЖЕНИЯ

Электронный банк мультимедийных презентаций.

Перспективный план коррекционной работы по развитию словаря,

грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет с ОНР.

Конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ.

Консультация для родителей с использованием ИКТ.

Консультация для педагогов с использованием ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

План реализации проекта « ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Статья "Информационные коммуникационные технологии, как средства логопедического просвещения современных родителей."

Чтобы находиться на "одной волне" с современными родителями, педагогу необходимо владеть икт-технологиями.Рекомендовать,консультировать,отвечать на наболевшие вопросы,презентовать свою работу и достиж...

"Информационно-коммуникационные технологии как средство освоения пространственных ориентировок старшими дошкольниками"

Современный дошкольник живет в мире, в котором компьютеризирована практически вся жизнедеятельность людей: техникой оснащен быт и окружающий мир (стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи,...

Статья по теме :"Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий"

В статье автором представлена актуальность ознакомления старших дошкольников с миром профессий; определение информационно-коммуникационных технологий и их потенциал в ознакомлении старших дошкольников...

Информационно-коммуникационные технологии как средство ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

В материале представлен опыт работы по использованию мультимедийных презентаций и авторского ЭОР "В мире живописи" для формирования представлений старших дошкольников о жанрах живописи....